Кроссоверы против внедорожников, или почему Outlander победил Pajero

Приверженцы традиционных ценностей часто спрашивают, куда подевались «настоящие внедорожники» и почему их почти полностью вытеснили кроссоверы?

Многие видят в этом заговор маркетологов, но пытаясь объяснить цель заговора, демонстрируют удручающую некомпетентность. Как известно, одним из самых популярных кроссоверов последнего времени стал Mitsubishi Outlander, при том что немного устаревший, но надёжный и проходимый Pajero, компания сняла с производства. Неужели это тоже результат заговора? Выяснить это мы решили у одного из заговорщиков, старшего тренера по продукту «ММС РУС» Максима Адамовича.

Максим, как вышло, что компания производившая полноценные внедорожники, вдруг переключилась на кроссоверы? И почему Outlander победил Pajero?

Ну, во-первых, не переключилась, а сконцентрировалась, потому что внедорожники в линейке остались. А во-вторых, это решение за нас принял рынок, то есть покупатели. Тренд на кроссоверы наметился примерно к концу 1990-х. Внедорожников тогда было много, но подавляющая часть их владельцев каталась на них только по асфальту. Им очень нравилась высокая посадка, большой салон и высокий клиренс, позволявший не переживать за бампер, паркуясь вплотную к бордюру. А вот сложная и тяжёлая трансмиссия, рама и мосты, в городе и на трассе оказались не нужны. Поэтому кроссоверы объединили в себе лучшее от всех классов: от седанов – управляемость и экономичность, а от внедорожников – высокую посадку, большой салон и высокий клиренс. А заодно и полный привод. Концепт первого поколения Outlander даже назывался ASX – Active Sport (X)crossover, где буква (X) как раз и символизировала пересечение автомобильных классов.

Кстати, какое поколение Outlander стало самым интересным в плане технических решений?

Однозначно ответить трудно, у каждого поколения были свои особенности. В первом, это модификация с турбомотором 4G63T от «Эволюшн» и постоянным полным приводом с МКП – эдакий волк в овечьей шкуре. Внешне, от обычной гражданской модификации он отличался только воздухозаборником интеркулера на капоте, то есть в потоке смотрелся обычным «Аутом». Но стоило нажать на газ и весь этот поток мгновенно оставался позади. Во втором поколении тоже были свои фишки: откидной задний борт, кнопка в багажнике, которой можно было сложить второй ряд сидений, модификация с 230-сильным V6. В третьем хочется отметить систему полного привода с управляемым вектором тяги S-AWC, которая буквально заставляла Outlander ехать туда, куда поворачивался руль. Так что у каждого поколения свои интересные решения.

Outlander сразу понравился российским водителям или они долго привыкали друг к другу?

Моментально и без пауз! Первые Outlander к нам привезли в 2003 году и в тот год продали 855 машин, на следующий уже 3 246 и дальше по нарастающей. В итоге, к 2022 году Outlander обогнал по продажам другую легенду Mitsubishi – Lancer. В январе этого года мы перешагнули отметку в 300 тысяч автомобилей, что сделало Outlander самым продаваемым Mitsubishi в России.

А в чём причина такой любви?

Автомобиль такой же продукт, как и все остальные, и у него есть свои потребительские качества. Так вот, у Outlander я бы выделил надёжность, неприхотливость и долговечность. Надёжность обусловлена проверенными технологиями, неприхотливость – полной адаптацией к местному топливу и климату, ну а долговечность вытекает из первых двух.

На кого ориентировано нынешнее поколение модели? Кто её покупает?

Первое, что приходит на ум – рациональность. Это люди прагматичные, ответственные, чаще всего семейные, которые выбирают удобство и надёжность. Они готовы платить за продукт, а не за имидж, и выбирают автомобиль руководствуясь соотношением цена-качество. Им не нужно пускать пыль в глаза. В основной своей массе, они неплохо разбираются в автомобилях и понимают, что покупают.

А российская сборка тоже является показателем высокого качества или за морями пока получается лучше?

Раскрою небольшую тайну: в наше время страна производства не имеет никакого значения. Человеческое участие в сборке сведено к минимуму, а оборудование и комплектующие, как и контроль качества, на всех заводах одинаковые. Могут быть различия в комплектациях, в адаптации для разных рынков, могут немного отличаться предлагаемые цвета, но не более того. Проще говоря, одну и ту же гайку на всех заводах Mitsubishi затягивают с одинаковым моментом.

А технологии? Современный автомобиль невозможно представить без электроники.

Количество технологий в каждом автомобиле зависит от его комплектации, но основные технологии активной и пассивной безопасности идут, что называется, в базе. Подушки, ремни с преднатяжителями, ABS, система стабилизации, противобуксовочная, оповещение экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС – всё это есть даже в самом простом моноприводном Outlander. Полноприводные оснащены ещё той самой S-AWC, о которой я говорил, её возможности заметно повышают активную безопасность, особенно на скользких дорогах. А в топовых модификациях становятся доступны ещё более продвинутые системы, такие как мониторинг слепых зон, предотвращение столкновений при парковке и система предупреждения об опасности при движении задним ходом.

Моторы Mitsubishi славятся своей надёжностью. Как вам это удаётся и можно ли говорить, что так будет всегда?

Всё дело в огромном опыте наших инженеров. И конечно, участие в гонках, таких как WRC или ралли-марафон «Дакар». А ещё, у автомобильного подразделения Mitsubishi Motors есть старший брат – Mitsubishi Heavy Industries. Это тяжёлое машиностроение, которое накопило невероятный опыт в производстве грузовых, судовых и авиационных двигателей. А у таких родителей дети просто обязаны быть образцовыми.

Система полного привода кроссовера, как правило, не слишком мудрёная технически. У Outlander она такая же?

Да, если говорить о «железе», то конструкция полного привода у Outlander такая же, как и у подавляющего большинства кроссоверов: основные ведущие колёса передние, а задние подключаются при помощи многодисковой муфты. Однако есть разница в том, как это подключение реализовано. Высокая эффективность и точность системы S-AWC обусловлена интеграцией целого ряда датчиков и систем в единую логику. Благодаря этому, S-AWC точно знает в каком положении в пространстве находится автомобиль и насколько это положение совпадает с тем, которое задаёт водитель поворотом руля. Как я уже говорил, S-AWC просто заставляет машину ехать туда, куда поворачивает водитель. Это довольно трудно описать словами – надо почувствовать самому.

Как изменился нынешний Outlander? Отделка, мультимедиа, комфорт? Ведь несмотря ни на что, это по-прежнему важно.

Удобный, дружелюбный и в хорошем смысле слова простой. Отделка строгая и практичная, кнопки и органы управления – на своих местах и интуитивно понятны. Для активации функций никуда не нужно тянуться или залезать в глубины меню бортового компьютера. Мультимедиа дружит со смартфонами, при необходимости используя Android Auto и Apple CarPlay. Хорошая шумоизоляция, удобные кресла, обогревы руля, сидений и лобового стекла... Комфортен, удобен и практичен, каким и должен быть современный кроссовер.