Британский Land Rover, дебютировавший в 1948 году, быстро стал невероятно популярным. А поскольку производственных мощностей для сборки не хватало, Rover охотно продавал сначала машинокомплекты, а затем и лицензии всем желающим. Некоторые из них умудрились внести в конструкцию и внешний вид культового внедорожника серьёзные изменения, но при этом копии, даже весьма удачные, остались в тени своего великолепного оригинала. И помнят о них в основном только в тех странах, где их выпускали.
TEMPO. ПОГРАНИЧНИК
Вначале 1950-х годов немецким пограничникам потребовались вездеходы, способные вместить шестерых бойцов. Наскоро проведённый конкурс выиграл Land Rover, что было совсем не удивительно. Немецкие автопроизводители всё ещё не оправились от последствий войны. Однако англичане не спешили браться за заказ. Заводы компании Rover и так уже были загружены по самое не могу, и сотня-другая германского заказа погоды не делала.
Пограничники обратились к фирме Vidal und Sohn (торговая марка Tempo), которую они хорошо помнили по довоенным вездеходам и у которой, что самое главное, имелись связи с Rover. В результате был подписан договор о сборке экспортной версии Land Rover (с левым рулём) в Гамбурге. При этом стороны пришли к компромиссу: шасси с базой 80 дюймов (2,03 м) приходило из Англии в виде набора «сделай сам», а кузов изготовлялся на месте. Причём вместо алюминия использовалась сталь. Но это было ещё не всё.
Tempo Land Rover получил оригинальные рундуки прямо в передних крыльях, дверцы с дизайном как у внедорожников Вермахта времен Второй мировой, стандартную печку, радиоприёмник и т. д. Кроме того, первая серия отличалась ещё и плоским ящиком для инструмента, расположенным прямо на капоте вместо запасного колеса. Всего до августа 1953 года было собрано то ли 100, то ли 178 машин. Точных данных, увы, нет.
Вторая серия (150 автомобилей) собиралась уже на новом шасси с базой 86 дюймов (2,18 м) и отличалась главным образом колесом на капоте. Некоторое, весьма небольшое, количество внедорожников было продано гражданским, а в 1959 году история Tempo Land Rover подошла к концу.
БЫВШИЙ АРИСТОКРАТ
Малоизвестная бельгийская фирма Minerva когда-то очень давно – в 1920–1930-х годах – выпускала автомобили, способные соперничать даже с Rolls-Royce. Увы, череда неудач, а также падение спроса на автороскошь из-за Великой депрессии, довели компанию до весьма жалкого состояния. Одна из последних надежд возлагалась на солидный послевоенный армейский заказ, и здесь глава Minerva Ван Рогген поступил очень хитро. Ведя переговоры с Rover весной 1951 года, он прозрачно намекнул: мол, если что, я обращусь к вашим конкурентам из Willys, а они уж контракт на 2 500 машин точно не упустят. Несмотря на железобетонные аргументы, переговоры проходили сложно, и лишь летом 1952 года в Бельгию прибыли первые машинокомплекты. При этом кузов (а через некоторое время и раму) Minerva выпускала самостоятельно.
Первоначально автомобили Minerva Land Rover имели 80-дюймовую базу. И лишь в 1954 году появились модификации 86 и 107 дюймов (2,72 м). Кузов, так же как и у Tempo, был стальным. Но при этом бельгийцы постарались максимально его упростить. Откидной борт отсутствовал, а передние крылья были характерной скошенной формы. Внутри появился солидный рундук между передними сиденьями. Выпускались также бронированный вариант и санитарный автомобиль.
С 1953 года в продажу пошли и гражданские модификации, которые отличались откидным бортом и валом отбора мощности. Интересно, что по желанию покупателя машины можно было покрасить в любой цвет и оснастить почти такими же кузовами, как и у британских Land Rover. Всего в 1952–1956 годах Minerva выпустила 8 959 вездеходов. Потом у бельгийцев были планы наладить производство своей версии Jeep CJ6, но, увы, найти выгодные заказы не удалось, и в 1958 году фирма обанкротилась. Любопытно, что многие армейские Minerva Land Rover хранились на консервации до 2000-х годов и лишь недавно были проданы по сходной цене коллекционерам и просто любителям старых внедорожников.
СВЯТАЯ АННА
В 1956 году руководство компании – производителя сельхозтехники Metalurgica de Santa Ana, S.A. собралось расширить производство. И в 1958-м, после долгих и нудных переговоров, Santa Ana начинает собирать Land Rover из машинокомплектов. Испанцы выпускали те же модели, что и англичане, включая Forward Control с кабиной над двигателем. Получалось у них настолько хорошо, что с 1962 года Santa Аna, сокращенная для удобства до Santana, стала заниматься продвижением марки Land Rover в Центральной и Южной Америке, а также в Северной Африке. Продавались они под маркой Santana Land Rover.
С конца 1960-х годов Santana начала вносить некоторые изменения в конструкцию и внешний вид английских внедорожников. К примеру, авиадесантный Land Rover Lightweight выпускался под названием Militar c 1969 года без задних бортов и с двумя вариантами длины базы – 88 (2,23 м) и 109 дюймов (2,77 м). В то время как «оригинальный» Lightweight производился только с короткой базой в 88 дюймов.
Внешность тоже отличалась – Santana Militar второй серии конца 1970-х смотрелся весьма грозно со своими утопленными в глубь крыльев фарами. А модель 88 Especial была просто забавной, представляя симбиоз второй и третьей серий Land Rover. Фары у неё находились и на крыльях и на радиаторной решётке! Но всерьёз «испанцы» от «англичан» стали отличаться только с 1983 года, когда Land Rover перешёл на новое поколение с ходовой и трансмиссией от Range Rover (подвеска на пружинах, постоянный полный привод).
Santana доступа к новой технологии не получила, поэтому пришлось модернизировать Land Rover третьей серии по своему разумению. Дизайн, правда, изменился только спереди – испанцы попытались придать новой Santana некое сходство с Land Rover Defender. А вот панель приборов и вообще весь интерьер теперь были свои собственные. Кроме того, подвеску переделали на американский манер, заменив обычные рессоры на двухлистовые переменного сечения. А ещё грозный Militar обзавёлся окрашенной в яркие цвета пляжной модификацией Ligero.
С конца 1970-х Santana комплектовали шестицилиндровым 3.4-литровым мотором собственного изготовления, который выпускался в двух версиях. Первая – бензиновая, мощностью 104 л.с., вторая – дизельная, 94 л.с. Ход поршня (88,9 мм) и диаметр цилиндра (90,47 мм) были одинаковыми у обоих двигателей. Конструктивно же они походили на проверенные английские «четвёрки», к которым добавили ещё два цилиндра.
С 1986 года Santana начала активно сотрудничать с Suzuki и выпускать по лицензии модели Jimny и Vitara. Собственная версия Land Rover также оставалась на конвейере. В 2002 году даже появился более совершенный PS-10/Anibal с 2.8-литровым турбодизелем Iveco мощностью 126 л.с.
В 2007 году Santana внезапно прекращает сотрудничество с Suzuki в пользу Iveco. Итальянцы обещали серьёзно модернизировать заслуженного ветерана PS-10/Anibal и найти новые рынки сбыта. В итоге не получилось ни того, ни другого. Изменения свелись в основном к новому дизайну передней части и действительно красивой панели приборов работы Джуджаро. Да ещё появились новый турбодизель объёмом 3.0 л (146–176 л.с.) и шестиступенчатая ручная КП фирмы ZF.
В остальном итало-испанский Massif (второе название – Campagnola) был всё тем же старым добрым Land Rover начала 1970-х годов – без ABS, с рессорной подвеской, подключаемым передним мостом с ручными хабами, пустоватым салоном с неважной эргономикой и плохой шумоизоляцией. Правда, испанские инженеры наконец отодвинули водителя от двери, исключив контакт его левого локтя со стеклом. Другим преимуществом устаревшей копии перед оригиналом была базовая цена в районе 21 900 евро.
Но, увы, лозунг «налетай – подешевело» не сработал. В первый год выпуска, как оказалось, единственный удачный, было продано только 6 692 экземпляра, а в предпоследний, 2010-й, – всего 769. Да и то не без помощи итальянской армии и полиции. Внезапно выяснилось, что спрос на грубые и простые внедорожники в наше время невелик. А нишу дешёвой техники уже заняли китайцы. В результате Iveco расторгло соглашение с Santana, и в 2011 году последняя была закрыта. На этом история европейских клонов Land Rover закончилась. Правда, остались азиатские, но об этом мы поговорим в другой раз.
Текст Георгий Варфоломеев