Оказалось, что настоящая российская версия Top Gear появилась совсем недавно. Примерно, год назад. По иронии судьбы она выходит без знаменитого британского названия и в ней нет ни одного автомобиля. Тем не менее это Top Gear – такой, каким он должен быть.
Я знаю о чём говорю, потому что пересмотрел все выпуски Top Gear, а некоторые из них не по одному разу. Поэтому когда в России запустили франшизу культового телепроекта, я внимательно следил за каждой серией. Однако, попытка, к сожалению, провалилась. Почему? Этот вопрос требует развёрнутого ответа.
По моей теории, успех британского телепроекта был основан на старой сказке про Винни Пуха. Трое ведущих программы полностью соответствовали героям этой истории. Неуклюжий, вечно что-то ломающий Джереми Кларксон – это Винни Пух. Занудный интроверт Джеймс Мэй – ослик Иа. Торопливый и наивный Ричард Хаммонд – Пятачок. Я уверен, что химия была именно в этом, потому что у британцев много сюжетов завязано именно на трёх персонажах. Первое, что приходит на ум, классика жанра – «Трое в лодке, не считая собаки».
Однако это лишь первый слой. Если копнуть глубже, то магия Top Gear в том, что ведущие шоу прекрасно чувствовали себя в компании друг друга – расслаблялись и следовали своей природе. Они были искренними. Никто не играл чужой роли. Если бы камер не было, троица всё равно прекрасно проводила бы время. Это, во-первых. Кроме того, в их диалогах всегда присутствовал приятный ушам зрителей коктейль добродушия и неуклюжести. Следить за симпатичными, и вечно попадающими в истории людьми, любят все. Это, во-вторых. Ну и конечно, народу нравилось, что они достаточно самоуверенные, чтобы делать выводы вселенского масштаба. Замечу, что возникающую здесь тонкую грань с цинизмом и высокомерием британцы никогда не переходили.
Уверен, что сами создатели Top Gear (в частности, продюсер проекта Энди Уилман) этого не понимали. Иначе они чётко объяснили бы эти нехитрые секреты успеха нашим теле-боссам при запуске франшизы. Но этого не случилось, и в России подобрали трёх абсолютно равнодушных друг другу ведущих, которые откровенно играли на камеру и были неестественны в кадре. Больше того, Фоменко, претендовавший на роль Джереми Кларксона, был в высшей степени циничен и высокомерен, что сразу же блокировало народную любовь – таким персонажам не сопереживают. Неудивительно, что франшиза прогорела, ведь были нарушены все базовые принципы успешного телепроекта.
А теперь о настоящем российском Top Gear, в котором нет автомобилей и британского названия, но который был бы мега-успешным и никогда бы не закрылся. Это шоу «Кстати», с Гариком Харламовым, Азаматом Мусагалиевым и Денисом Дороховым. Мало того, что каждый из них практически копирует британских ведущих, так они ещё и существуют в той самой органике, которая была в настоящем Top Gear. Харламов – ленивый и бескомпромиссный, как Джереми Кларксон. Дорохов – суетится, как Хаммонд. Да и роста он почти такого же. Азамат постоянно нудит, как Джеймс Мэй. Когда у ведущих есть химия, их можно поместить в любой контекст. Ведь хорошее шоу – это, по сути, сериал про его ведущих. Поэтому, если бы Энди Уилман в 2002 году задумал не автомобильный проект, а, к примеру, передачу про сельское хозяйство, она тоже побила бы все рейтинги.