Нахлыст. Вершина рыболовного искусства

В России нахлыст считается уделом тех, кто устал от обычной рыбалки или перерос традиционные методы. Нахлыстовики словно цирковые артисты крутят диковинные петли, стараясь как можно дальше и точнее забросить крошечную мушку, привязанную к концу шнура. Мушка ненастоящая, искусственная, а вот искусство, с которым её предлагают рыбе – самое подлинное.

Павел Купцов нахлыстовик со стажем. Начинал с удочки, спиннинга, пробовал фидер, пока в конце концов не заболел нахлыстом. А теперь он его преподаёт. В этом способе ловли аккумулировался весь предыдущий опыт Павла, потому что нахлыст – вершина рыболовного искусства. Обычная рыбалка здесь как будто заканчивается и начинается постижение её тайных смыслов – через философию, самоанализ, медитацию и особые, доверительные взаимоотношения с природой.

Павел Купцов: За медитативным танцем хорошо владеющего снастью нахлыстовика, можно наблюдать часами. Делая заброс за забросом, он словно художник выводит летающим шнуром в пространстве замысловатые узоры...  

По словам Павла, таким образом человек реализует свою тягу к прекрасному. Для него самого нахлыст давно уже не хобби, а профессия и призвание. Он, если не употреблять замусоленного слова коуч, – нахлыстовик-наставник. Гуру и учитель, который передаёт ученикам секреты эффективного заброса. Даже слово тренер здесь не уместно, потому что в его школе люди не столько осваивают правильную технику, сколько стараются понять эстетику и глубину нахлыста.

Но до реки ещё надо добраться. А заодно довезти, через леса и поля, снасти, экипировку, провизию... В общем, без полноприводного транспорта не обойтись. Хотя у рыбака нет задачи топить автомобиль в болоте или участвовать в трофи-рейдах, он не станет неделями копаться в гараже, чтобы герметизировать контакты и уплотнить салон. И уж тем более не отправится ночью к воротам военной части, покупать у прапора военные мосты от 66-го... Рыбак сделает заброс и дождётся поклёвки.

Павел Купцов: Если заниматься нахлыстом я начал в 1999-м, то за руль сел в 2001-м. С тех пор японским брендам ни разу не изменял, понимая, что если уж связал свою жизнь с аутдором, то нужен подходящий транспорт: с полным приводом и внушительным дорожным просветом. Японцы дотошны и очень внимательны к мелочам, а это в некотором смысле пересекается с нахлыстом, где мелочам тоже уделяют особое внимание. В Японии, кстати, популярно своё собственное направление нахлыста – с удилищем тенкара, в котором используется пятиметровая замкнутая (глухая) снасть. Мы такую рыбалку не практикуем, потому что наши реки шире. 

Сегодня я езжу на двухлитровом Nissan Terrano. Автомобиль, прямо скажем, не самый навороченный, но всё что мне нужно в нём есть: надёжный, экономичный мотор, выносливая подвеска и полный привод. Когда прорываешься к реке, а под колёсами размытый дождём грунт, выручает только 4x4. Причём, я не считаю себя рыцарем бездорожья. Для меня важно, чтобы рыбалка не превращалась в перемешивание глины и марш-броски за трактором. Хотя, признаться, несколько раз именно так и выходило.

Как и во всяком деле, в нахлысте много тонкостей и нюансов. Хотя внешне всё выглядит довольно просто – воздушно и изящно. Некоторым кажется, что достаточно сделать пару тренировочных взмахов и всё само получится. В итоге, человек тратит изрядную сумму, покупает снасть, но на первой же рыбалке терпит фиаско. А дальше возможны три сценария: всё бросить и выставить снасти на «Авито», пойти долгим и тернистым путём самостоятельного постижения техники заброса, или обратиться к опытному наставнику, который сократит путь познания в сто (и это буквально) раз. И в этот момент открывается занавес и появляется наш герой.

Он преподаёт технику заброса, как один из важнейших элементов нахлыстовой ловли, начиная с 2004 года. Опыт огромный! Хотя заброс ещё не сам нахлыст – он лишь один из инструментов. Самому Купцову очень повезло с наставником. Им в своё время был австриец Роман Мозер – знаменитость, всемирно известный нахлыстовик-новатор. Ловить вместе с ним, всё равно что получать персональные уроки пилотирования от Найджела Мэнселла или Айртона Сенны.

Кстати, если нет желания покупать приманки в магазине или вам кажется, что связанные своими руками мушки будут красивее и уловистее – добро пожаловать в кружок умелые руки. Долгими зимними вечерами, когда на реку не выйдешь, многие нахлыстовики осваивают технику вязания мушек – ещё один элемент персонального творчества и самопознания, которым отличается этот вид ловли.

Павел Купцов: Человек не может без творчества, а в нахлысте его хоть отбавляй: начиная с заброса и тактики ловли, и заканчивая изготовлением приманок. Это и привлекает людей в нахлыст, а не только рыба. Я всегда говорю, что освоить нахлыст можно и самостоятельно  это вопрос времени. Человек, который сам освоил технику заброса, понимает её значительно глубже. У него более комплексное видение процесса. Но если у вас появилось желание освоить нахлыст, а через месяц или два должна состояться важная рыбалка, то самому не справиться. Скорее всего, выработается неправильная техника заброса, которая превратит рыбалку в мучения, и в итоге тема сама собой закроется. Сравнивая с обычными, в нашем понимании, способами рыбалки, нахлыст, безусловно, сложнее. Это своего рода привилегия сильных духом, потому что техника забросов – испытание, которое проходят не все. Наверное поэтому количество нахлыстовиков в разы меньше, чем число обычных рыбаков. И дело не только в том, что нахлыстом меньше поймаешь. Напротив, нахлыстовики зачастую обходят по количеству пойманной рыбы тех же спиннингистов. Причём, иногда обходят в ноль. Когда спиннингом не удаётся поймать вообще ничего – нахлыст продолжает работать.

Справка: Дальность заброса мушки при помощи нахлыстовой снасти, составляет от 10 до 25 метров. Спортивная дальность заброса одноручной снастью (в идеальных условиях)  около 40 метров, а двуручной – до 60.

При выборе места ловли, нахлыстовиков отличает глубокое понимание природы: какие насекомые летают, как себя ведут, в какой форме находятся. Их цвет, размеры, виды. Где, чем и как питается рыба. Всё это влияет на результат. На рыбалке очень важна тонкая настройка внешних условий. Правда, нашей средней полосы это касается в меньшей степени. Здесь в основном обитают карповые породы, которые питаются травой, а насекомые входят лишь в их летний рацион. В северных горных реках, где царят лососевые, всё несколько иначе. Там кроме камней и воды в реке почти ничего нет, поэтому рыба ест либо насекомых, либо себе подобных.

Павел Купцов: Красота нахлыста не только в окружающем пейзаже, пластике движений ловца и его гармонии с природой. Но и в силе и грации пойманной рыбы, которую можно отблагодарить за удовольствие вываживания, отпустив на волю. Мне кажется, маркетологи намеренно подсаживают рыболовов на новые гаджеты, часто навязывая совершенно ненужные функции. Что делать, бизнес есть бизнес. Кстати, почти тоже самое происходит и в мире автомобилей. Меня иногда спрашивают, почему я не приобрету более продвинутую, в плане технологий, машину. Но, во-первых, я не считаю свой Terrano архаичным. Как я уже сказал, всё необходимое в нём есть, а я не какой-то олдскульный ламповый ретроград (например, подключившись к Android Auto я часто пользуюсь Google Maps). А моя любимая опция – дистанционный запуск двигателя. Порой простояв в воде несколько часов так замёрзнешь, что хочется погреться в тёплом салоне. А во-вторых, ко всем современным девайсам я отношусь скептически. Мне кажется, не стоит отдавать функции управления автомобилем электронике. Я привык полагаться на собственные силы. Пусть автоматика помогает, но полностью отдавать роботам тормоза и руль, считаю преждевременным (смеётся).

P.S. Не удивлюсь, если в скором времени появятся специалисты, которые будут вытаскивать людей из интернета в реальную жизнь.

Текст Ильи Фишера, фотографии Сергея Циркунова