Туркмения: TERRA INCOGNITA

10 июля 2014
Туркмения: TERRA INCOGNITAПосле краха Советского Союза на месте исполинской страны образовалось 15 независимых государств.

Прибалтика потянулась к Европе, а бывшие среднеазиатские республики все больше ориентировались на Россию, поддерживая с нами дружественные отношения.

Единственным исключением стал Туркменистан, который в 1995 году объявил политику постоянного нейтралитета. Страна закрылась, отгородившись от соседей визовым барьером, который в большинстве случаев для граждан СНГ до сих пор остается неприступным. В интернете не нашлось ни одного полноценного российского отчета об автомобильной поездке в эту закрытую и необычную страну (в 4x4 Club см. публикацию № 1’2010. – Прим. ред.).





Туркмения – это четвертая страна в мире по запасам природного газа. Здесь действуют беспрецедентные бесплатные льготы на электроэнергию, водопользование и газопотребление


НЕЗАВИСИМЫЙ ТУРКМЕНИСТАН
Туркмения ассоциировалась у нас с бескрайней пустыней, с огромными запасами природного газа да со сводками новостных лент о «диктаторских режимах». Больше мы практически ничего о ней не знали. Начав готовить документы за несколько месяцев до путешествия и понимая, насколько сложны и непредсказуемы подобные согласования, мы были готовы уйти на запасной маршрут, включающий только Узбекистан. Но неожиданно произошло невероятное – нашей группе дали долгожданные разрешения, позволив проехать на своих автомобилях по территории независимого Туркменистана (именно так звучит официальное название государства). И вчетвером на внедорожниках Nissan Navara и TLC 80 мы отправились в приключенческую авантюру!

Минуем Бухару, покидаем Узбекистан и оказываемся перед туркменским пограничным КПП. Как и везде на Востоке, оформление небыстрое. Взимаются сборы за визу, за дешевое топливо – сумма высчитывается исходя  из протяженности маршрута – и за что-то еще дополнительное. Всего получается по 170–200 долларов с человека. Количество дней пребывания в стране строго ограниченно, маршрут заранее согласован с властями, отклонения недопустимы. Пункты въезда и выезда строго прописаны в документах. На границе нас встречает представитель туристической компании – интеллигентнейшая женщина, профессор иностранных языков Гозель. Любые перемещения без сопровождающего запрещены, посему все эти дни мы будем ехать вместе с машиной гида.



Песочница для взрослых.
Под ногами раскаленный каракумский песок и... тяжело удержаться от искушения!


КАРАКУМЫ – «ЧЕРНЫЕ ПЕСКИ»
Решив оргвопросы, начинаем движение. Пересекаем по понтонному мосту бурную Амударью. Берега возвышаются всего на 30 сантиметров над мутными водами реки, и кажется, что она вот-вот выплеснется наружу. В первом же поселке попадаем в кольцо любопытной детворы. На удивление все достаточно хорошо говорят по-русски, вот вам и железный занавес. Но поселок заканчивается, и окружающее пространство стремительно превращается в узкую полоску шоссе в песках. Начинается пустыня Каракумы, или «черные пески» в переводе с тюркского. Не покидает ощущение нереальности происходящего – повсюду только песок!

За бортом плюс 43 градуса, и в салоне Nissan становится подозрительно теплее и теплее. Останавливаемся. Из-за сильной вибрации разболтались крепления радиатора, а тот в свою очередь надломил трубку с хладагентом. Чтобы не получить тепловой удар, остаемся в майках, которые каждые двадцать минут поливаем водой.

И еще один сюрприз. Буквально несколько дней назад в Узбекистане мы были вынуждены платить по 50 рублей за литр дизельного топлива. Здесь же его цена около… 7 рублей за литр. В четыре раза дешевле, чем дома!



Самоспасение.
Отвести тепло в пустыне можно, лишь постоянно поливая майку и открывая окно

Проехав Мары (древний Мерв), направляемся к столице. Все это время дорога была полна выбоин, ям и прочих неприятностей и скорость не превышала 60 км/ч. За несколько десятков километров все стремительно преобразилось. Пыльная, разбитая провинциальная дорога превратилась в современное многополосное шоссе идеального качества. Впереди виднеются мириады огней. Мы въезжаем в столицу Туркменистана город Ашхабад.




В пекле.
В самый неподходящий момент на Nissan сломалась система кондиционирования...








ОАЗИС XXI ВЕКА

Пройдя утром обязательную регистрацию в милиции, отправляемся знакомиться с городом. Еще вчера мы ехали среди песчаных барханов, а сейчас перед нами современнейший мегаполис, ослепляющий блеском белокаменных зданий, стекла, золота, обилием дорогих автомобилей. Сложно поверить своим глазам! Госучреждения, высшие учебные заведения, новые дома, иногда просто школы и даже цирк – все это отделано дорогим качественным мрамором. Чистота на улицах неимоверная! Нас же периодически тормозят сотрудники ГАИ, указывая на грязные машины.
 – Мы же их мыли всего два часа назад, честное слово…
– Мыли? Тогда протрите тряпочкой пыль, автомобили должны блестеть!



Ну как дети!
Это не снег, а целая куча белоснежного, шелковистого и очень мягкого хлопка.

Гозель предупреждает, что фотографировать государственные объекты нельзя. Стоит мне только взять в руки фотокамеру, как раздается трель свистка и появляются люди в униформе. Снимать приходится как-то полутайно. Помимо большого количества сверкающих новых зданий, идеальных дорог с разметкой, кондиционированных остановок и люстр (!) на улицах в столице Туркмении много фонтанов. Центр утопает в зелени деревьев и газонов, что усиливает контраст с окружающей город пустыней.


ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ
В столице установлено около десятка позолоченных статуй первому президенту Туркмении – Сапармурату Ниязову (он же отец всех туркменов – Туркменбаши). Сегодня страной руководит Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов. Портрет действующего президента повсюду: он глядит на нас из фойе отеля, с передней панели такси, со щитов на улице, из книг, из телевизора и много еще откуда. Культ его личности не настолько сильно развит, как у предшественника, но для нас это все равно очень необычно. Наверное, такими же необычными казались наши машины для местных жителей. Они останавливались на улицах, спрашивали, откуда мы, желали счастливого пути, делая это искренне, доброжелательно и совершенно бесхитростно. А хозяин турфирмы полдня провел в поиске крестовины для Nissan, не взяв ни копейки. «Вы наши гости!» – последовал ответ на мое предложение оплатить расходы.




Мечеть Туркменбаши Рухы.
Самая большая в Средней Азии и самая крупная однокупольная мечеть в мире



Оазис.
После сотен километров пустыни открывается Ашхабад – город полный зелени и фонтанов

В Туркмении особое отношение к коврам и ахалтекинцам. Классические ковровые узоры всех пяти регионов составляют часть туркменского флага. Это ревностно охраняемая традиция и важная часть национальной культуры. Музей ковра находится в монументальном здании. Оно огромное, очень тихое и пустое. За два часа мы не увидели там ни одного туриста. Зато вдоволь налюбовались на ковры ручной работы. Здесь хранятся самые большие ковры в мире – масштабные вещи весом под тонну! А в конном мире эталоном считаются лошади из Ахала. В течение 5000 лет ахалтекинская порода оставалась чистокровной и оказала большое влияние на арабских и английских скакунов. Ахалтекинцы красивы, сильны и грациозны, прекрасно адаптированы к сильной жаре. Нынешний президент большой поклонник этих лошадей и уделяет им много внимания.

И все-таки впечатления от Ашхабада остались двоякие. С одной стороны, везде чистота и красота, порядок идеальный, много зелени и приятные люди вокруг. А с другой, город какой-то неживой – пешеходов почти нет, кафе и ресторанов не видно, нет мест, где можно по-простому попить чай или кофе. Телефон нельзя использовать для передачи данных, есть только голосовая связь. В гостинице блокированы YouTube и Facebook (хорошо, хоть «Твиттер» работал) – чувствуешь себя несколько отрезанным от жизни.


ВРАТА В АД
Поселок Дарвазу находится в самом центре страны, в пустыне. В 70-х годах советские специалисты искали здесь газ. И нашли, но в какой-то момент буровая установка провалилась в каверну, ушла в песок и образовалась огромная яма. Газ решено было выжечь, чтобы через пару дней продолжить исследования. Однако запасы подземных кладовых до сих пор не иссякли, и огонь горит уже почти 40 лет. «Врата в ад» – так называют Дарвазу туристические путеводители.



Мрамор, стекло, бетон.
В Ашхабаде много современных зданий, отделанных дорогим европейским мрамором



Лошади  Ахала.
В честь ахалтекинских скакунов даже воздвигнут монумент

По дороге останавливаемся около хлопкового поля. Наконец-то пощупали руками и увидели, как растет азиатский «ак алтын» (белое золото). Прыгаю в кучу собранного хлопка как дитя малое, вызывая искреннее удивление местных хлопкоробов. Ощущение божественное – куча мягкой ваты!

Часа через четыре, поплутав среди барханов, затемно подъезжаем к месту назначения. Тут уже разбили лагерь немецкие туристы, чуть дальше итальянские. Зрелище, безусловно, потрясающее. Дыра диаметром около сотни метров, газ сочится из многих расщелин и тут же сгорает миллионами факелов. Из ямы выходит горячий, обжигающий воздух (это при том, что температура окружающего воздуха только час назад опустилась ниже плюс 40) со специфическим запахом. На краю горящей ямы находиться сложно. Ближе какого-то расстояния вообще не подойти. Будто неведомая сила не пускает тебя дальше – инстинкт держит на расстоянии, не позволяя приблизиться к адскому жерлу. Страшно! А сколько за эти годы сгорело газа, остается только догадываться…

Ночью в пустыне просыпается жизнь. Под ногами шныряет множество каких-то жучков, паучков, змеек. Встречаются скорпионы. Приходится внимательно смотреть, чтобы не наступить на них. Да и палаточная ночевка в таком месте не для слабонервных. Сон тяжелый: температура ночью не опускается ниже плюс 35 градусов, и все время кажется, что кто-то из ядовитых животных пробрался под полог… 



Поколения власти.
Позолоченная статуя первого президента Туркмении по-отечески взирает на скромную фотографию нынешнего главы государства



Красота важнее. Несмотря на дороговизну воды, в городе много фонтанов. Ощущение прохлады здесь всегда кстати



Современный Ашхабад. Новейшие дома, идеальные улицы и идеальная чистота!


ВДОЛЬ КАСПИЯ
Дальнейший наш путь лежал на Каспий, в город Туркменбаши, бывший Красноводск. Сегодня это небольшой курортный городок. Одноименный отель стоит прямо на берегу залива. Пробуем новый для себя рецепт плова, в котором вместо мяса используется осетрина. Вкусно, но по сравнению с Узбекистаном очень дорого.

Тут и там вдоль дороги видны источники туркменского счастья – газовые вышки. Держим мимо них курс на Казахстан. Слева Каспий, справа залив Карабогазгол, или озеро Черная Пасть. Это словосочетание знакомо мне еще с 7-го класса – в учебнике по химии было написано, что это место с огромным количеством солей. Залив соединен с морем узким перешейком, через который построен мост. Соли действительно много! Мы даже устроили «солевой дрифт». На фото кажется, что это обычный снег, но это соль, поверьте, самая настоящая и очень соленая.



Дары Востока. На местных рынках можно купить все, что растет в Средней Азии



В полях. Возле дороги продают вкуснейшие дыни и мед, собранный с колючек



Проезжаем поселок Бекдаш, последний населенный пункт на территории Туркмении, и через 200 километров попадаем в знакомый и уже близкий нам Казахстан. Шесть дней увлекательного маршрута по одной из самых закрытых стран мира пролетели как один миг. Прекрасные люди и интереснейшие места оставили только позитивные воспоминания. Если получится, то с удовольствием побываю в Туркменистане еще раз!






ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Виза. Нужно убедить власти, что у вас серьезное массовое мероприятие, иначе шансы попасть в Туркмению минимальны.
Пустыня. Запаситесь достаточным количеством питьевой воды. Помните о ядовитых насекомых и змеях.
Фотосъемка. Не фотографируйте административные здания, да и вообще не светитесь с фотовидеотехникой – блюстители закона могут ее конфисковать при малейшем подозрении.
Деньги. Лучше всего иметь с собой доллары, рубли здесь обменять сложно.