Ведь невозможно вычеркнуть из памяти расположение бензонасоса, хруст двухплечевой кнопки включения печки и люфт рукоятки КП, который руки будут помнить даже когда Илон Маск пересадит нас на свои машины будущего. Так вот именно с нами, ретроградами и любителями ставить слоников на телевизор, борется сегодня бренд LADA. За последние несколько лет по нашему околостарческому брюзжанию нанесли целую серию хлёстких ударов, начиная от дизайна автомобилей и заканчивая уровнем их оснащения. Ту легендарную «Жигу» вытравливают из нашей памяти, превращая в предмет вожделения коллекционеров, а не в повод проводить время лёжа не земле, ковыряясь с очередным умершим агрегатом. Но разве это плохо? Давайте анализировать вместе. Сделайте потише настенный ретранслятор, налейте чаю со слоном, и соберите бутерброд с колбасой, толстым слоем масла и чудовищной порцией холестерина. Начнём.
Возвращаясь в советские времена, давайте вспомним, какое количество автомобилей в СССР оснащалось кондиционером и АКП? А никакое! Точнее были единичные полуэкспериментальные экземпляры и волшебные во всех отношениях членовозы. Простой советский человек мог только заглядывать в окна машин дипкорпуса и известных людей, да удивленно цокать языком, заметив явный недостаток педалей. Мы не знали как это работает, не понимали насколько это удобно, зато могли ночью в тёмной комнате промыть карбюратор «трёшки», или перебрать её задний редуктор. Наши «Жигули» были главной семейной гордостью, после дедушкиных боевых наград и папиного партбилета. Одновременно с этим, мы с упоением читали маститых отечественных автожурналистов, с лёгким налётом обыденности рассказывавшим нам об очередном чуде буржуазного автопрома, со страниц единственного, отпечатанного на чудовищной бумаге, автомобильного журнала. Справедливости ради нужно отметить, что и они в глаза не видели того, о чём писали.
Мы мечтали, мы модернизировали свои автомобили, стараясь сделать их ближе к тем, что видели на картинках и в фильмах про зарубежных шпионов и прочих гадов, но с матчастью ничего поделать не могли, поэтому боролись с чёрт знает как включавшимися передачами, клали мокрую тряпку на бензонасос и прокаливали свечи зажигания на газовой плите.
Но эволюция неумолима и постепенно наш мир начал трансформироваться. В нём стали появляться импортные автомобили разной степени дохлости, но даже они были уже на заводе оборудованы тем, о чём мы грезили по вечерам, сразу после просмотра популярной телевизионной программы «Шире круг». А в Тольятти продолжали клепать карбюраторных динозавров...
Однако остановить прогресс, особенно если он стимулируется международным империализмом – довольно сложно. Примерно так же сложно, как остановить головой «Сапсан». Очень осторожно, чтобы не нервировать почтенную публику АвтоВАЗ, начал превращаться в то, что принято называть «брендом», со своими уникальными дизайном, философией и даже фирменным слоганом.
В словаре пользователей российских автомобилей появились слова «кондиционер», «круиз-контроль», «обогрев сидений», а вот с автоматической трансмиссией никак не везло. Точнее, её не везли, а только рассказывали сказки про аудиторию, которой АКП совершенно не нужна. Мол, не доросли ещё, как и до демократии.
И вот год назад случилось чудо и ладовские маркетологи прозрели, заметив, что большие города с их пробками и прочей тягомотиной – хорошая почва для заработка. Так в арсенале марки появилась «автоматическая трансмиссия». Почему в кавычках? Ну просто потому, что это не традиционная коробка с гидротрансформатором, а вариатор, с планетарным редуктором и гидротрансформатором, честь первым примерить который выпала кроссоверу XRay. С самым мощным мотором тольяттинской гаммы его сочетать не захотели, потому что... Ну нет и всё! Они там, на высоких этажах, лучше знают почему.
При этом общему для альянса мотору Н4М, мощностью 116 л.с., работа инженеров из Jatco вполне подошла. А вот насколько, мы выяснили опытным путём, сев за руль LADA Vesta Cross SW.
Прежде всего, хотим мы этого или нет, Vesta Cross — кроссовер. Именно так эта разновидность автомобилей стала выглядеть в последнее время, и именно таким способом многие автомобильные бренды вбивают длиннющие гвозди в крышку немногочисленных гробов «настоящих» внедорожников. Увеличенный дорожный просвет (203 мм, привет, Skoda Karoq), пластиковый обвес и передний привод. Среди некоторых представителей обновленцев встречаются экземпляры с электронными внедорожными помощниками, как, например, тот же XRay, но он с МКП.
О пьянящих голову воспоминаниях можно сразу забыть. Салон современной LADA не пахнет бензином, курить нынче не модно, а дым выхлопа не проникает в салон. Здесь рыжие вставки на сиденьях и дверях, фоновая подсветка и подогревы всего, что только можно греть, включая поясницы пассажиров заднего ряда, что нам, вечно бегающим по врачам меланхоликам, только в радость.
Но главное, это, конечно же, две педали. Именно то, о чём мы грезили под печальные песни Вячеслава Малежика. В новейшей истории бренда был эпизод, когда на автомобили стали ставить роботизированную коробку с одним сцеплением. Она запомнилась всем странной логикой работы и изрядной тормознутостью. После модернизации некоторые симптомы исчезли, но, судя по всему, ветвь признали тупиковой.
Наша задача дать оценку трудам маркетологов, инженеров и рабочих завода, поэтому мы сразу отправились в места, куда ещё недавно не мог заехать практически ни один автомобиль марки, кроме пресловутой «восьмёрки», которая, если верить комментариям в интернете, проезжала везде. Бездорожье! Оглашая округу некоторым количеством мата, сжав в кулак остатки воли и помолившись мы залезли в первую попавшуюся колею.
Что это, ребята? Машина, хоть и изрядно похрустывая пластиком, ползет по заботливо оставленным КАМАЗами рытвинам, мотор изредка подаёт голос, а подвеска упорно не желает отрываться от поверхности земного диска.
Да, шины дорожные и грязища нам не под силу, но очень убитая сельская дорога — вполне. Даже можно обнаглеть и газануть, наблюдая за поведением автомобиля. Трясёт конечно, но нет ощущения, что тебя везут голым задом по стиральной доске (да, мы ещё помним, что такое стиральная доска). Если хруст панелей начинает досаждать, можно сделать радио погромче, правда особого удовольствия это не принесёт — качество звука досадно низкое.
Несколько часов буераков и рытвин, щадящий, но достаточно жёсткий режим. Нет, мы не хотели перегреть трансмиссию, мы словно мальчишки резвились, пытаясь приучить сознание к тому, что российский, по сути легковой автомобиль, может так много.
Но есть и другая часть обязательной программы, которую нужно пройти в городе и на трассах. В городе, где гонки с соседями по потоку давно стали признаком провинциального темперамента, LADA Vesta с вариатором чувствует себя вполне сносно. Разгоняться особо негде — кругом камеры, да и скорость потока, увы, невелика. Это просто нормальный городской автомобиль, с большим количеством дополнений, входящих в комплектацию. Расход топлива, если не нервничать, колеблется около 10,5 литров, а на лючке написана греющая измотанную растущими ценами на бензин душу цифра «92». Но самое главное, не нужно дёргать треклятую рукоятку и поносить на чём стоит свет привод сцепления. К тому же, по большому счёту, на то, что находится в корпусе коробки передач — всем наплевать. Мы успели привыкнуть к комфорту, хотя всё ещё помним позывные «Радионяни». Вероятно, именно этого автовазовские менеджеры и добивались. Чтобы мы, толстыми котами, вальяжно шевелили лапками, осознавая, что такая реальность нас вполне устраивает.
Немного другие впечатления от трассы. Здесь проявляется недостаток связки мотора и коробки, выражающийся в очень ленивой реакции на резкое ускорение. Особенно это ощущается, когда навстречу твоему экипажу едет грузовик, а количество вариантов дальнейших событий становится больше, чем один. Обгоны нужно планировать заранее, просчитывать их точнее, а лучше вообще не гонять. К этому выводу приводит и звук мотора, который в зоне высоких оборотов становится чересчур металлическим.
Если настроить себя на спокойный ритм, а в нашем возрасте это просто необходимо, то LADA Vesta Cross превращается в неплохой вариант для семейных путешествий, в финале которых, водитель совершенно спокойно выезжает к берегу реки, не опасаясь за бампер и картер двигателя.
Что ж, чай, пожалуй, пора допивать. Тем более, что затевалось всё это с целью побрюзжать, а брюзжать, как выясняется, особо и не о чем. Современный качественный автомобиль. Да, не лишённый недостатков, но все они в плоскости нашего ритма жизни, где бешенные скорости, к сожалению, стали нормой. Порой ему не хватает динамики, порой он похрустывает пластиком, но он избавил нас от необходимости испытывать дискомфорт. Разве не об этом мы мечтали, когда Валентина Легкоступова пела свою «Ягоду-малину», а папа прокаливал свечи на конфорке?
Текст Максим Ракитин