Байкал манит путешественников всех национальностей, но ведь чудес полно и за Байкалом

23 января 2012
Байкал манит путешественников всех национальностей, но ведь чудес полно и за Байкалом
Байкал справедливо лидирует в любом рейтинге «Чудес России». Но, оказывается, не менее красиво и интересно и за «славным морем»… Летом этого года компания «Volkswagen Коммерческие автомобили» организовала беспрецедентный по масштабам проект «Большое путешествие Amarok» – пробег через всю страну, от Калининграда до Владивостока.


В течение двух месяцев в крупных городах на площадках дилеров VW проводились мастер-классы и тест-драйвы для всех желающих, а на берегу Балтики и в песках неподалеку от Цимлянска устроили показательные внедорожные спецучастки. Однако настоящее испытание бездорожьем было оставлено на забайкальскую часть маршрута. Изначально предполагалось проехать от Северобайкальска через Тынду до Хабаровска вдоль трассы БАМа, с обязательным посещением северной пустыни – Чарских песков. Однако из-за проливных дождей маршрут пришлось спешно менять. В итоге мы оказались на Байкале, а наш потенциально экстремальный этап превратился скорее в краеведческий. Впрочем, от этого он стал не менее увлекательным.

Вынослив и силен как волк!
Полный привод 4Motion с блокировкой заднего дифференциала  позволяет VW Amarok преодолевать трассы любой сложности

У ОЗЕРА
Из столицы Бурятии Улан-Удэ караван из четырех Amarok отправился на север к восточному берегу Байкала, в долину реки Баргузин. Дорога петляет между сопок, подъемы сменяются спусками, вокруг тайга. Погода благоволит – яркое солнце и никаких намеков на осадки. Сегодняшний пробег короткий – через две с половиной сотни километров мы уже в Усть-Баргузине. Разбиваем лагерь километрах в трех от него, на берегу песчаной бухты. В нашем распоряжении весь вечер, можно насладиться закатом и искупаться. Местные жители говорят, что байкальская вода бывает теплой лишь считаные дни в году, в остальное время войти в нее можно, лишь стиснув зубы от холода. Нам повезло!

Переправа через Баргузин.
На этом пароме мы отправились в загадочную страну Баргуджин-Токум

ЦИФРЫ И ДОГАДКИ
Максимальная глубина Байкала – 1640 метров (плюс-минус 2 процента), а средняя составляет более 700 метров. Это самое глубокое озеро на Земле, и оно содержит пятую часть всех мировых и 90 процентов российских запасов пресной воды. И если это известные цифры, то о происхождении самого слова «Байкал» до сих пор ведутся споры. По одному из предположений оно возникло от тюркского «бай-куль», означающее «богатое озеро». Есть версии, связанные с монгольскими «байгал Далай» («большое озеро») и просто «байгал» («богатый огонь»). В Китае его называли «бэйхай» – «Северным морем». А первые русские, побывавшие здесь в XVII веке, употребляли поначалу эвенкийское «ламу» («море»), а затем перешли на бурятское «байгал-нуур», впоследствии несколько упростив его и чуть исказив фонетически.

СВЯЩЕННАЯ ДОЛИНА
Чтобы продолжить путь на север, необходимо воспользоваться паромом. В Усть-Баргузине возле переправы царит оживление. Похоже, центр поселка находится именно здесь, а не на центральной площади возле администрации, как это обычно бывает… Но вот к берегу подходит наше плавсредство в виде довольно большой баржи, буксируемой очень маленьким катером. Капитан лихо закладывает разворот против мощного течения, и понтон плавно касается бортом причала. Вместе с нами переправляются груженный щебенкой «КАМАЗ» (паром сразу как-то опасно просел) и два микроавтобуса с туристами из Европы.

У VW Amarok – официального автомобиля сложнейшего в мире ралли-марафона «Дакар» – дикая натура, и он не скрывает этого!

По другую сторону Баргузина нас ждет страна Баргуджин-Токум, что в переводе с монгольского означает «край света». В стародавние времена эту территорию населяли племена лесных монголов и тунгусов. По одной из легенд отсюда была родом прабабка Чингисхана. По другой – его мать Оэлун была уроженкой Баргузинской долины,  и после ее смерти он приказал тайно вернуть ее тело на земли предков, а затем объявил их священными. Эти места и станут на ближайшие два дня объектом наших интересов.  

БОГИНЯ НА КАМНЕ

Делаем остановку в селе Ярикто. Вблизи почитаемой всеми бурятами горы Бархан Уула находится Баргузинский дацан. В 30-е годы прошлого века во время гонений на религию его имущество спрятали на склонах Баргузинского хребта. Уже в наши годы неподалеку от поселка случайно обнаружили ритуальную пирамидку с изображением тысячи Будд. Это послужило поводом для начала поисков спрятанных буддийских реликвий. В 2005 году один из лам, войдя в состояние медитации, «увидел» на скале среди леса образ танцующей богини Янжимы. И он правда там есть – «коллаж» из цветных пятен высотой около метра, созданный на огромном валуне выходами природной охры и белил. Для буддистов Янжима – это богиня искусств, мудрости и благоденствия, дающая жизненные силы. К ней обращаются желающие завести детей. Находится священный камень в лесу в километре от дацана, и весь этот путь украшен ритуальными лентами и платками с мантрами. Дует ветер, колышутся ленточки, звучат молитвы…

Участки бездорожья. Хотя наш пробег из экстремального превратился скорее в краеведческий, без офф-роуда не обошлось

ПЕСОК И ВОДА
Раз не получилось пройти участок по бездорожью и проверить в деле возможности автомобилей, значит, это бездорожье надо придумать! Сворачиваем с накатанной трассы в сторону и оказываемся среди типично монгольского пейзажа: вдоль грунтовки тянутся степи, дальше виден песок, и все это окружено горами на горизонте. Еще километров десять – и перед экспедиционерами открывается настоящая пустыня с дюнами и барханами. Один за другим пикапы проходят импровизированную внедорожную дистанцию, которая с каждой минутой становится все сложнее и сложнее. Но песок плотный, и засадить ни одну из машин так и не удалось.

К вечеру добрались до «курортных» вод. В ущелье реки Алла (приток Баргузина) из-под земли бьют горячие целебные источники, известные еще с середины XIX века. Всего их более сорока с температурой от 50 до 77 градусов. А еще на Алле, по словам встреченных туристов, отлично ловятся хариус и таймень!

С запада и севера долину реки Баргузин ограничивают скалы Баргузинских Альп, а с востока – склоны Икатского хребта

ПЕЙЗАЖ НА ДЕСЕРТ
Турбаза «Умхей», где мы провели ночь, расположена на острове. Чтобы добраться до нее, пришлось штурмовать брод. На базе есть спасательный ГАЗ-66, но он не понадобился – VW Amarok отлично справились сами. Это место стало самой северной точкой нашего короткого путешествия по Баргуджин-Токум. Возвращаемся в Усть-Баргузин, правда, другим маршрутом – вдоль Икатского хребта, обрамляющего Баргузинскую долину с востока. Но пока не добрались до гор, опять видим вокруг степные ландшафты.

Минуем Ининский «сад камней» – хаотичное нагромождение гигантских камней, оставшихся после ледника, и останавливаемся возле Бык-камня. По бурятским обычаям, если обойти его несколько раз вокруг, духи пошлют удачу.

Ининский «сад камней».
Спустившийся с гор ледник притащил с собой множество огромных валунов и живописно разбросал их по местности

Возвращаясь в лагерь на берегу Байкала, я пытался причесать впечатления от увиденного, но никак не мог сформулировать их в сжатом виде. Кажется, мать-природа не поскупилась, и здесь есть все: горные кручи с бурными порожистыми реками и степи с солончаками и барханами, сосновые боры в песках и непроходимый таежный бурелом. Ну и красавец Байкал… Нужные слова я нашел у А. П. Чехова. В одном из путевых очерков он писал: «В Забайкалье я находил все, что хотел: Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния». И еще в письмах: «Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии». И ведь правда – Бурятия интересна и удивительна именно своей многообразностью.

ГОЛОВА ВОЖДЯ
А вот о будущей столице современной Бурятии классик русской литературы, торопящийся на Сахалин, оставил потомкам всего три слова: «Верхнеудинск – миленький городок». Город ведет свое начало с 1666 года, с момента появления на берегу Уды казачьего зимовья, разросшегося к 1698 году до острога, а затем и города. В 1934 году он был переименован в Улан-Удэ (с бурятского «Красная Уда»), став столицей Бурят-Монгольской АССР (была учреждена в 1923 году). Сегодня центр республики выглядит вполне современно (по данным переписи 2008 года всего в Бурятии порядка миллиона жителей). В нем сохранилось много памятников прошлого, но, пожалуй, все-таки основная достопримечательность города – бронзовая 42-тонная голова Ленина высотой почти восемь метров. Этот шедевр был создан архитекторами Г. В. и Ю. Г. Нерода, его проект экспонировался на выставках в Монреале и Париже… Честно говоря, знакомству с Улан-Удэ мы посвятили от силы час, прогулявшись вечером по центру, а вот в Иволгинском дацане провели почти весь день.

Бухэ-шулун, или Бык-камень. Буряты считают, что камни необычной формы обладают магической энергетикой

КОЛЕСО УЧЕНИЯ
Буддизм в Бурятии был признан официальной религией еще в 1741 году. В конце XIX века здесь действовало 40 дацанов, в которых жили более 10 000 лам. Дацаны выполняли функции учебных заведений, там печатали книги, развивали иконопись. В 1938 году все они были закрыты. Только по многочисленным просьбам верующих в 1946 году было разрешено создать один дацан. Им и стал монастырь в местности Иволга в 38 километрах от Улан-Удэ. Ныне это столица буддизма в России. Его полное название в переводе на русский звучит так: «Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости».  

В дацане оказалось много посетителей  – и верующих, и просто туристов. Один из монахов провел нам экскурсию и подробно рассказал о главной реликвии – нетленном теле Хамбо-ламы Итигэлова, прикоснуться к которому сюда едут со всего мира.

Иволгинский дацан. С 1999 года имеет статус высшего учебного заведения, готовящего буддийских священнослужителей, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам

***
...И еще одна чеховская строчка: «…от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза». Так и есть, лучше не скажешь. Поэтому, покидая Бурятию, мы немного завидовали ребятам, которые с Amarok Tour ехали дальше на восток…


НЕОБЪЯСНИМО, НО ФАКТ
С 1911 по 1917 год главой буддистов Восточной Сибири был Даши-Дорджо Итигэлов. Кроме религии, он занимался философией и медициной. За организацию госпиталей во время Первой мировой имел награды от правительства. По рассказам очевидцев, уже тогда он мог ходить по воде. В 1927 году Итигэлов сел в позу медитации и, пообещав вернуться живым, попросил прочитать погребальные молитвы. Через несколько дней монахи в той же позе лотоса поместили тело учителя в саркофаг и предали земле. Впоследствии для контроля его извлекали дважды: в 1955 и 1973 годах. В сентябре 2002-го с соблюдением всех юридических тонкостей тело эксгумировали и поместили в отдельное здание. Судебные эксперты подтвердили сохранность кожного покрова, волос, ногтей, подвижность суставов, эластичность и мягкость тканей. Но объяснить этого пока никто не может. Остается ждать, когда Хамбо-лама вернется к людям и поведает о своих путешествиях…