По местам грядущей олимпийской славы на Yamaha Viking

2 марта 2014
По местам грядущей олимпийской славы на Yamaha VikingЗа три месяца до открытия зимних Олимпийских игр российское представительство компании Yamaha организовало поездку на трехместных автоквадроциклах Viking по тем местам, где вскоре закипят олимпийские страсти...

Какая, казалось бы, связь? Ведь снегоходный кросс еще не вошел в программу зимней Олимпиады, да и вряд ли когда войдет.

Но связь есть: несколько сотен единиц мототехники Yamaha будет обслуживать Олимпиаду. Среди них снегоходы, квадроциклы и бензиновые гольфомобили. Часть этой техники уже начала поступать в Сочи. Нам же предстояло провести первое знакомство японских квадроциклов, не «нюхавших» еще России, с Кавказскими горами, где им предстоит вскоре усиленно трудиться.





ПРЕДОЛИМПИЙСКИЙ РАСКЛАД
Россия – уникальная страна. Все у нас поставлено с ног на голову, потому нет ничего удивительного в том, что зимнюю Олимпиаду мы решили провести на известном летнем курорте. Но даже здесь зимой иногда выпадает снег. Если на взморье он лежит иногда до обеда, то в горах – до марта, а то и до апреля.

Соревнования по зимним видам спорта, которым не нужны горы, будут проходить на равнинной части Сочи – в Адлере, в только что построенном Олимпийском парке. Состязаться по всем остальным видам спортсмены будут в окрестностях поселка Красная Поляна, расположенном в 40 км от моря. Снега здесь бывает больше, чем на море, но и он крайне непостоянен даже зимой. Однако это не страшно, так как соревнования будут проходить не в самом поселке, а в горах возле него, где зимой снег лежит постоянно. Потому и требуется внедорожная техника, предназначенная для разных стихий – и грунта, и снега. А в самом Олимпийском парке достаточно будет гольфомобилей.




К ВЕРХОВЬЯМ МЗЫМТЫ
В горы мы отправились из свежепостроенного гостиничного городка «Роза Хутор». Возник он на месте старого хутора некоего эстонца по имени Роза. Сейчас здесь конечная станция железнодорожной дороги, только что проведенной из Адлера. Через три километра заканчивается асфальт и начинается пограничная зона. Гражданам России никаких спецпропусков туда не надо, а вот сопровождавших нас японцев проверяли очень долго. Но в конце концов тоже пустили. Граница с Абхазией здесь совсем рядом, буквально за соседним горным хребтом, – она проходит по реке Псоу. А река Мзымта, соединяющая Красную Поляну с Адлером и вдоль которой мы едем вверх, здесь как раз поворачивает на восток, в сторону границы.

До этого места подъем был довольно пологий, и Yamaha Viking легко преодолевали его на одном лишь заднем приводе. А вот дальше дороги как таковой не стало вообще! Была лишь тропка, по которой иногда ездят лесники, браконьеры и их вечные противники – егеря с прочими охранителями природы. Пришлось подключить передний мост. Но двигатель Viking этого не почувствовал. По сравнению с предшественником Rhino мотор новичка стал не только чуть мощнее, но и более тяговитым на низких и средних оборотах. Ему вполне по силам возить по горам водителя с двумя пассажирами и почти три центнера груза в кузове. Но это еще не все: к нему можно и прицеп подсоединить. Хотя мы ехали без прицепов, но в каждой машине сидело по два человека, да и груз кое-какой лежал.


Ужин, спускающийся с гор. Результаты смешанных браков свиней и кабанов спокойно прогуливаются по окрестностям Красной Поляны

Все горы над Сочи входят в состав Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Проводником у нас был заместитель его директора. Любая хозяйственная и промысловая деятельность тут запрещена. Даже отходить от тропинок нельзя. И очень удивительно было видеть в горах табличку «Ловить рыбу запрещено!». Какая рыба в горах?! (Вспомнился детский «Ералаш»: «Здесь рыбы нет!» – «А кто это говорит?» – «Директор стадиона».) И только потом до сознания доходит, что где-то внизу, метрах в 20–30, бурлит Мзымта, в которой полно форели.

А горы осенние потрясающе красивы! С погодой нам повезло – светило яркое, почти летнее солнце, но грязь на размытых дорожках еще осталась. Листва на деревьях пожелтела и даже покраснела кое-где, и мы поняли, почему греки, спустившиеся сюда с перевала Псеашхо осенью 1878 года, назвали облюбованную ими поляну Красной. В это время краснеет даже папоротник! В 1899 году село это получило статус города и имя Романовск, которое не прижилось даже в царское время. Красный папоротник победил…


Над Хмелевскими озерами. Здесь не только небольшая гостиница, но и полянка для невиданных зверей, которых можно покормить

Несколько раз наша колонна натыкалась на пограничные дозоры. Ничего удивительного: в помощь к обычным стражам границы накануне Олимпиады по понятным причинам добавлены подразделения спецназа. Но после короткой радиосвязи с базой нам вновь давали добро на дальнейшее передвижение.

Вот после очередного подъема перед нами оказалась довольно ровная площадка, где сквозь деревья ясно был виден свежевозведенный вполне современный металлический забор. Как, и тут «большие люди» дачи строят?! Оказалось, нет: это загон для недавно родившихся оленей, которые вскоре и показались. Их будут постепенно приучать к дикой природе, а потом и вовсе отпустят на вольные хлеба.


На страже. Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан в 1924 году, а его главной задачей является сохранение и изучение экологических систем Западного Кавказа

Отсюда начинается знаменитая тропа к озерам Кардывач (из которого вытекает Мзымта) и Рица. Проехать туда нельзя, а только как в песне: «Туда, мой друг, пешком, и только с рюкзаком…» Мы же сменили восточное направление на северное и вновь полезли вверх. На некоторых подъемах приходится включать понижайку, а на особо размытых местах блокировать дифференциал. Благо все это делается очень легко и просто.

Обедали мы на высоте 1800 м на голом склоне, по краям которого лиственные деревья уже не росли. Их сменили хвойные – очень густые пихтовые. Еще подъем – и мы вышли на открытую площадку, с которой открывался прекрасный вид на заснеженный Гагрский хребет высотой 2500–2800 м и гору Агепста высотой 3256 м. Только ради одного этого стоило так высоко забираться!





Спускались уже по северному склону, здесь заметно холоднее и кое-где лежал снег, а на колеях – лед. Никакой АBS на Viking, конечно, нет, но и без нее он неплохо справлялся с торможением. Здесь начали попадаться «дикие деревни» – самопальные «дачи», в которых «краснополянцы» любят проводить лето.

НА ПРАВОМ БЕРЕГУ
На следующий день мы через Эсто-Садок, основанный в 1886 году эмигрировавшими с исторической родины эстонцами, спустились в Красную Поляну и вновь полезли в горы по правому берегу реки. Буквально через несколько минут мы оказались на смотровой площадке возле одного из охотничьих домиков. Отсюда вся долина была как на ладони. И старые населенные пункты с усиленно достраиваемыми малоэтажными гостиницами мировых брендов, и уже готовые олимпийские объекты, да и просто удивительной красоты горные вершины и склоны. В тестовом режиме далеко внизу прошел поезд.





Снова за руль – и вот мы возле Хмелевских озер. Оба озера – тектонического происхождения. Расположенные на высоте 1800 м, они наполняются только за счет дождей и тающих снегов, так что в конце осени они сильно уменьшаются в размерах и глубине. От них ведет обустроенная тропа к смотровой площадке, с которой открывается потрясающий вид на Главный Кавказский хребет. Самая высокая гора, которую можно обозреть с этого места, – Чугуш высотой 3238 м. Отсюда же видна и та часть долины, что была недоступна с предыдущего места обзора.

Нам предстояло пройти еще порядка 30 км по горным склонам, форсировать несколько рек, в том числе одну каменную, встретить огромный валун, просто лежащий посреди леса, и не задавить «одетых» в маскировочную сетку подсвинков, сильно похожих на кабанчиков. Местные жители не утруждают себя выпасом свиней, а просто отпускают их в горы, из которых хрюши после встречи с реальными кабанами приносят пятнистых и полосатых поросят.

Через горное село Медовеевка колонна «Викингов» спустилась вдоль речки Чвижепсе в долину Мзымты и через Красную Поляну вернулась в «Роза Хутор».

За эти два дня Yamaha Viking показали себя великолепными «горниками», руль которых (оборудованный усилителем) можно легко вращать даже одной рукой. Не было ни одной поломки! Из двенадцати машин лишь на одной пробили колесо. Правда, давление в них мы предусмотрительно подняли с 0.6 до 1.2 атм. Теперь нашим «Викингам» предстоит потрудиться на благо XXII зимних Олимпийских игр.