Законодателями мод в этой области являлись римские папы, и именно в Ватикане придумали подавать к горькому напитку сладости, а после и класть в него сахар, что, кстати, строго запрещалось простым смертным. Во Франции при очередном короле Людовике кофе стали фильтровать через тряпочку, вложенную в подобие воронки. А англичане, народ, как известно, пытливый, примерно в XVIII веке выдумали устройство, состоявшее из медного чайника, фарфоровой трубки и контейнера с дырочками, в который, собственно, и закладывали «волшебный порошок». Если напитку давали немного покипеть, то его вкус становился достойным джентльмена, а горечь, равно как и весь «гарнир», оставались в кофейнике. Перекочевав за океан, этот способ, названный по латыни percolator, то есть в буквальном переводе «протекатель», быстро стал обыкновенным чайником, лишившимся на кочках прерий хрупких фарфоровых трубочек. Поэтому «ковбойский» способ заварки кофе, вроде того, что мы видим в вестернах, по сути своей ничем не отличался от «папского» – в чайник с кипящей водой бросали пригоршню растёртого в ступке кофе и кипятили до получения нужного эффекта.
Так было до 1881 года, когда ушлому фермеру по фамилии Гудвич надоело отплёвываться от гущи и он вспомнил о дедушкином percolator, в виде пыльных осколков хранившемся на чердаке. Сметливый ум первопроходца, помноженный на практичность мормона и острое желание комфорта оседлого джентльмена, сотворил чудо – на свет появился перколятор, каким мы знаем его и теперь. Вы не знаете? Что ж, в эпоху пластиковых стаканчиков, электронных блокировок, бесконтактных платежей и сухих сливок это немудрено. Многие стали забывать, как выглядят настоящие вещи...
Если вы смотрели мультфильм «Тачки», то наверняка помните памятник древнему автомобилю «Стенли», который главный персонаж Молния Маккуин снёс во время полётов на проводах. Так вот, автомобильная компания Stanley – это совсем не та Stanley, что прославилась своими дверными замками, хитроумными устройствами и точным инструментом. Эта фамилия распространена по обе стороны Атлантики, поэтому, должен предупредить, инструментальный Stanley – тоже не наш случай.
История нашей Stanley началась с того, что в 1913 году американский учёный-физик Уильям Стэнли-младший совершил открытие. Ему удалось создать цельнометаллическую вакуумную бутылку. Она-то и стала отправной точкой. А дальше, в полном соответствии с теорией большого взрыва, эта точка стремительно расширялась и посуды из нержавеющей стали с каждым годом становилось всё больше... Впрочем, из всего этого металлического многообразия нам интересен герой, подобно первопроходцу-скауту стоящий особняком. Называть его кофеваркой как-то язык не поворачивается. По-английски звучит ещё куда ни шло – coffee maker. Однако по сути своей это кофейник с гейзером и контейнером для кофе внутри. Конструкция проста и с 1881 года практически не менялась. Четыре детали. Потерять их сложно, разве что погнуть, наступив. Объём собственно кофейника – литр, или шесть чашек кофе. Минимум, который получается, если наливать воду до нижней метки – две чашки. Соответственно, в контейнер входит шесть столовых с горкой ложек кофе крупного помола. Крупный помол – это как морская соль, не мельче, иначе часть кофе просыплется и протечёт сквозь отверстия контейнера и вкус будет слишком сильным. Надо сказать, перколятор вообще усиливает вкус кофе, поэтому для него подойдут сорта умеренные, например, южноамериканские. Если нет возможности выбирать помол, то можно вложить в контейнер обычный бумажный фильтр или, на крайний случай, сложенный в несколько раз и облитый кипятком кусок бинта или любой чистой ткани. Между прочим, пакет с кофе, сахар и даже ложки можно хранить и в самом перколяторе – места навалом, но укладывая, нужно вспомнить игру в «тетрис».
Процесс приготовления прост, как и сам прибор. Наливаете воду в диапазоне от нижней до верхней отметки. Можно сразу поставить её греться, чтобы сэкономить время. В контейнер насыпаете кофе, из расчёта одна столовая ложка с горкой на чашку. Если чашек шесть, я добавляю ещё одну ложку, так сказать, для чайника. Полностью заполнять контейнер не надо: порошок разбухнет и начнёт вылезать из-под крышки. Приминать тоже не обязательно, достаточно просто разровнять. Вода согрелась и готова закипеть? Надеваем закрытый контейнер на трубочку гейзера и аккуратно опускаем в кофейник. Не обожгитесь, крышка нагревается сильнее всего! Кстати, кофейник можно ставить не только на плиту, газовую горелку, примус или походную печку-щепочницу, но и прямо в костёр. Для этого надо лишь снять резиновую обойму рукоятки. Кофейник высокий и не слишком устойчивый, поэтому устанавливать его надо аккуратно. Гипотетически, конечно, его можно и подвесить, если стальной тросик связать амфорным узлом (узел для переноски бутылок), но проще разместить в углях или на таганке. Чем хорош перколятор в походных условиях, так это тем, что за ним можно особо не следить. Впрочем, забывать тоже не стоит – выкипит. Ещё одна интересная особенность перколятора в том, что длительностью процесса можно регулировать крепость и вкус напитка. Причём, если в команде кто-то не любит крепкий кофе, то ему можно налить его после трёх минут варки. А вообще оптимальным временем считается 7–8 минут ровного слабого кипения, когда из трубочки гейзера выплескиваются капли с частотой две-три в секунду. Тогда скорость протекания будет идеальной. Чтобы обеспечить такой режим, надо уменьшить огонь до минимума и не ставить перколятор в самое пекло.
Через десять минут, после того как вы достали перколятор, у вас готов ароматный горячий кофе по старинному рецепту. Откинувшись у костра, можно не только насладиться напитком и отдыхом, но и почувствовать себя настоящим покорителем неизведанных земель.
Текст Игорь Губарь