Наверное, лет пять-шесть назад это ещё могло сработать. Не скажу, что прям всколыхнуло бы, но определённо кто-нибудь да проронил: мол, как по мне, старая была лучше или, наоборот, ну наконец-то, я так долго этого ждал. Но сегодня, когда по улицам разъезжают апокалиптические дезинфекторы, а евро подбирается к сотне, глупо делать вид, что всё по-прежнему. Это не так! Новости о косметических рестайлингах стоят первыми в списке навсегда уходящих трендов. Беседы о новых рисунках светодиодных фар и прострочке кресел улетают от нас, как осенние журавли.
Если вчера у кого-то оставались сомнения, что автомобили повторят судьбу мобильных телефонов, то сегодня об этом пишут даже застрявшие в прошлом российские журналисты. Со свершившимся фактом трудно спорить. Внешность и оснащение перестают иметь значение. Впрочем, техника тоже не так уж важна. Я помню, как в 14 лет выкатил во двор мотороллер и вмиг появились три настройщика карбюраторов, у каждого из которых был свой особый стиль. Один так колдовал с жиклёром, что, уж простите, пердёж из выхлопной трубы разлетался по всем Сокольникам, другой зажимал подачу бензина и открывал воздух, чтобы экономить на заправке, а третий добивался ураганной динамики, чтобы со светофора мой конь улетал как ракета. Это были настоящие ювелиры! Что вы можете настроить в машине сейчас? Медиасистему? Это единственная опция, дискуссии о которой сопровождают покупку автомобиля. Всё остальное – мотор, коробка, подвеска – не является предметом обсуждения, просто потому что неинтересно. Железный век закончился для автомобилистов на два тысячелетия позже, чем для древних людей.
Вы спросите, как тогда я различаю автомобили? Очень просто! Одни ждут, пока я сам найду в меню свои любимые радиостанции и забью пункт назначения в навигатор, а учитывая, что моя поездка обычно длится не более 20–30 минут, к тому времени как я всё настрою, остаётся только хлопнуть дверью. Другие узнают меня по имени, сами определяют мои музыкальные предпочтения, одновременно напоминая, где я живу и работаю. Мне нужно только следить за сменяющимися видами за окном да подпевать Моргенштерну. Даже в бюджетных моделях уже стоит «Яндекс.Авто» с Алисой. И не надо напоминать мне про всякие Android Auto и Apple CarPlay. Я просто физически не могу пользоваться их сервисами – они непонятны и неудобны, потому что у меня всё на «Яндексе». А сегодня, как известно, всё определяется тем, к какой почте ты привязан. Так что всегда хорошенько думайте, прежде чем отдать свою жизнь в руки какого-нибудь интернет-гиганта.
Прежде я часто давал советы по покупке машин, но моими рекомендациями никто не пользовался. До сих пор не понимаю, почему? Ну чем, скажите, им не угодил Bentley Bentayga? Только дважды за всю историю консультаций меня послушали – когда я рекомендовал Renault Kaptur и Hyundai Creta. А всё потому что успех французских и корейских компактных полноприводников зиждется не на эфемерном реноме марки, а на конкретных маркетинговых компетенциях их производителей. На нашем рынке они выстрелили мгновенно, и эхо от этого выстрела мы слышим до сих пор.
Так неужто Hyundai Creta лучше Bentley Bentayga? Конечно, нет! Но дело в том, что мир изменился и у Bentley нет будущего. Посмотрите, что творится в Америке. Толпы отморозков пляшут на крышах люксовых автомобилей, чтобы высказать своё отвращение к чужому богатству. В предместьях Парижа каждую субботу жгут представителей немецкой тройки. Богатство перестало быть уважаемым! В России, конечно, своя специфика, но и у нас изменения видны невооружённым глазом. Если раньше из дорогого лимузина вылезала наглая рожа, чтобы пнуть раззяву на перекрестке, то сейчас пара грузовиков прижимает премиум к отбойнику, и дальнобойщики выключают камеру, чтобы мы не видели, как они учат жизни тех, кто по старинке считает люкс охранной грамотой. Ютуб – свидетель! Глядя же на владельца Hyundai Creta, я понимаю, что это умный человек и он поступил правильно. С ним можно иметь дело. Он меня не обидит, да и мне его обижать не за чем.