Пересечь Уральский хребет в двух местах и прокатиться по Сибири

21 ноября 2011
Пересечь Уральский хребет в двух местах и прокатиться по Сибири
Пересечь Уральский хребет, туда и обратно в разных местах, проехать по Уралу и Сибири, забраться как можно дальше на север — такими были наши планы накануне выезда из Москвы летом 2010-го...


Примерная нитка маршрута: Пермь, Кизел, Кытлым (хорошо известный, можно сказать – культовый джиперский переход), Ивдель, дальше в Сибирь – Югорск, потом на север – Агириши, Хулимсунт (как звучит-то!), далее на запад, по технологическим дорогам газопровода, через перевалы Ируты и Пеленер в Вуктыл и отсюда по асфальту через Сыктывкар домой в Москву. Впрочем, жизнь, как обычно, внесла свои коррективы.


НА УРАЛ!
Прощай, прокопченная Москва! Кострома, Киров, Пермь… Чем дальше на восток, тем дышится легче. Асфальтовая часть до Кизела оказалась насыщенной культурно – встречались и старинные церкви, и музеи, и тайники геокешинга. Впрочем, в таких путешествиях меня больше интересует спортивно-внедорожная составляющая, поэтому далее речь пойдет именно о ней.

Чтобы сделать этот снимок, пришлось больше часа карабкаться на крутую скалу. Но вид того стоил!

Воздух прозрачен, тепло, но не жарко. Безветрие, синее небо, зеленые луга и леса, речка, скалы и горы, домишки, облепившие склоны…  Всего-то 1300 километров от дома, а ощущение, что попал в другое измерение. Остаться бы тут навсегда… Но мысли о суровой зиме в этих местах возвращают с небес на землю.

ЗОЛОТЫЕ НЕДРА
Северный Урал предстал крепким, коренастым трудягой. Всюду следы промышленного освоения края. Изуродованные человеком ландшафты соседствуют с девственными швейцарскими пейзажами. Урал суровый, но не опасный. Уже давно заметил, что чем дальше в глубинку России, тем надежнее, увереннее она выглядит. Тут нет привычной для средней полосы разрухи и запустения. Даже давно заброшенные шахты в горном поселке навевают не тоску, а оптимизм. Здесь осталось множество дорог – и лесовозных, и технологических к горным выработкам, плюс насыпи по рекам от промышленной добычи золота. Кстати, уральские богатства еще сохранились. Удалось увидеть платиновый и золотоносный рудники. Увы, современные гигантские драги и экскаваторы совершенно не перекликаются с романтическим образом старателей прошлого.

После лесных препятствий езда по реке – курортная прогулка. Вода прозрачна, обходимся без пешей разведки

ШАГИ ПО ТАЙГЕ
Неотмеченная на карте линия электропередачи и широкая, как аэродром, дорога приводят на заброшенный, а далее и на действующий карьер. Оказывается, электричество питает шагающий экскаватор, причем весь путь по тайге между приисками он преодолел сам. Сначала для него расширили просеку, а затем двадцать четыре часа в сутки экскаватор шагал, подтягивая за собой ЛЭП. На преодоление расстояния в 12 километров ушло 20 дней.

АСФАЛЬТ И КОРДОНЫ
Из атмосферы уединенности ненадолго выныриваем на дорогу общего пользования. До Ивделя идет асфальт. Неожиданно на горизонте появляется дым. И тут то же самое – лесные пожары! Все входы в леса перекрыты. Удивляет непривычная слаженность и организованность – посты на каждом съезде, во всех населенных пунктах объявления о наборе добровольцев для тушения пожаров. Далее не раз встречали механизированные бригады, занимающиеся локализацией возгораний или подготовкой к встрече огня. Месяцем ранее мне пришлось участвовать в гуманитарных и противопожарных операциях в Рязанской области – разница ощутимая! Там имела место самоорганизация на фоне растерянности и отстраненности властей, здесь же именно местные власти были инициаторами борьбы с огнем. Однако, отдавая должное, не думаю, что эта организованность и запреты спасли нам жизнь или спасли лес от нас. Нас везде разворачивали. Никакие уговоры на стражей порядка не действовали. Обидно, хотелось сделать побольше новых наметок для будущих экспедиций, но, видно, время такое… От Ивделя берем на восток.  Там спокойней, в Югорске пожаров нет.

… Медвежьего тупика. А это след его хозяина

«УРАЛЫ» ТУТ НЕ ХОДЯТ
Агириши произвели приятное впечатление. Дыра, конечно, но никаких намеков на разруху. Местные эмчеэсовцы и охотники, разглядывая машины, мотают головами: «Не, ребята, на Хулим (так они называют Хулимсунт) вы не пройдете!» Но не разворачиваться же прямо тут? Надо посмотреть!

Круглогодичные лесовозки быстро заканчиваются – и перед нами «улучшенный» зимник. После закрытия основного зимника по нему вывозят технику с базы и опорного пункта дорожников. Это в  90 километрах от Агириша. Различимы следы, оставленные техникой, едущей по начавшему оттаивать грунту. Вроде слегка примятый протектором «Урала» участок оказывается сейчас бездонной кашей из глины и песка. Следам верить нельзя! Последний «Урал» ушел отсюда еще весной. Застреваем, лебедимся, но в целом продвигаемся довольно бодро…

После лесных препятствий езда по реке – курортная прогулка. Вода прозрачна, обходимся без пешей разведки

ЗИМНЯЯ ЖИЗНЬ
Песок, сосны, белый мох, речка. Отличное место для ночлега. Да и комаров почти нет! Эта законсервированная база выглядит довольно уютно. Оборудование и техника вывезены, помещения не заперты – не от кого. Есть аварийный запас топлива. Немного напоминает внезапно брошенный поселок, но аура совсем иная – как только станет холодно, люди опять сюда вернутся.

За базой начинается настоящий зимник. Сырые заболоченные колеи уходят вдаль на 200–300 метров. До Хулимсунта еще не менее ста километров, из которых сорок тотального бездорожья. Пробиваемся, но, после того как подтягивание на лебедках становится основным способом движения, собираем совет. Мы уже превзошли самые оптимистические ожидания наших собеседников в Агиришах, но, как они и предсказывали, придется возвращаться. Скорее всего, летом этот маршрут проходим лишь на квадриках, ну или уж совсем фанатами. У нас же из пяти машин только две на 35-х колесах…

Урал до сих пор остается кладезем полезных ископаемых, но для нас он – галерея незабываемых пейзажей

ПИРОФОБИЯ
Преодолев линии огня, уходим обратно в Ивдель. Запасной вариант – перевал в районе Денежкиного камня. Но в лес нас опять не пускают. Смещаемся еще дальше на юг и в итоге ломимся по просеке, огибая кордон. Из-за запретов и перекрытий места стали совсем безлюдны. Встречаем лишь пожарную бригаду на ГТД. Долго обсуждаем варианты движения огня, и как обойти возможные ловушки. А чем дальше мы едем, тем гуще дым вокруг. Темнеет. В эфире экспедиции тревожная тишина. Вслушиваемся – нет ли характерного для верхового огня воя. С тревогой следим за скоростью и направлением ветра. В таком плотном лесу стремительный пожар не оставит шансов. Необходимо искать большую поляну для ночлега. И обязательно с рекой. Космоснимки вселяют оптимизм – скоро будет «лысина» старого прииска. Теперь мы даже благодарны истязателям природы за этот «ландшафтный дизайн», позволивший получить передышку. Находим наиболее безопасную точку и разбиваем лагерь… Ночь прошла неспокойно в ожидании огня, но изменившийся утром ветер развеял все волнения.

ВЕЗДЕ НАШИ!
Встречаем след внедорожных покрышек Simex – это, конечно, коллеги. Не далее чем две недели назад тут проехали несколько автомобилей и не вернулись. Значит, дорога куда-то выводит. Местами она тяжелая, но работа с лебедками пока воспринимается как развлечение, да и погода на нашей стороне. Видим указатель переезда на дереве и несколько знаков. Интересно, мы уже близки к цивилизации или просто эти места были более обжитыми в прошлом? Еще один указатель – «Кутим 2 км. Золотанка 30 км». Существенную часть пути дальше вынуждены ехать по пляжу и дну реки Улс.

Золотанка. Глубинка – глубже некуда. Но если бы не такие места, я бы уже давно разочаровался в российском добродушии и гостеприимстве. Как же мы зачерствели в своих душных городах!

ЕСТЬ ВРЕМЯ? МОЖНО СРЕЗАТЬ!
От Золотанки идет грейдер до Красновишерска. А отсюда и вовсе асфальт до самого дома... За окном проплывают экзотические виды промышленного сердца России. Но приключение еще не закончено. Карты предвещали существенную срезку через бывший Коми-Пермяцкий округ. О, как тут без асфальта уютно и красиво! Холмы, поля, перелески, деревеньки, вьющаяся, уходящая в даль пыльная дорожка. А ведь всего каких-нибудь сто лет назад вся европейская часть страны была именно такой… В итоге срезали, но потеряли лишний день. Зато получили удовольствие и впечатления. А мы ведь за ними и ездили!