Ловля рыбной мелочи на удочку

Ловля рыбной мелочи на удочку
Действительно, не все же время таскать пудовых сомов?! Не пора ли обратить внимание на скромную, но такую вкусную мелочь: уклейку, ершей, бычков. Знаю многих опытных рыбаков, которые снисходительно относятся ко всякой рыбе весом менее 100 граммов и рассматривают её только в качестве живца для более крупной.

А вот в Южной Азии, скажем, в Индокитае или Индонезии, наоборот предпочитают мелкую рыбу, считая крупную  грубой и не такой вкусной. Впрочем, и на Руси некогда умели готовить из незатейливой мелюзги изысканные блюда. Вспомните «царскую сельдь» – ряпушку из Плещеева озера, балтийскую корюшку, что по весне наполняет знаменитым огуречным духом набережные Невы, или «княжью уху» на тройном наваре из пескарей. Решено: меняем оснастку, перевязываем большие крючки на миниатюрные, готовим подкормку – и едем дёргать мелочь!

УКЛЕЙКА

Те, кто постарше, наверняка застали времена, когда уклейку продавали в магазинах наряду с мойвой, килькой или тюлькой. При скромных размерах эта представительница российской ихтиофауны обладает нежным и вкусным мясом, особенно если знать секреты его заготовки и приготовления. Иногда эту рыбешку называют силявкой, иногда – басклейкой или шеклеей, но гораздо чаще – верхоплавкой. Из последнего названия понятно, что эта небольшая рыбка предпочитает держаться в самых верхних слоях воды. С одной стороны, это действительно так: частенько можно наблюдать, как весело резвится уклейка, плещет хвостиком и гоняет круги, играя у самой поверхности. Но любой рыбак знает, что брать хорошую, жирную и крупную рыбку нужно на глубине никак не меньше двух метров. Даже мелкая верховка, вдоволь наигравшись на поверхности, уходит на глубину. Выбирая место для лова, ищите подветренный берег с крутым обрывом или густыми кустами, поскольку именно туда ветер сносит всяких мелких насекомых на радость резвой верхоплавке. Стремнины и перекаты – совсем не уклеечные места, а вот заводи и омуты со стоячей водой – то, что нужно!

Обманчивая простота. Чтобы подсечь миниатюрную уклейку, порой требуется не меньше мастерства, чем при выводе крупной рыбины  

В качестве наживки можно использовать всё что угодно, от хлебного мякиша и каши до солёного сала, но непревзойдёнными остаются опарыш и некрупный мотыль. С берега частенько случается заметить играющую стайку рыбок – тогда следует приступить к подкормке. Тут можно привести массу рецептов, но принципиально они мало чем отличаются друг от друга: прикормка обязательно должна быть ароматной, не сытной и в меру сыпучей, создающей облако мути. Вот тогда можно удерживать стаю уклейки на одном месте, таская рыбёшек одну за одной. 

Рыбная мелочь – отличный навар для ухи – прелюдия к благородной рыбе

ПЕСКАРЬ

Наш пресноводный пескарь отличается от любимой многими черноморской барабульки лишь меньшими размерами и более ровной цилиндрической формой тела. Так же как и барабульки, пескари идут по вашему следу на песчаном мелководье, поскольку вы ворошите грунт и помогаете им добывать рачков или личинок. Считается, что, пожирая икру других рыб, они наносят серьёзный ущерб ихтиофауне водоёмов, однако не стоит списывать на пескарей все беды, поскольку этим грешат и другие не менее прожорливые рыбы – например, ротан-головешка, о котором речь пойдёт ниже. Облик маленьких усатых пескарей хорошо всем известен. В отличие от нашей предыдущей героини, пескарь оставил заметный след не только в фольклоре, но и в отечественной литературе, от «Премудрого пескаря» Михаила Салтыкова-Щедрина до «Ловли пескарей в Грузии» Виктора Астафьева. 

Ловля пескарей – извечная детская забава ещё с тех древних времен, когда лесой служил конский волос, а поплавком – гусиное перо. Подобная рыбная мелочь всегда служила существенным дополнением к скудному крестьянскому столу. А уж уха с пескариным наваром – блюдо знаменитое, её называли не иначе как «царская» или «княжья». 

Пескаря увлекательнее всего ловить на обычную маховую удочку. Главный успех дела – в выборе места. Кстати, пескари – это верный показатель чистоты водоёма, поскольку в загрязнённой среде они не живут. Отличная наживка – самый обычный дождевой червячок.  Леску выбирайте потоньше, но помните, что ловить придётся большей частью впроводку – наживка будет волочиться по дну, а это не исключает зацепов. Поэтому слишком тонкая леска – верный обрыв. Вопрос, когда ловить, в отношении пескаря вообще не стоит, поскольку он активен всё светлое время суток, а ночью спит, забившись в тину. Есть у этой неказистой донной рыбки и непревзойденное достоинство: пескарь – лучший живец всех времен и народов, деликатес, от которого не откажется ни один хищник, будь то щука, судак или окунь.

РОТАН-ГОЛОВЕШКА

Видели ли вы гупера или какого-нибудь другого крупного морского окуня, хозяина коралловых рифов? Теперь уменьшите его в несколько раз, и получится наш родимый ротан – гроза прудов и озёр: такая же огромная, ненасытная пасть «до ушей» (именно отсюда и прозвище «ротан»), маленькие глазки и веер колючих плавников во все стороны. Сходство совершенно удивительное, поскольку с окунеобразными ротан в родстве не состоит. Как этот хищник в начале 1960-х попал с Дальнего Востока в наши края – доподлинно неизвестно. В литературе и псевдонаучных статьях очень любят тиражировать либо занимательную историю про неизвестных аквариумистов, что выпустили диковинных рыбок в ближайший пруд, либо рассказ о каких-то научных экспериментах по интродукции (внедрение в природу чужих видов) дальневосточных представителей ихтиофауны в центрально-чернозёмную Россию. Попав в водоёмы европейской части СССР, ротан-головешка начал своё победоносное шествие по всем фронтам. Один за другим он занимал сдающиеся без боя бастионы – пруды, карьеры, озёра, тихие воды рек. Он умудрялся жить в невыносимых условиях, пожирая всё, что пролезало в его глотку. Там, где появлялся незваный гость, быстро исчезал карась. В 1970-х годах ротан уже ловился в любой подмосковной луже чуть ли не на голый крючок. Лет этак 40 назад мы, мальчишки, не мудрствуя лукаво, раздвигали кончиком удилища слои плотной тины в пруду так, чтобы образовывалось маленькое окошко, закидывали крючок, и поклевка начиналась буквально через несколько секунд. 

Местный деликатес. Даже у самого чёрного ротана белоснежное и очень нежное мясо

Когда ротан заселился повсюду, учёные забили тревогу, предрекая апокалиптическое будущее любой речной и озёрной живности, но скоро заметили: в тех прудах, куда попал ротан, карася существенно поубавилось, зато он стал здоровее и крупнее! Ротан с аппетитом поедал икру и мальков, тем самым регулируя численность карася и карпа. Рыбы становилось меньше, но её качественное состояние значительно улучшилось. Этим приёмом, между прочим, частенько пользуются и профессионалы в рыбхозяйствах, запуская, скажем, к карпу щуку или окуня. При такой высокой плотности хищники работают санитарами, отлавливая слабых и больных особей и предотвращая тем самым вспышки эпизоотий.
Однако не прошло и полувека, как ротан... стал отступать. В некоторых хорошо знакомых мне прудах, где раньше мы таскали его сотнями, сегодня уже можно поймать лишь карася да уклейку. Природа взяла своё и включила собственные механизмы восстановления экологического равновесия. Любой агрессор всегда заканчивает плохо.

Неудача хозяина – радость для кошки, ведь улов достается ей целиком

Сначала мы как-то не оценили кулинарных достоинств дальневосточного гостя. Поговаривали, что мясо его отдаёт тиной, поэтому улов чаще всего доставался соседским кошкам. Но однажды я принес с рыбалки такого огромного красавца, что мама рискнула зажарить его на сковороде. Гигантского ротанища пришлось разрезать пополам, и каждая половинка едва вписывалась в диаметр сковороды. И, представьте, мясо ротана оказалось белоснежным, сочным и весьма нежным на вкус. 

Не о всех видах маленьких рыб мы рассказали, но, надеюсь, нам удалось убедить читателей в том, что царской сельдью и снедью могут быть не только белуга и стерлядь, но и маленький пескарик. И смотрите, вот же он – весело плещется в речке и ждёт вас!


Текст Александра Хабургаева, иллюстрации: ©Depositphotos/Dmitriy Shironosov, Artur Synenko, Buzun Maximilian, Volodymyr Tochanenko, Evgeny Sinigalya, Oleksandra Tykha, Witold Krasowski, Vladimir Kohyushenko, Dmitro Panchenko, Константин Пухов.