Письмо редактора. Разберёмся в тонкостях Техрегламента

Письмо редактора. Разберёмся в тонкостях Техрегламента

Ехали мы, ехали и, как говорится, приехали... Отныне всем, у кого есть силовой бампер с лебёдкой, экспедиционник или лифт с большими колёсами, гарантировано пристальное внимание со стороны ГИБДД. Обычный шноркель или свет на крыше могут поставить внедорожник вне закона, то есть на прикол. Не говоря уже о тридцать пятых колёсах. Верховная власть приняла новый Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (который мы просто называем «Техрегламентом»), а власть пониже, в лице инспекторов дорожного движения, получила команду рьяно его исполнять.

Справедливости ради надо отметить, что запрет на самостоятельное внесение изменений в конструкцию автомобиля был всегда. Ещё в СССР наличие неродного железа жёстко пресекалось сотрудниками ГАИ, вплоть до снятия номеров, то есть того же запрета на передвижение. Правда, в те далёкие времена изменений никаких и не было, как и самих внедорожников в частных руках. Максимум «Нива» с багажником на крыше, да и тот из ближайшего автомагазина, то есть сертифицированный советской властью. Редкие оголтелые кулибины-самодельщики не в счёт. И вот грянули 1990-е. Новая власть в новом государстве занималась чем угодно, только не вопросами техрегламента. Гаишный надзор за тем, что колесит по дорогам, уменьшался с каждым годом, и к двухтысячным почти полностью иссяк. Формальный техосмотр – последний оплот хоть какого-то технического наблюдения за автомобилем со стороны правительства – пал под натиском либеральных настроений. Сотрудники ГИБДД не обращали внимание на автомобили с изменениями, в крайнем случае соглашаясь с тем, что небольшая оплата лучше долгих разбирательств. До 1 января 2015 года, когда был принят новый Техрегламент Таможенного союза, каждый мог тюнинговать своё авто так, как ему заблагорассудится. Весь 2015 год и почти половину 2016-го действующий регламент почти не отражался на работе органов ГИБДД и Технадзора. Точнее, не отражался в регионах. В Москве процедуру одобрения практически заморозили, ссылаясь на негласное распоряжение сверху и на предстоящее вступление в силу новых правил. Но кто успел, тех не трогали. До поры… Дальше вы знаете. Протокол, десятидневное предписание, угроза аннулирования учёта. Сверху стукнули кулаком по столу, внизу взяли под козырёк.

 

_ASB1_1

 



А как это выглядит в так называемом цивилизованном мире? Да, в принципе, так же, как по закону должно быть и у нас, но чуть проще. Владелец любого транспортного средства, которое вызывает у автосервиса, проводящего техосмотр, подозрение в переделках, обязан привезти с собой комплект бумаг, подтверждающих сертификацию как самих изделий, так и работ по их установке. Всё! У нас путь несколько длиннее – изменения ещё должны быть внесены в свидетельство о регистрации, после чего никаких дополнительных бумаг от водителя человек с жезлом требовать уже не должен. Кстати, некоторые производители оборудования ещё несколько лет назад обеспечивали себя и своих клиентов этими самыми сертификатами на детали и работу. Но сегодня на дороге они вас вряд ли спасут.

Нужно войти в положение тех, кому продвинутый тюнинг-центр, помогающий с легализацией, не по карману, а может, его просто физически нет в радиусе двухсот километров. Но ездить по делам, на работу, к родным по отсутствующим дорогам, по затопленным по лобовое стекло оврагам и бурным рекам надо. Единственная в семье «Нива» давно и безвозвратно порезана и переварена под большие колёса, а её фотографии до этого овнедороживания, которые потребуются как отправная точка легализации, не сохранились. Как быть? Закопать свой вездеход и забыть о нём навсегда?

Мы попробовали разобраться в деталях происходящего, пригласив тех, кто стоит к проблеме ближе всего: производителей, поставщиков и установщиков тюнинг-оборудования.
Я сам любитель переделок и усовершенствований. Ни один мой автомобиль без них не обходился. И я согласен с тем, что время дикого привинчивания и переваривания прошло. Но как так оказалось, что многолетнее невнимание к техническому состоянию со стороны власти внезапно компенсировалось жесточайшим террором по отношению к нашим внедорожникам?
За компанию с нами, под такой же запрет попали стритрэйсерские экзерсисы в металле, лоурайдеры, не способные преодолеть лежачий полицейский... А заодно провинциальный рейсовый автобус и самая тривиальная дедушкина «Волга» с газовым оборудованием, поскольку газовые системы тоже в одночасье оказались незаконными! При том, что для большинства водителей газовых машин выбор топлива не инженерный эксперимент, а единственная финансовая возможность передвижения! Это мы иронично глядим на них сверху вниз, а ведь им – те же слёзы.

Итак, что же делать сегодня? На мой взгляд, надеяться, что это очередная кампания, которая угаснет через пару месяцев, наивно. «Лицензия на отстрел» выдана, и нет оснований полагать, что как минимум в течение этого года рейды не будут повторяться. Конечно, накал любого мероприятия постепенно спадает, но от столь ёмкой со всех точек зрения ниши, просто так никто не откажется. Это, как и платные парковки, вроде как наведение порядка и одновременно неплохой бизнес. Допустим, для тех, кто только погружается во внедорожную пучину, есть десятки контор между ГИБДД и НАМИ, готовых подготовить документы, узаконить и т. д. Да и любой более или менее серьёзный тюнинг-центр вынужден сегодня этим заниматься, чтобы не терять клиентов. А как быть тем, кто уже «давно и всерьёз»? Прямо сейчас я бы посоветовал всем, у кого есть хоть какие-то бумаги, всегда возить их с собой, демонстрируя инспектору и убеждая его в легальности переделок. Возможно, особенно в столице, это не сработает, но шанс всё равно есть, как и при любом общении. Хотя, конечно, это полумера.

Поднимать «волну негодования» против техрегламента, скорее всего, тоже малоперспективно. Во-первых, он давно принят, во-вторых, по похожим правилам живёт весь остальной мир, в-третьих, наши власти в принципе не любят сдавать назад. А вот приводить закон в цивилизованный и понятный вид нужно однозначно.

Таким образом, сейчас нужно решить три задачи:
1. Требовать однозначности трактовки статей закона. В таком виде он только увеличивает коррупционную составляющую.
2. Добиваться упрощения самой процедуры. По крайней мере, из неё нужно исключить первоначальную демонстрацию заводского состояния уже перестроенных автомобилей.
3. Перенести сроки применения наказаний и штрафов для автомобилей, которые уже эксплуатируются. Хотя бы потому, что за десять дней даже физически нельзя успеть провернуть процедуру внесения изменений.

За это время владельцы смогут оценить, есть ли вообще возможность узаконить свой вездеход. Когда объём переделок ограничен, есть смысл их зарегистрировать. Самостоятельно или при помощи тех же контор. Если такая процедура совсем уж невыгодна или физически невозможна, придётся просто разобрать его и использовать узлы и агрегаты в следующем, уже легальном проекте. Ну, или заморочиться и пройти весь нелёгкий путь оформления самоделки. В общем, нет одинаковых машин, поэтому нет и одинаковых решений.

А мы будем следить за развитием ситуации. Надеюсь, мы выстоим. Если, конечно, ГИБДД начнёт, наконец, подписывать документы на переделки.

 


 

ПАВЕЛ ФИЛИППОВИЧ,
ДИРЕКТОР КОМПАНИИ OJ

pavel---OJ_2Техрегламент, вообще-то, существует давно. Не год и не два. В нём, собственно, и расписано, что допускается в конструкции автомобиля, а что нет. Никаких существенных изменений не произошло. Если эксперты из специализированной лаборатории (а их сегодня уже несколько десятков) признают транспортное средство удовлетворяющим условиям этого техрегламента, то оно сертифицируется. Идеальная процедура сертификации во временном аспекте выглядит так: лаборатория, которая даёт заключение на возможность внесения изменений, – около недели, визит в ГИБДД за получением разрешения на внесение – один день. Этап самих изменений – сколько получится, временные рамки зависят от фантазии владельца. Заключительное разрешение лаборатории – ещё неделя, и снова один день в ГИБДД на внесение изменений в свидетельство о регистрации и ПТС. Если говорить о том, что можно сделать без регистрации, то вырисовывается следующее: если, например, багажник на крыше можно демонтировать простейшим инструментом прямо на месте, то регистрация не нужна, если же он смонтирован так, что демонтаж простейшими средствами невозможен, то регистрация потребуется. Больше того, вопреки расхожему мнению, что колёсам больших диаметров (33 и 35 дюймов) путь в нашу страну теперь вообще заказан, отмечу, что их установка возможна при соответствующей доработке тормозов и подвески. Главная сегодняшняя проблема – разрешение на уже произведённые изменения. Поскольку у владельцев, как правило, нет даже фотографий до переделок. В этом случае есть два пути: или возвращать машину в первоначальное состояние, или, если возврат невозможен, оформлять её через экспертную лабораторию как самоделку.

 

 ЯН ХАЙЦЕЭР,
УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЁР КОМПАНИИ ARB РОССИЯ

Yan---ARB_3Долгие годы я, по сути, был локомотивом в вопросе решения этой проблемы в Москве и регионах. Ещё когда документ назывался техрегламентом России, а не Таможенного союза. Написан он крайне плохо, а у многих пунктов появляются различные толкования. В итоге то, что сегодня началось, похоже на боевые действия, но за что идёт война? За возможность реализации законного права. Лицензированные компании получили сертификаты на свою продукцию, приобрели предметы тюнинга, растаможили их, привезли. Эти компании и владельцы машин не могут реализовать свои права, потому что по закону владелец должен внести изменения в документы, но фактически ГИБДД больше года вообще не вносит эти изменения, не одобряет подаваемые документы. В Москве уже полтора года как вообще не проводят разрешений под самыми разными предлогами. Существует мировая практика, но, несмотря на это, у нас такое простое, по сути, действие почему-то не проходит. При этом серьёзно тюнингованными внедорожниками пользуются, например, МЧС, спецслужбы, военные и т. д. Почему простым смертным этого делать нельзя? Ведь всё, что нами установлено, одобрено инженерами и экспертами из серьёзнейших мировых институтов.

В ближайшее время мы обязательно соберём на общий совет все заинтересованные структуры. Потому что, помимо владельцев внедорожников, это забота и о большом количестве работающих людей, занятых как раз в том самом малом бизнесе, о котором постоянно говорят с самых высоких трибун! Тут не только экономика, а ещё и важный социальный вопрос. На мой взгляд, нужно сделать текст закона понятным, таким, чтобы его пункты трактовались однозначно, и провести амнистию для тех, кто уже переоборудовал автомобиль. Не надо думать, что мы ставим на внедорожники что попало и как заблагорассудится. Больше того, часто в жертву безопасности приносится даже удобство пользователя, например, значительно усложняется процесс использования лебёдки, потому что она сильно утоплена в конструкцию. Но разрешено только так – и значит, только так и может быть установлено. Нигде в мире такие вещи не попадают под тотальный запрет без объяснения причин. Проблему надо решать на уровне закона, общаясь с представителями власти. Наше действие – не только массовый отклик и петиции, но и общение на законодательном уровне. Важно донести до власти, что это нужно не для развлечения и не для того, чтобы красоваться на дороге, а чтобы полноценно жить и работать.

 

ИЛЬЯ БАРСУКОВ,
ДИРЕКТОР «АВТОВЕНТУРИ»

barsukov_4На мой взгляд, ситуация до конца не понятна, поскольку в ней царит полный инфовакуум, как и при любых нововведениях. Как быть сейчас и как вопрос будет развиваться в дальнейшем, ясности нет ни у кого. Главным образом потому, что нет единой линии поведения у самой ГИБДД. В регионах ситуация очень разная. В Москве вышло известное распоряжение о выявлении и наказании владельцев, предписывающее в десятидневный срок либо вернуть машину к заводскому состоянию, либо узаконить переделки. При этом Москва больше года изменений вообще фактически не вносит (в ГИБДД и Гостехнадзоре). В регионах при этом всё регистрировали и люди проходили процедуру везде, кроме Москвы. Ещё была информация о предписаниях с Камчатки, но там по причине массового недовольства губернатор вопрос просто «подвесил» и рейды по отлову прекратили. При этом нет детальной и однозначно понятной информации о том, какие изменения допустимы, а какие нет, почему одно и то же в Москве нельзя, а, к примеру, в Твери можно. Есть много пунктов Техрегламента, которые можно трактовать по-разному. А это, как всегда, даёт людям в погонах возможность произвольных толкований. В общем, вы ездили десять лет и вдруг оказались вне закона.

В абсолютном большинстве, мы нормальные законопослушные люди, но нам не дали даже полгода на приведение машин в соответствие. На то, чтобы просто подумать и решить, что делать с уже построенным внедорожником. Не забывайте, для многих это не шоу-кар, а утилитарная вещь, на которой только и можно проехать, например, в деревню к родственникам или на охоту. У нас в регионах чуть в сторону от трассы свернул – и на неподготовленной машине без силового бампера, лебёдки, серьёзных колёс проехать уже невозможно. Кроме того, это ударит по автоспорту. УАЗики и «Нивы» самодельные, которые люди годами строили – хозяева их физически и финансово не смогут довести до желаемого органами ГИБДД одобрения типа транспортного средства. Вы представляете, в какие деньги им это выльется? Возможность самостоятельного творчества тоже пойдёт под нож, потому как легализовать его абсолютно нереально. Нужен конструктивный диалог между ГИБДД, Гостехнадзором и представителями внедорожного движения. Надо подключить РАФ, ДОСААФ, который участвует в организации внедорожных соревнований. Нужно провести встречи, выработать правила игры. Иначе десятки тысяч владельцев фактически лишатся своего транспорта, а и без того не слишком мощное внедорожное движение просто умрёт. Если посмотреть на остальной мир, то тема везде развивается и палки в колёса никто не ставит. Надо рассматривать опыт других стран, а не запрещать только потому, что неохота разбираться в деталях.

 

ЯН СИДЯКИН,
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР «КЛУБА 4Х4»

yan-sidiykin-4x4_8Похоже старые, ещё советские, принципы закрыть, запретить и т.д. вновь набирают силу. Но возникает ряд вопросов. Подготовленный внедорожник, с относительно небольшими изменениями конструкции, а чаще всего двигатель, трансмиссия, рама, кузов, тормозная система, рулевое управление вообще не меняются, на дорогах общего пользования в разы безопаснее большегрузного транспорта, тракторов и прочей самоходной спецтехники. Почему нужно запрещать разумные изменения? Ведь помимо чисто утилитарных целей, подготовленные внедорожники давно стали частью весьма патриотических видов отдыха в пределах РФ: охоты, рыбалки, любительских соревнований. Альтернативой пляжам Египта и Турции – стоимость курортного отдыха сопоставима по бюджету с базовой подготовкой внедорожника. Действующий Регламент ориентирован, скорее, на Европу, где дороги давно не одна из бед, как у нас, а сказка. Но жителям российской глубинки в этом вопросе сложно равняться на Европу. Может быть наоборот, нужно было ударить по бездорожью и разгильдяйству качественно подготовленными внедорожниками? Хотя мы сейчас уточняем возможность использования приемлемого для всех варианта решения проблемы – смены категории ТС с М1/N1 на М1G/N1G. Цитирую Техрегламент: «Приложение № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента.

1.1. Классификация транспортных средств по категориям.
2.1. Категория M1 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили.
1.2. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)
1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G), могут быть отнесены транспортные средства категорий М и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории М1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и
1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъём 30%.
1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять, хотя бы пяти из шести приведенных ниже требований:
1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм
1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

Примечания: 1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к категории G, транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.
2. Способность транспортного средства преодолевать подъём установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчётным методом; однако технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.
3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости защитные устройства не учитывают.

Понимаете, о чём я? Сменить категорию сегодня куда проще, чем регистрировать изменения конструкции. Но, похоже, даже для сотрудников ГИБДД наличие этой категории стало откровением. В общем, будем уточнять!