10 лет российскому заводу Hyundai. Всё идёт по плану

10 лет российскому заводу Hyundai. Всё идёт по плану
 21 сентября исполнилось десять лет со дня запуска российского завода «Хёндэ Мотор СНГ». Первый Hyundai Solaris, сошедший с конвейера под Санкт-Петербургом, подписал лично Владимир Путин. Он, в смысле, тот самый «Солярис» с автографом президента, так и стоит в заводском холле, зато всё остальное на заводе движется в максимально возможном темпе.

В зале для пресс-конференций журналистов встретил немного усталый, но очень приветливый начальник производства Андрей Николаевич Казак. Кто-то из корреспондентов попросил у него таблетку от головной боли, видимо переутомился, путешествуя из Москвы в Петербург на «Сапсане», и не узнал начальника в скромном заводском кителе. Андрей Николаевич уже собрался позвонить, чтобы принесли цитрамон, но его опередили, и господину Казаку осталось лишь заметить, что медицина у них на производстве поставлена очень хорошо, могут не только от головной боли вылечить.

Он ещё потом, на пресс-конференции, вспомнил про медицинский контроль, который на заводе не менее тщательный, чем контроль качества: строгий масочный режим, с температурой через проходную и мышь не проскочит, даже контактёров выявляют, так что массового заражения сотрудников новой заразой удалось избежать, как и длительной остановки завода. В апреле производство «выключали» на две недели, как положено, с сохранением зарплат, но уже вернулись к трехсменному графику – отложенный спрос вместе с падающим рублём так подстегнул покупателей, что заводчанам приходится бить рекорды производительности.

У заводского начальства голова прежде всего болит о том, что больше 990 машин в сутки делать не получается – мощности и так на пределе, причём кроме легковушек Hyundai Solaris и KIA Rio на том же конвейере собирают кроссовер Hyundai Creta. Вот и  глава «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев одновременно излучал оптимизм и сокрушался. Радовался Алексей августовским показателям — продали 17 570 автомобилей, это вообще абсолютный исторический рекорд продаж, а печалился от того, что покупателям приходится ждать самый продаваемый кроссовер в России Hyundai Creta целый месяц, а то и два, если покупатель, например во Владивостоке. Журналистов, правда, проблемы покупателей не очень волновали, видимо они уже на что-то из модельной линейки подписались через приложение Hyundai Mobility, которое оказалось очень популярным – более двух тысяч подписок ожидают к концу года. А вот подробностями сделки с General Motors интересовались весьма настойчиво и зачем-то ещё спросили, нет ли интереса к фордовскому производству во Всеволожске, будто бы «Хёндэ Мотор» больше делать нечего, кроме как скупать все простаивающие автозаводы в России. «По поводу GM ответить очень просто – сделка идёт, — успокоил, не вдаваясь в подробности, Алексей Калицев, — а что касается Форда — нет интереса».

Тут и господин Козлов на всякий случай уточнил, что на этом заводе, переделанном из «Русского дизеля», он бывал еще до начала работы в корейской компании, состояние зданий и сооружений видел и, по его личному мнению, как в автомобильное производство в него никто не будет вкладываться – слишком дорого. Зато новый моторный завод  проектной мощностью 220 тысяч двигателей в октябре следующего года уже заработает и локализованные моторы объемом 1.6 литра будет поставлять не только нам, но и на экспорт.

Традиционные вопросы о российском качестве Андрей Николаевич отсёк сразу — питерский завод пять лет из своей десятилетней истории становился лучшим во всем огромном Hyundai Motor Company и в этом году есть отличные шансы повторить успех. «Мы же свои кадры растим, средний возраст операторов на линии в момент запуска — 26 лет, а сейчас — 32 года, многие работают больше 5 лет, у нас очень маленькая текучка, люди действительно, что называется, прикипели к заводу. Начальников из операторов в цехах набираем, сами учим, за границу отправляем на повышение квалификации». Если российский персонал работает на российском предприятии иностранного производителя, подытожил господин Козлов, он может обеспечить качество выше, чем материнская компания.

Хотя дело, конечно, еще и в роботах, их на заводе десять лет назад было 111, а сейчас 245, сварка и окраска идут в автоматическом режиме, без участия человека. Главный сварочный кондуктор за несколько секунд перестраивается на любую из моделей – только что KIA Rio сварили, а после нее сразу Creta и все это видно на большом мониторе — залюбуешься. Так же и в новом покрасочном цехе, куда, кстати, посторонних на всех заводах очень редко пускают, но для нас сделали исключение. Здесь роботы способны без остановки конвейера красить кузова в любой цвет из производственной гаммы, при этом не в разных покрасочных камерах, а в одной. После экскурсии сомнений в светлом будущем корейской автомобильной индустрии на отдельно взятом российском заводе не осталось совсем никаких, хотя едва ли в этом кто-то сомневался и раньше. Особенно раньше. В 2019 году завод выпустил 234 000 автомобилей и если бы не пандемия, в этом сделали бы не меньше, но даже с учетом спада в первом полугодии, завод уверенно идет на 200 тысяч машин к Новому году.

Так что, поздравляя столь успешное производство с юбилеем, хочется заодно пожелать немного удачи и конкурентам, которые не смогли так же быстро справиться с последствиями карантина. Конкуренция ведь двигает прогресс, не будь у Hyundai в России сильной оппозиции, так и стоял бы до сих пор на конвейере питерского завода один благословленный президентской подписью «Солярис», возможно, и без всяких обновлений.

Текст Григорий Алёшин