Первоначально с точки зрения скорости будущий супервездеход был довольно скучным. Назывался он Jeep Wagoneer (серия J) и появился в 1963 модельном году. Его рядная «шестёрка» мощностью 140 л.с. разгоняла машину до 60 миль в час за 18 секунд, что могло считаться хорошим результатом лет 15 назад. Но в середине шестидесятых мириться с такими показателями было нельзя, поэтому уже в 1965 году появились интересные опции: V8 рабочим объёмом 5.4 л и мощностью 250 л.с., закупленный у American Motors, и трёхступенчатая автоматическая коробка GM. Скорость сразу же выросла до 170 км/ч, что было просто невероятно, особенно если учесть, что подвеска была только зависимая рессорная.
Далее, ровно через год, компания Kaiser, владевшая на тот момент маркой Jeep, выпустила внедорожник высшего класса – Super Wagoneer с внушающим уважение списком стандартного оборудования. Здесь, конечно же, был автомат и V8, мощность которого поднялась до 270 л.с. Теперь стрелка спидометра прыгала к отметке 60 миль в час всего за 11 секунд. А это было на уровне тогдашних дорогих полноразмерных седанов. При этом приятное управление на высоких скоростях обеспечивали гидроусилитель руля и вакуумный усилитель барабанных тормозов, которые стали двухконтурными.
Внутри всё было спорно. С одной стороны, присутствовали кондиционер и регулировка руля по углу наклона, а ещё дорогая отделка и обширный запирающийся на ключ бардачок между сиденьями с деревянными и алюминиевыми накладками. С другой, стёкла опускались только вручную, кроме электрифицированного окна в задней пятой двери. Несколько странно для люксового вездехода. Super Wagoneer выпускался до 1969 года. Его наследники, называвшиеся просто Wagoneer, сумели превзойти его по уровню комфорта, вот только таких мощных двигателей на них больше не ставили. Сначала из-за топливных кризисов 1970-х и новых экологических стандартов, а затем, в 1980-х, потому что правительство решило, что мощные автомобили американским гражданам ни к чему. Но, несмотря ни на что, много раз модернизированного ветерана всё равно покупали, потому что он был большой и роскошный, да и альтернативы ему не было. Пока не было. По ту сторону океана англичане уже вовсю готовились покорять Америку с восьмицилиндровыми Range Rover и Land Rover Discovery.
Король умер, да здравствует король!
21 июня 1991 года со сборочного конвейера сошёл последний классический Grand Wagoneer. А уже в январе 1992 года на автосалоне в Детройте был представлен его наследник серии ZJ, он же Jeep Grand Cherokee. Подзабытый факт — в максимальной комплектации он назывался не абы как, а Grand Wagoneer! Внедорожник представили крайне необычно. На презентации сидевший за рулём нового Jeep вице-президент Боб Лютц въехал на подиум прямо сквозь витрину!
Ох и шуму тогда наделал новый Grand как в прямом, так и в переносном смысле. Столь зажигательной смеси агрессивного дизайна, комфорта и полного привода ещё не было. Да и под капотом у него стоял V8 объёмом 5.2 л мощностью 220 л.с. С ним скорость сразу же перепрыгнула отметку 200 км/ч (правда, ограничитель срабатывал на 180 км/ч), а разгон 0–60 миль в час занимал около 9 секунд. Недурно при весе в 1 810 кг!
Конечно, спортивные внедорожники от GMC моделей Syclone (1991) и Typhoon (1991–1993) управлялись лучше (спереди стояла независимая торсионная подвеска) и были мощнее и быстроходнее. Что и говорить, если один из них во время теста на ускорение уделал Ferrari 348 TS, которая была в пять раз дороже! 0–60 миль в час за 5,3 секунды – это уже не шутки! Только вот незадача – дверей у Typhoon было всего две, а за чумовой разгон отвечала шумная и непрестижная «шестёрка» Vortec (4.3 л 285 л.с.), пусть и с турбонаддувом Mitsubishi TDO-4. То же «шестёрочное» проклятие тяготело и над Oldsmobile Bravada (1991 г.) с постоянным полным приводом. Что, кроме упрямства, мешало General Motors поставить на машины V8, решительно непонятно.
Ну а пока конкуренты отходили от шока, а покупатели изо всех сил голосовали кошельком за нового полноприводного спортсмена, тихо и незаметно были отправлены в отставку дорогие версии Cherokee (серии XJ). Одна из них называлась Limited, а вторая просто Wagoneer. И кроме журнала Automotive Industries, мало кто обратил внимание на то, что новая серия ZJ – это расширенная и доработанная серия XJ (например, спереди осталась немного измененная, известная по XJ зависимая подвеска Quadra-Link на четырёх рычагах и пружинах). Мера эта была вынужденная. В 1991 году Chrysler под чутким руководством великого Ли Якокки снова оказался на грани банкротства. Ирония была в том, что Якокка уже спасал Chrysler от банкротства 10 лет назад. В результате денег не хватало и выкручивались как могли, в том числе и применяя антикварные мосты Dana, не особо изменившиеся с 1960-х годов. Да и задние тормоза были барабанными. Зато сзади вместо листовых рессор поставили всё ту же четырёхрычажную подвеску (конечно, с доработками), что позволило увеличить ход на 38 мм (клиренс – 208–220 мм), а также улучшить плавность хода и управляемость. А поскольку пружин теперь стало четыре, то и вся подвеска стала называться Quadra-Coil. Отмечу, что эта четырёхрычажка не появилась бы без Франсуа Кастена, который ещё в 1970-х годах возглавлял команду Renault в гонках «Формулы-1», а в Chrysler стал начальником инженерно-конструкторского отдела.
Для устойчивого движения на высоких скоростях Grand Cherokee получил стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, газовые амортизаторы и ABS в стандарте (для обычного Cherokee ABS была опцией). За доплату можно было поставить специальную шоссейную раздатку NPG Quadra-Trac 249 с постоянным полным приводом, блокировкой центрального дифференциала вискомуфтой Ferguson. Кузов стал намного жёстче, что позитивно отразилось на управляемости. Шумоизоляция за счёт особого битумного покрытия толщиной 3 мм, утолщённых стёкол и мощной звукоизоляции дверей в чём-то даже переплюнула лимузины высшего класса. На практике это создавало ощущение погружения в подводной лодке – все посторонние звуки оставались за бортом.
Muscle Jeep
Разумеется, были и дешёвые «шестёрочные» версии, которые, кстати, оказались намного надёжнее спортивных с мотором V8. Во-первых, из-за неубиваемой японской АКПП Aisin Warner, а во-вторых, из-за не столь уж впечатляющего крутящего момента бюджетного мотора, который меньше напрягал трансмиссию. Но разве всё это интересно любителям погонять? Конечно, нет! И вот в 1997 году на весеннем автосалоне в Нью-Йорке председатель совета директоров корпорации Роберт Итон в гоночном шлеме лично выкатил безумный Grand Cherokee Limited c мотором 5.9 л, то есть во многом почти таким же, как на старом большом Wagoneer 1980-х. Вот только его мощность теперь была в два раза выше – 245 л.с. Скорость же отпустили до 220 км/ч (для европейской версии), а разгон 0–60 миль в час занимал 6,8 секунд. Это был уровень американских muscle car золотых 1960-х. И заметьте, никаких японских турбонаддувов, как на GMC Typhoon. Подвеска, правда, осталась почти прежней. Увы, денег на замену неразрезных мостов Dana всё ещё не было, и единственной уступкой управляемости стало применение алюминия (после рестайлинга 1996-го модельного года), что на тяжёлом бездорожье делало мосты «стеклянными».
Зато тормоза были дисковыми на всех колёсах. Спортивный Jeep вызвал бурю эмоций, особенно на фоне пусть и восьмицилиндрового, но довольно унылого Mercury Mountaineer (1997) с 4.9 л и 218 л.с. Но европейцы уже подготовили чудовищный контрудар в лице Mercedes-Benz ML (1997), да и сравнительно свежий Rang Rover (1994) c «восьмёркой» 4.6 л 226 л.с. неумолимо отбивал клиентов. Хорошо, что хоть по динамике он проигрывал (до 100 км/ч за 10,1 секунды).
Детройтский скороход с мотором 5.9 л выпускался только один 1998-й модельный год. Далее произошло крайне неудачное для Chrysler объединение с Daimler, которое почти совпало по времени с появлением обновлённого Grand Cherokee с новым кузовом и почти той же ходовой. Рациональные немцы решили, что для него вполне хватит 4.7-литрового V8 мощностью 220 л.с. Этот мотор был экономичнее предшественников, но отнюдь не столь весёлым. А как иначе? Ведь он не должен был затмевать Mercedes-Benz ML55 AMG и, конечно, G500. И король скорости покинул свой трон.
Текст Георгий Варфоломеев