Дмитрий Леонтьев: LADA Niva Travel – превратится ли архаика в легенду?

Пока фанаты «Нивы» с трепетом ждут начала продаж рестайлинговой LADA Niva Travel, с новым 1.8-литровым мотором, я взял текущую версию, чтобы понять, а стоит ли долгожданное событие того ажиотажа, который набирает обороты в сети?

Конечно, я понимаю, что марка легендарная и любые её обновления публика встречает с искренним интересом. Однако главный вопрос, от которого невозможно отмахнуться, продолжает висеть в воздухе: а эта модель вообще нуждается в доработке? Не пора ли отправить её на заслуженный отдых? Стоит ли поддерживать давно устаревшую конструкцию? Хотя, наверное, как раз сейчас нет смысла избавляться от архаичных решений. В условиях санкций модель загружает конвейер, приносит какую-никакую прибыль, сохраняет рабочие места. Понятно, что далеко не всем покупателям нравится оплачивать социально-экономическую функцию Niva Travel. Всё-таки за полтора миллиона хотелось бы получить автомобиль хотя бы уровня старого Renault Duster. С другой стороны, в качестве утешения есть ещё вторичный рынок, где всегда найдётся какая-то альтернатива. Тем более, что рано или поздно роль «спасителя конвейера и людей» для Niva Travel закончится, и тогда придётся отвечать на множество вопросов по поводу потребительской ценности модели. 

В чём эта ценность, собственно, состоит? Об этом я размышлял, садясь за руль автомобиля, но в голову ничего не приходило. Возможно потому, что я не ощущал даже минимальной гармонии между собой и машиной. Сначала меня доставал коврик под ногами, на котором кроссовки скользили как на байкальском льду. Кстати, самом скользком на планете. Раздражало, что нельзя зафиксировать пятку правой ноги, а давить в таком зыбком положении на газ удовольствие на любителя. Разумеется, коврик можно и заменить, хотя за 1,5 миллиона можно было положить и нормальный. Но гораздо больше в Niva Travel нервирует необходимость постоянного поиска оптимальной передачи. Мотор то тянет, то не тянет, обороты то слишком высокие, то слишком низкие. На отрезке между двумя светофорами эту задачу приходится решать с десяток раз. Полное отсутствие эластичности! Правда ощущается оно по большей части на асфальте. На офф-роуде заметно легче, а особенно при использовании пониженной передачи. Вообще, на бездорожье Niva Travel в своей стихии, ведь её подвеска выдерживает самые жестокие издевательства. Ямы и кочки ей нипочём! Интересно, что завод всё ещё продолжает работу над шасси, и у рестайлинговой модели в передней подвеске применяется более жёсткий узел крепления переднего редуктора, а стабилизатор поперечной устойчивости перенесён в переднюю часть, чтобы повысить надёжность, а заодно плавность хода. Ну, не знаю насколько это нужно. Лучше бы поработали над курсовой устойчивостью. Мне она показалась отвратительной.

Выходит, что Niva Travel абсолютно сельский автомобиль, созданный не для дорог, а для направлений. Его ключевую проблему – отсутствие эластичности силовой установки, должен решить рестайлинговый мотор. Значит не зря нивоводы потирают руки в ожидании обновления. Новый двигатель гораздо более тяговитый (плюс 24 ньютона), и обещает неплохой подхват с самых низов, уже с тысячи оборотов. Да и рост топливной экономичности ожидается до тридцати процентов. Однако что-то всё равно мешает мне радоваться обновлению. И дело вовсе не в устаревшем интерьере, и в целом моральной дряхлости конструкции, потому что на рынке есть и более архаичные решения, которые продолжают пользоваться спросом. Вопрос в другом – в эмоциональной связи между железом и человеком. Можно сделать мотор эластичнее и подвеску мягче, но Suzuki Jimny из Niva Travel всё равно не получится. Малыша Jimny народ любит, а Travel – терпит (по вечной русской присказке – будет лучше, нужно только немного потерпеть). Завод говорит, что поменял расположение термостата, в результате чего у нового двигателя улучшилась производительность отопителя и он меньше греется. Это очень хорошо! Правда, просто замечательно! Но не заставит меня разбить палатку у дверей автосалона, в ожидании рейстайлинговой «Нивы», а вот о подержанном Jimny я думаю постоянно.