Путешествие в Карелию

25 июля 2013
Путешествие в Карелию
Летающие камни, идолы, наскальные рисунки, аномальные зоны и прочие чудеса Севера... Карелия славится своей природой и деревянным зодчеством. Но есть здесь еще и множество необычных мест с особой жизненной энергетикой.


Они-то и вдохновили меня на эту поездку.



САД ЛЕТАЮЩИХ КАМНЕЙ
Чего только не рассказывают о горе Воттоваара, перемешивая правду и домыслы. На ее вершине, на территории примерно в 6 кв. км, располагается около 500 камней-сейдов, установленных на «ножках» из более мелких камней и из-за этого называемых летающими. По одной из версий, Воттоваара не что иное, как древний храм саамских шаманов. У каждого сейда был свой колдун, который после смерти переселялся в камень. Но откуда появились камни и какая сила заставила их «взлететь»? Кто-то считает, что это дело рук самих саамов. Оппоненты возражают, дескать, камни достались колдунам от более древней и развитой цивилизации. Существуют и более приземленные объяснения, «винящие» ледник, прошедший тут миллионы лет тому назад. Он тащил с собой огромные глыбы, которые по мере таяния льдов превратились в необычные сооружения. Вроде все логично, но в сказку, честно говоря, тоже хочется немного верить…





Пегрема.
Часовня Варлаама Хутынского – памятник северной архитектуры, датируемый 1770 годом

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЛЕС
От места, куда можно добраться на машине, до вершины всего три километра. Отправляемся вдвоем по заросшей тропинке через лес. Под проливным дождем бредем вверх, продираясь сквозь лапы цепких деревьев, но… никаких намеков на вершину нет и в помине. Склон усеян то поваленными стволами, то валунами, напоминающими пирог, ровно нарезанный ножом, то оврагами, а то неожиданными озерами. В голове крутится одна мысль: гора нас не пускает. Она не пускает, но мы все равно идем. Третий час идем три километра…

– Я это дерево уже видел.
– И я видел, причем два раза, минут сорок назад.
– Мы что, кругами ходим?
– Да нет вроде, навигатор говорит, что мы здесь еще не были.
– Но я же точно помню, как сидел на этом камне! Что-то с прибором…
– Мистика…



Лестница в небо на Воттовааре.
Возможно, она вела в святилище, не сохранившееся до нашего времени



Карельская тайга.
Раньше по этой  дороге можно было проехать...

Постепенно ландшафт меняется. Лес становится редким и каким-то сказочным. Деревья извиваются замысловатыми узлами. Их кроны напоминают закрученные корни, и кажется, что они растут вверх тормашками. Неожиданно попадаем в облако тумана, а навигатор сообщает, что до точки полкилометра. Значит, все-таки пустила...

ТЕРРИТОРИЯ СПОКОЙСТВИЯ

Вышли на главную вершину. В центре довольно большое плато, на котором блестит озеро, окруженное каменным амфитеатром. А вокруг сейды. Их много. Есть маленькие, есть большие. По одному и группами. Наверное, нужно было проделать именно такой долгий путь, чтобы без хаоса в голове почувствовать это место. Именно почувствовать. У нормального современного человека увиденное вызывает убежденность в наличии у сейдов некоего порядка и определенного смысла. Что, впрочем, вызывает еще больше вопросов. Но северные мегалиты неохотно открывают свои секреты… У нескольких человек из команды на горе, как и у нас, случились проблемы с навигаторами, у других сбоила электрика автомобилей, а еще несколько по возвращении обнаружили в фотокамерах испорченные снимки. Случайности? Основная группа, с которой я приехал на Воттоваару, вскоре сняла лагерь, а я еще несколько дней в одиночестве  изучал окрестности. Можно верить или нет в сказки и легенды, можно придерживаться версии о ледниковом происхождении – не важно, но если однажды решите здесь оказаться, не делайте этого второпях и шумными компаниями. Сюда не стоит ехать ради пикника. Такое место идеально подходит, чтобы забыть о суете и бешеном ритме городов, побыть наедине с собой и подумать о жизни.



Направление на Пегрему. Добраться до деревни-призрака  мы смогли лишь со второй попытки



Последний житель покинул Пегрему более 40 лет назад

КАМЕННЫЕ КНИГИ
Север, Белое море, поморы… Только одни эти слова уже манят в путь, но меня в первую очередь интересовал район, относящийся к теме путешествия.

Вблизи Беломорска находится одно из самых крупных и хорошо сохранившихся скоплений наскальной живописи. Комплекс состоит из трех основных зон: «Бесовы следки», «Ерпин пудас» и «Залавруга». Доступ к первой сейчас ограничен из-за аварийного состояния, но там часто работают археологи, и если повезет договориться, то можно увидеть петроглиф с изображением «Беса» и его огромные «следы». К двум другим попасть проще. Наиболее интересной мне показалась «Залавруга». Здесь обнаружены уникальные рисунки, не встречающиеся больше нигде в мире. Особенно впечатляют сцены гарпунной охоты на белуху и зимней охоты лыжников на лосей. Основные гипотезы о смысле петроглифов говорят о их возможно летописном значении, с помощью которых древние люди фиксировали события своей жизни. В том числе и некие мистические и культово-обрядовые церемонии. На некоторых рисунках можно увидеть духов, легендарных героев и мифологические события. Но оставим научные изыскания специалистам, для нас интересен сам факт существования подобных «галерей», где на каменных страницах запечатлена древнейшая история планеты.



Воттоваара.
Какая сила была способна поднять эти камни в воздух и водрузить на опоры?



ИДОЛЫ ОНЕГИ
Об этой деревне я узнал случайно от одного из карельских жителей. «Пегрема. Езжай, не пожалеешь», – сказал он тогда и оказался прав. Но, зная лишь приблизительное месторасположение и наивно рассчитывая на прогулку по лесной дороге, попасть туда с первого раза я не смог. Прокатавшись целый день по лесу и намахавшись лопатой, я в итоге нарвался на медведицу с двумя медвежатами. Обошлось, но цель достигнута не была. Второй заход на Пегрему был более основательным, плюс ко мне присоединился мой товарищ Женя, с которым мы неделей раньше штурмовали туманную Воттоваару. Поколесив по окрестным селам, поговорили со старожилами. Оказывается, не все так плохо: Пегрема хоть и покинута в далеких 70-х годах прошлого века, но туда иногда все-таки прорываются отчаянные джиперы. На самом деле интересовала нас не  сама деревня, а расположенный рядом с ней комплекс каменных идолов. Его нашел ленинградский ученый Анатолий Павлович Журавлев в 1985 году. Среди леса был случайно обнаружен камень, имеющий необычную форму и впоследствии названный «Идол Лягушки».



Беломорские петроглифы. Для нанесения рисунков на камни древние люди использовали специальные кварцевые «отбойники»

ПОТЕРЯННАЯ СРЕДИ ЛЕСОВ
Относительно безболезненно к Пегреме можно приблизиться на расстояние примерно 30 км. Дальше только заболоченные и заросшие лесом направления. Два дня мы врубались в тайгу и строили переправы. А последние расчетные восемь километров все-таки решили преодолеть пешком – и машины целее, и быстрее. Берем с собой только воду, спички, фонарь, банку тушенки и фотоаппараты. Болото кое-где по пояс, но случайно натыкаемся на старую гать из гнилых бревнами, и устремляемся по ней вперед. Ближе к Онеге становится суше и даже просматривается заросшая грунтовка. А саму деревню мы увидели, лишь подойдя к ней вплотную. Лес обступил почерневшие дома, и с расстояния двадцати метров едва можно разглядеть крыши. Всего, судя по треку, от машин мы удалились на 15 км, а ощущения такие, будто перенеслись в другой мир. Осматриваем деревню и вдруг натыкаемся на... домового! Представьте, тянусь к ручке двери, а на пороге появляется чумазый мужичок ростом метра полтора с шапкой всклокоченных волос, из которых торчат какие-то листья. И молча, не моргая, смотрит на нас. Первая мысль – надо завязывать с этой мистикой! В общем, дед оказался рыбаком, сказал, что приплыл на лодке. Хотя, когда мы прощались, почему-то назвался сборщиком ягод, да и ни одной лодки мы тут не увидели. Ох уж эти сказочники! «Домовой» уговаривал остаться у него на ночь. Не поддались. Попросил спички. Отдали ему коробок и банку тушенки. Маршрут записан в навигаторе, так что доберемся. Находим поляну идолов – основную цель похода, разглядываем камни, фотографируем. После исследований в 1991–1994 годах А. П. Журавлев пришел к выводу, что это одно их крупнейших языческих святилищ в Карелии. На террасе Онежского озера было раскопано более сотни объектов, датированных вторым-третьим тысячелетием до н. э. Не все открытия Журавлева официально признаны, а в научных кругах он и вовсе слывет чудаком. Как бы там ни было, но место это существует, и даже беглый взгляд на раскопки не оставляет сомнений, что это не случайное нагромождение камней. К тому же большая часть святилища еще ждет изучения.



Перевернутые деревья. Мистический лес несколько часов не пускал нас на вершину горы



Пегремский лес.Два дня мы буквально вгрызались в него, не раз приходилось строить переправы через ручьи и болота

…Сумерки накрыли стремительно. Решаем срезать петлю трека напрямик. Это идея стоила кучи сил и времени. Наткнулись на многокилометровую каменную россыпь. Огромными валунами, от полуметра и больше, был усыпан весь лес. Сил совсем не осталось, а прыгая по камням, где-то выронили флягу с водой. Перекусить бы, развести костер…

– Жень, а где наши спички?
– Там же, где и наша тушенка!

Тем временем окончательно стемнело, а впереди еще гать – хорошо, фонарик деду не отдали. Правда, слова его прощальные некстати вспомнились: «Мишка где-то рядом ходит…» Однако – добрались.

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

Вырвавшись из пегремских болот и обогнув Онежское озеро, направляемся на Бесов Нос, еще один район скопления петроглифов. По сути, никакой мистики в них нет. Однако есть изображения, которые сложно интерпретировать однозначно. Рассматривая их, невольно задумываешься о контактах наших предков с чем-то не совсем обычным. Как иначе объяснить рисунки, напоминающие демонов или инопланетян? К ним относится и персонаж, в честь которого назван мыс. Фигура «беса» напоминает человекоподобное существо, с бочковатым телом и квадратной головой. У него тонкие, непропорционально маленькие кривые ноги и тонкая длинная шея. Голова прорисована достаточно подробно. Можно различить рот, нос и несимметричные глаза. Пришелец или местный шаман в маске? Впрочем, Бесов Нос довольно популярен среди джиперской братии, многие из читателей наверняка здесь бывали и видели все сами. Мы же, кроме мыса, обследовали еще и близлежащие острова, где тоже есть наскальная живопись, но более позднего периода.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ СКАЗКИ

Путешествие по стране летающих камней подходило к концу, лесное бездорожье сменили пыльные дороги. Но прежде чем взять курс к дому, заглянул на Андом-гору, которая тоже считается местом силы. Говорят, что в стародавние времена здесь жили лучшие в округе врачеватели. Неспроста ведь? А чего только не находят тут геологи: и целебный шунгит, и кристаллический кварц, и окаменелости – древних рыб, моллюсков и папоротники, которым около 400 миллионов лет. А еще с горы открывается удивительный вид на бескрайние просторы Онежского озера  и таежные леса до самого горизонта…


ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Самые труднодоступные места маршрута – Пегрема, Бесов Нос, Воттоваара.

Рядом с ними нет ни заправок, ни проезжих дорог. Заправляйте полные баки при первой возможности и держите в запасе пару канистр с топливом. К Пегреме и Бесову Носу без лебедок и МТ-резины не стоит даже соваться. К Воттовааре дорога легче, но важен клиренс автомобиля. Есть несколько мест, где в дождливую погоду поднимается вода: не помешает шноркель. Уходя в пешие походы, берите с собой воду и карту местности. Почти везде по маршруту можно побаловать себя свежепойманной рыбой к ужину – не будут лишними рыбацкие снасти и наживки. Не забудьте, что летом в Карелии много не только комаров и клещей, но и мелкого гнуса. Репелленты, спреи, мази и москитные сетки должны обязательно быть в вашем снаряжении.

И последнее: места эти удалены от населенных пунктов, трезво оценивайте и рассчитывайте свои силы.