«Мотор». Часть 1

19 января 2015
«Мотор». Часть 1ГАЗ-24. «ВОЛГА В ТАКСИ».

Такси – одна из основных профессий «Волг» всех семейств с первых дней и по наше время


Кроме того, в доперестроечной России рядовой советский человек, если конечно он не был номенклатурным работником, мог прокатиться в «Волге» только в виде пассажира такси.
Эта особенность советского автопрома и автомобильной отрасли в целом – использовать для номенклатурного и таксишного парков почти одну и ту же модель, проистекает еще из сталинских послевоенных времен, когда в качестве таксомоторов в столице работали правительственные «ЗиСы-110» и «ЗиМы» наравне с «Победами».

«Вождь и учитель» считал, что советский человек обязательно должен вкусить все те же прелести, каковыми окружен он сам и каждый его министр или военный чин.

Эта унификация позже сыграла с «Волгой» свою, роковую роль, поставив крест на массовом выпуске следующей, 31-й модели. Но для начала 70-х вышеприведенный рецепт был залогом успеха.

Отсюда довольно жесткие требования к «Волге» при её конструировании, как к автомобилю не слишком вычурному, но узнаваемому и солидному, универсальному, вместительному, комфортному, неприхотливому, простому, крепкому и легко обслуживаемому.

Всем этим критериям ГАЗ-24 удовлетворял сполна, благо вся идеология ГАЗовских машин была «заточена» на производство идеального автомобиля не для частника, с его небольшими техническими возможностями, а для автохозяйства, в котором простота конструкции была важнее трудоёмкости ремонта или необходимости ежедневного ухода за авто.

Вот несколько зарисовок из мира доперестроечного таксомотора, который тогдашние пассажиры зачастую называли проще некуда – «мотор».


Рассказывает заведующий Кафедрой Дизайна Средств Траспорта художественной Академии им. Строганова профессор Н. Е Розанов:

«В перчаточном ящике таксишной «Волги» часто обнаруживался загадочный набор предметов, на первый взгляд совершенно не связанных друг с другом. Это граненый стакан и помещенный в него шарик для игры в настольный теннис.

Разгадка проста. Оба предмета были частью привычного досуга таксиста в пересменок. Собственный стакан использовался по прямому назначению – испить холодной газировки в бесплатном сатураторе. Аппараты с бесплатной газированной водой были непременным атрибутом комнат отдыха любого крупного гаража, тем более – таксопарка, точно так же, как и в любой комнате отдыха стоял стол для пинг-понга. Ракетки, доска и сетки, разумеется, предоставлялись руководством парка, а дефицитные целлулоидные шарики таксисты возили с собой».


Другим ценным атрибутом продвинутых таксистов во времена борьбы с хищениями социалистической собственности был специальный колпачок, надеваемый на стекло «зеленого огонька» – индикатора включенного счетчика и как следствия, занятости автомобиля пассажирами.

Механизм сокрытия нелегального дохода был очень прост. Перевозка пассажиров с выключенным счетчиком и горящим огоньком – прямая улика для сотрудников ОБХСС. Остановить такого таксиста мог даже работник ГАИ. Отключить опломбированные 8-ю пломбами тросик спидометра, редуктор-тройник таксометра, сам таксометр и тот самый огонек, было невозможно. Зато было очень легко надеть на фонарик непрозрачную заглушку, в которой стекло было прикрыто замшей. Так сказать, дешево и сердито.



Зеленый огонек

Правда, особо бдительные контролеры проверяли честность водителя по температуре плафона. При долгой работе он очень сильно нагревался, особенно, если был прикрыт замшевым «компрессом» фальшивого стекла.

Между прочим, настоящий «зеленый огонек», даже в перестроечные времена уже после эпохи «борьбы с хищениями», было невозможно купить. Занимающиеся легальным частным извозом предприниматели поначалу сооружали его из подручных средств.