Белоруссия. Тихими тропами к достопримечательностям Гродно и Беловежской пущи

Среднестатистический гражданин России знает о Республике Беларусь всего три слова – «Лукашенко», «Тихановская» и «Беловежская пуща». Впрочем, что там россияне, сами белорусы знают немногим больше...

Экологический туризм, который бурно расцвёл в Америке и с некоторыми территориальными ограничениями в Европе, к России имеет мало отношения. Во-первых, у нас везде туризм экологический, а во-вторых, шашлык на помойке – это то, чем довольствуется большинство населения страны... Беспокойные и платежеспособные летят во Вьетнам или на Галапагосы. Те, кого такие расходы обременяют, ищут что-то поближе к дому, но подальше от тех, кто с шашлыками. Ну или по совету интернет-друзей едут к соседям. Украина теперь недоступна, Прибалтика – в шенгенской зоне, Грузию изъездили вдоль и поперёк... Остаётся маленькая и немного бестолковая Беларусь, с её замками и дешёвым пивом. Я же коротенько расскажу вам о немного другой Беларуси. Тихой и сокровенной...

ОТ ОКИ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Вдохновило меня на поездку посещение Приокско-Террасного заповедника, где живёт и множится уникальная популяция зубров. Курчавые красавцы с выразительными носами и печальными глазами, оставили в моей душе, ещё в детстве исковерканной Джеральдом Даррелом, неизгладимый след. А слова одного из егерей, мол, зубры родом из Беловежья, не оставили сомнений в выборе маршрута на следующий длинный уик-энд. Сразу скажу, что я понимаю под «длинным уик-эндом», чтобы потом не спрашивали, а как это. Это когда пользуясь служебным положением или расположением начальства, вы срываетесь из офиса в пятницу до обеда, клятвенно пообещав доделать свою работу за выходные. К этому моменту у вас всё должно быть готово, как лебёдка Warn с перенамотанным тросом. Ехать довольно далеко, так что рекомендую часик подремать, пока спутники грузят ковчег.

В нашу поездку мы отправились на Nissan Terrano – компактном, но вместительном, а главное, экономичном, что с учётом нынешних цен на бензин было почти решающим в выборе. Полноприводный автомобиль с двухлитровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатой механической коробкой, отлично подходит для путешествия. Расход не превышал 9 литров на 100 км.

Багаж – стандартный для поездки, плюс тёплое и непромокаемое, а также лопата и рывковый трос. Палатки-спальники по желанию, но в принципе в Беларуси столь развита система агроусадеб – гостевых домов, что с ночлегом проблем нет. Главное – избегать гостиниц в городах. Особенно гостиниц государственных. Дорого, неинтересно, небогато и невежливо, как правило. Если вы привыкли к комфорту и хотите провести пару дней в Минске, Витебске, Гродно или Бресте, поищите в интернете апарт-отели, или попросту квартиры на сутки. Только обязательно справьтесь о местных достопримечательностях, чтобы не было разочарования. А лучше найдите экскурсовода – история Беларуси по большей части интересна неофициальная... 

Наш Garmin проложил маршрут от Москвы до Бреста практически по прямой. Это около 1 000 км. Расход бензина у гружёного Terrano в среднем оказался под 10 л на сотню, то есть при заправке полного бака перед границей, нам теоретически хватало до самой Польши. Вот только после Минска мы решили свернуть на Гродно.

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ

Если вы не собираетесь оставаться, скажем, в Бресте, то в Минск стоит выехать засветло. Несмотря на хорошие главные дороги, путешествовать по ночам я рекомендовать не могу. Лучше выспаться и пораньше утром отправляться. Хотя я бы задержался. От Бреста рукой подать до Полесья, удивительного и уникального края, где на болотах сформировалась собственная культура, где в глухом лесу можно набрести на голландское кладбище XVIII века, а рядом с колхозным полем найти курган древних ятвягов или след легендарного Цмока – белорусского хозяина рек. Впрочем, это темы для будущих путешествий!

ПЁТР ВЕЛИКИЙ БЫЛ ТУТ

Именно этой надписи в Гродно мы не нашли, но с именем российского императора в городе кое-что связано. И с именем императрицы Екатерины, ещё одной Великой, тоже. Город Гродно расположен в самом северо-западном углу карты, почти на границе Польши, Литвы и Беларуси. Из Минска ехать туда одно удовольствие! Всего 275 км по живописной спокойной дороге. Есть заправки, кафе, маленькие островки отдыха. Мимо Лиды – где пиво, мимо настоящих торфоразработок, за пять часов экономичной езды вы приедете в центр Гродно, прямо под старый замок. Да, от замков в этой части республики никуда не деться!

Парковаться рекомендую на площадке за драмтеатром, оттуда и вид бодрящий, и до исторических мест недалеко. Навигатор вам в помощь! Хотя виртуальный тур по городу не входит в мои планы, несколько мест я всё же упомяну. В первую очередь отправляйтесь пешком вдоль Немана до Коложской церкви. Идите по набережной, посматривайте вверх – не ошибётесь. Сама церковь, её история, архитектура, интерьер – всё чрезвычайно интересно. Поищите на кирпичах клейма мастеров. Рядом памятный камень, от которого пошла белорусская Погоня – символ и истинный герб страны. От камня, по легенде, отправлялись войска Княжества Литовского и Королевства Польского на Грюнвальдскую битву, одну из самых значимых для тех времен и мест.

После идите наверх, по следам средневековых рыцарей, через парк и еврейский квартал к старому городу. Не заблудитесь, спросите кого угодно, как выйти к иезуитской аптеке – это просто. По пути будут отреставрированные и ещё более интересные обветшалые, но крепкие постройки прошлых веков, большей частью XIX и XX, но от этого не менее живописные. Старый же город невелик и очарователен, там можно перекусить и отдохнуть, заглянуть в забавные дворики, купить сувенир. Упомянутая аптека, которая была построена иезуитами ещё в 1709 году, находится на Советской площади. Говорят, что со времени постройки она не закрывалась ни разу – ни в войны, ни в революции, ни при коммунистах, ни разу.

Рядом с аптекой стоит большой и красивый католический собор Святого Франциска Ксаверия, его ещё называют Фарным (приходским). Именно на освящение этого костёла приезжал в Гродно Петр Первый. Собор, напомню, был заложен в 1678 году иезуитами. За более чем 300 лет он почти не изменился внешне, а внутри можно найти исповедальню, отделка которой повреждена пулями. В одной из башен расположены маятниковые часы. Приглядитесь к ним, недавние исследования вынудили историков выдвинуть новую гипотезу о времени создания механизма. Не позже XII века, говорят они.

СОВИНЫЙ ФЕСТ

В Гродно нас застал внезапный ливень, по-летнему быстрый, шумный и сильный. Он заставил задержаться и снизить крейсерскую скорость, из-за чего мы немного выбились из графика. Идея приехать к зубрам в тот же день выглядела уже не столь привлекательной, и мы решили отправиться в Залесье – очаровательную эко-усадьбу, расположившуюся на самой границе пущи и немного в её глубине. По сути это деревня, пережившая обе мировые войны, мелиорацию, демелиорацию, охрану природы для галочки, строительство вельможных дворцов в особо охраняемой природной зоне. Старых жильцов почти не осталось, но повезло местечку с новыми. Они, как оказалось, не только любят и знают историю своего края, ценят то немногое что сохранилось, но и крайне бережно относятся к природе, понимают её и популяризируют эту любовь.

Наше появление в Залесье было почти импровизацией, с хозяином дома и одним из организаторов экологических фестивалей Сергеем Сидоруком мы созвонились едва ли не за пару дней до приезда. И попали на Совиный фестиваль.

Многие знают, кто такие бердвочеры? Если нет, то поясню: это люди, которые наблюдают за птицами. Ходят по лесам и болотам с биноклем и справочником, сидят в замаскированной засидке с фотокамерой наперевес, записывают голоса птиц и отмечают ареалы их обитания. Звучит постно, но на деле это захватывающее увлечение. Так вот, среди бердвочеров есть своя секта – совятники. Вот, собственно, они на Совиный фестиваль в Залесье и собираются. Приезжают из России и Польши, Германии и Украины. Эти уникумы узнают сов в лицо, подражают голосу определённого сычика или филина, могут даже негромко поспорить, но в большинстве своём тихие и спокойные люди. Рядом с ними возникает чувство, что этот мир скроен очень ладно и если не спешить и не шуметь, то ничего в нём особо и не испортишь.

ПУЩА И ВЕЖА

За каких-то пару дней мы нахватались столько впечатлений, что предстоящее посещение Беловежской пущи и самой Белой Вежи уже не воспринималось как захватывающее приключение. Стало тепло, почти жарко. Разморенные, мы брели по асфальтовым дорожкам уже за воротами заповедника, а мимо нас проезжали самосвалы, пограничные «уазики» и седаны какого-то начальства. Где же девственный лес? Где зубры, олени и медведи с дикими кабанами? Но обо всем по порядку!

Первые письменные упоминания о Беловежской пуще датируются 983 годом. Уже в конце XIV века князь Ягайло объявил пущу заповедной и запретил здесь охотиться – понятное дело всем, кроме себя. В 1588 году был издан Лесной устав, запрещающий также рубку леса. Сильно пострадав во время кампании 1812 года и мировых войн в XX веке, пуща тем не менее сохранила участки девственного леса, где не ступала нога человека – по крайней мере, после войны уж точно. А когда-то это был грандиозный лесной массив от Балтики до Буга и от Одера до Днепра. В пуще ещё сохранились дубы, которым как минимум 500 лет, хотя немцы в 1939 году вывезли отсюда огромное количество древесины. Почти вся Рейхсканцелярия была отделана беловежским дубом.


С животными тоже не церемонились. Последний живущий на воле беловежский зубр был убит в 1921 году. Восстановить поголовье удалось с большим трудом благодаря сохранившимся в неволе особям. Вторая мировая едва не уничтожила зубров совсем. Но Польше удалось уберечь 17 животных, от которых и происходят все существующие сегодня зубры.

А мы как раз подошли к вольерам. Обширные участки огорожены и разделены на «сферы влияния». Тут, конечно, представлены не все обитатели пущи, но самые, так сказать, знаковые есть. В первую очередь, конечно, зубры. Они не боятся людей, подходят прямо к решёткам, выпрашивают лакомство, высовывая липкие языки. Дети в восторге, да и у взрослых не сходит с лица улыбка. В пуще легко можно провести весь день, а если взять напрокат велосипед, то и два. Кстати, именно тут, в Беловежской пуще, есть погранпереход, по которому можно попасть в Польшу на велосипеде.

Название Беловежская, заметим, происходит не от той Белой Вежи (башни), что в Каменце, а от местечка, от которого не осталось и следа. А вот то, что каменецкая Белая башня совсем не белая и белой не была практически никогда, для многих сюрприз. Несмотря на то что башня возвышается над всеми строениями городка, найти её не так уж просто. Едешь себе, едешь, и вдруг из-за двухэтажного домика вырастает эта громада! Вблизи она невероятно пропорциональна и не кажется такой большой, как на первый взгляд. А ведь там прятался весь город! По сути, она являлась донжоном, главной башней внутри стен замка, служившей убежищем при нападении врага. Только город строился не вокруг нее, а в стороне, а с башней соединялся деревянным переходом. Правда, специалисты спорят с этим определением, поскольку в самой башне люди не жили постоянно. Строилась Каменецкая вежа с 1276 по 1288 год и конструктивно относится к волынскому типу. Зодчему Олексе – архитектору башни – стоит памятник на центральной площади города.

Раньше на территории современной Беларуси было семь таких башен, осталась одна. К слову, она не была взята ни разу – ни крестоносцами, ни шведами, ни поляками, ни московитами. Даже местные не смогли разобрать её по кирпичику, как большинство архитектурных памятников старины, столь прочно она сложена! Внутри башни есть музей с весьма интересной коллекцией средневекового оружия и предметов быта. На самом верху – смотровая площадка, с которой видно Беловежскую пущу на много километров.