Из России в Канаду через Северный полюс

24 ноября 2013
Из России в Канаду через Северный полюс
1 марта 2013 года, архипелаг Северная Земля, полярная станция острова Голомянный. В середине дня наш караван, состоящий из двух автомобилей с тремя прицепами каждый, неторопливо взял курс на восток в пролив Красной Армии. Наша цель – Канада, а точнее – поселок Резольют в королевстве эскимосов Нунавут.


Путь неблизкий – 4000 км, проходит через Северный полюс. Поход автономный, поддержка извне, в первую очередь топливная, не предусмотрена.





ТЕХНИКА ДЛЯ АРКТИКИ
Для автомобилей «Емеля» это четвертый поход в Арктику и третий – по дрейфующим льдам. Второе поколение наших вездеходов основательно усовершенствовано по результатам экспедиций 2008 и 2009 годов. Внешне они практически не отличаются от предшественников, но трансмиссия, подвеска и рулевое управление серьезно доработаны, и замечаний в их адрес за время пробега 2011 года по льду Карского моря не возникало. Машины оснащены принудительными  блокировками всех дифференциалов, а задний мост отключаемый – вкупе с автоматическими хабами на ступицах это дает ощутимую экономию топлива при движении по несложному рельефу. Внутри обустроен большой обеденно-письменный стол, посредством которого регулярно укрепляется боевой дух команды.



Морская ледовая автомобильная экспедиция (МЛАЭ-2013).
Слева направо: Василий Елагин, Алексей Шкрабкин, Владимир Обиход, Николай Козлов, Андрей Ваньков, Сергей Исаев, Афанасий Маковнев

Каждая машина буксирует по три прицепа с топливом, запчастями, продуктами и личными вещами участников. На каждом – около 650 кг полезного груза, плюс сам прицеп весит примерно 150 кг. Получается, что тягачи буксируют почти по две с половиной тонны при собственной массе 1400 кг. По бортам вездеходов висят лестницы-мостики для преодоления трещин и нешироких полыней, а один вездеход оснащен  подъемной лестницей на крыше для обозрения окрестностей – не только с целью эстетического наслаждения ландшафтами, но и поиска проходов в джунглях торосов и паутине трещин. Лебедки на вездеходах с механическим приводом, что позволяет, если заглохнет двигатель,  кривой ручкой, надетой на выходящий из корпуса лебедки вал, без особых проблем вытащить машину вручную.

УЧАСТНИКИ
Команда наша состоит из семерых мужчин, русских, православного вероисповедания. Трое – мастера спорта международного класса по альпинизму, у пятерых инженерное образование. В меру скромны, и, что греет мне душу больше всего, всем чужда внешняя, так модная нынче атрибутика. Последнее качество отражает в первую очередь уровень подготовки и возможностей – пустое не нужно, когда настоящего в избытке. Мы ведь не а-ля Top Gear, верно? У нас серьезный поход, при этом я ни от кого не слышал слова «экстрим» или его производных.



На связи.
Кроме спутникового телефона, у нас была и мощная радиостанция для общения с радиолюбителями всего мира

К ПОЛЮСУ
Отрываясь от Северной Земли, вскоре напоролись на большие поля торошения. Каторжный труд по их преодолению немного скрашивался соседством великолепных айсбергов,  да медведь развлекал нас своим видом –  «я тут мимо проходил, думаю, дай взгляну». На самом деле нас, опытных, не обманешь – запах почти пятисот килограммов провианта не дает покоя пытливому уму. К тому же на одной из бочек кто-то крупно вывел фломастером «Сало».



Начинали тяжело – море Лаптевых встретило айсбергами и ледовым хаосом до горизонта

…Пятьсот метров мы пробивались два дня. Потом пошло веселее, но недолго – снова торосы и полыньи без счету. Отрабатываем работу с лестницами. На переезд по ним трещины уходит 7–10 минут. Серьезные «речки» шириной 30–100 метров преодолеваются вплавь, что требует часа полтора. Наловчились вытаскивать провалившиеся одним колесом в воду прицепы. Это самая часто встречающаяся неприятность. Вернуть прицеп на ровный киль с последующим извлечением удается за 10–15 минут. Для этих целей машины и передние прицепы обвешаны веревочками, кончиками, карабинами и скобами. Все разной длины и калибра. У каждого свое предназначение, и с самого начала я строго следил за тем, чтобы все возвращалось на место. Народ привык, а потом и оценил, когда в экстренных случаях все под рукой. Потихоньку все наладилось, караван набрал ход, и, когда я позвонил на «Барнео», полярную станцию в районе полюса, сообщить, что мы в сорока километрах, в ответ услышал от ее начальника А. В. Орлова: «Ну вы и прете!»



Пешня и торосы.
Они спасали коллектив от главной опасности автопутешествий – гиподинамии

ИЗ ДНЕВНИКА ЭКСПЕДИЦИИ. 06 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
Вот и полюс! Давно не виделись! Тут по-прежнему девственные лед и снег, народу не видать, в общем, места воздушные, хорошие. Полюс, одним словом. Состояния восторженности, подобного чувствам 2009 года, не испытал, каюсь, спал как сурок, сдав вахту на последних 20 километрах пути железному Обиходу. В этот раз, как и в 2009 году, повезло: ось вращения планеты вылезает на свет Божий не в буреломе торосов, а на вполне себе уютном ледяном поле. Погода ясная, ветер слабый, и осознание того, что отсюда во все стороны «под горку», очень греет душу.

НА ЮГ
До канадских берегов от полюса на 350 км ближе, чем до ненаглядной Отчизны. Топлива после тщательных подсчетов осталось 1825 литров, на дорогу сюда израсходовано 1460 литров. Почистив перья, отоспавшись и наведя порядок в машинах (как-никак в заграницу собрались), 8 апреля тронулись на юг, в страну берез и косых дождей между ними. Вскоре пересекли следы группы Федора Филипповича Конюхова, уходящие восточнее, к берегам Гренландии. Пожелав им всяческих успехов, едем дальше. На снимках, присланных из ААНИИ (Петербург), видно, что к югу ледовая обстановка будет усложняться, нас ждет линия дрейфораздела, место, где встречаются движущиеся в противоположных направлениях исполинских размеров поля пакового (многолетнего) льда. Пока же мы пребываем в состоянии легкой эйфории от того, что полюс позади и мы едем на юг.





ИЗ ДНЕВНИКА ЭКСПЕДИЦИИ. 19 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
Пишу о событиях за два дня, вчера не было сил. Начинался вчерашний день вполне обыкновенно, никаких предвестников чего-то необычайного. Поля, рваный лед – ужом между трещинами, все как обычно. Перед одним из «заборов» привычным движением вздернули вверх лестницу на крыше зеленой машины и услышали вдали шум. Cерьёзное торошение, грустно отметили мы. Вскоре приблизились к его источнику.  Два поля, а между ними в несколько проток движутся льдины, глыбы и просто спрессованная снежно-ледовая каша. Давно мы мечтали увидеть «настоящее торошение пакового льда». Увидели… Лед толщиной, пожалуй, метра в четыре ломало, ставило на дыбы, задавливало под воду.  Шумовое сопровождение соответствующее… Поставили технику в безопасном месте, отправились знакомиться с процессом поближе. Довольно быстро выяснилось, что перегнать машины одним махом, как мы делали раньше, не получится. Разрывов несколько, и если подготовить переезд через один, вероятность того, что к этому моменту не будет разрушен следующий, близка к нулю. Оказаться на небольшом пятачке льда, который может быть смят в любой момент, без возможности вернуться назад или проехать вперед означало бы потерю машины со всеми вытекающими…







РУБИКОН

Люди с рациями распределились по разным протокам в ожидании подходящего момента. Наконец команда: «Поехали!» Началось все неплохо, но в конце пути проваливается в воду последний прицеп в зеленом караване. Люди работали как бешеные, и все-таки его извлечение заняло обычные 10–15 минут. На это время дрейф замер! Прицепы извлечены, быстро переправляемся на другую сторону. Затем красная машина… А после этого, через пару минут, не больше, дрейф возобновился. Как завороженные, мы смотрели на неторопливо и безучастно переворачивающиеся в воде льдины со следами наших ног и шин в этом великом и вечном ледовом хаосе. Провидение? Вне всякого сомнения. Видавшие виды обросшие мужики, сняв шапки, стояли молча и благодарили Того, кто пропустил их через этот поток. А дальше было недолгое счастье езды по ровным полям, и снова забор – поляна, забор – поляна… Все как и в городской жизни, только намного красивее.




    
ИЗ ДНЕВНИКА ЭКСПЕДИЦИИ. 26 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
Сегодня врезали граммов по 50 коньяку из директорского фонда – четыре года назад наши автомобили впервые добрались до Северного полюса. Вспомнили, какими неподготовленными мы были, как часто ломались машины и какие эмоции захлестнули нас тогда.

После заправки машин произвел подсчет топлива, его еще по-прежнему больше тонны. Так что клиент больше жив, чем мертв, просто изрядно устал… Перешагнули границу 83-го градуса. Далась она непросто. После циклона, пошалившего здесь некоторое время назад, нам достался очень глубокий сыпучий снег, особенно в зонах аккумуляции – грядах торосов. Машины мучаются, но все-таки едут. Народу тоже несладко, ребята бродят иногда по пояс в снегу. Была одна интересная переправа по лесенкам, лежавшим самыми кончиками на берегах речушки. Зал замер, особенно оператор в сладострастном ожидании драматических кадров. Берега высокие, кадры могли бы быть душераздирающе красивыми, но… не свезло нашему Афанасию. Конструкция выдержала, и опять пошли бесконечно однообразные эпизоды: забор – поляна, забор – поляна… Единственное, что меняется в этих исторических кадрах, так это длина растительности на наших лицах, да цвета курток темнеют. До земли около 90 км, но это ничего не значит. На снимках припай отделен от основной массы льда огромными разрывами, да и последние 20–30 км пути лед тоже сильно разорван. Расслабляться рано.

ПРОГНОЗЫ
Запросили Канадскую ледовую службу о состоянии ледяного покрова. Нам прислали космические снимки и достаточно подробное их описание. Картина довольно безрадостная – по мере приближения к берегу количество разрывов увеличивается. Радужные ожидания не оправдываются, похоже, бороться за выход на припай придется до самого конца и всерьез.



Пятьсот метров мы одолевали два дня, потом пошло веселее, но недолго –  снова торосы и полыньи без счета...



Слабый лед.
Часто встречающаяся задача – выровнять прицеп, провалившийся одной стороной

ИЗ ДНЕВНИКА ЭКСПЕДИЦИИ. 30 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
Мы в Канаде! Океан и одновременно самая большая пустыня  мира позади. Состояние при выезде на ровный лед припая было более чем невеселым. У рожденного кочевником есть два счастья в жизни: счастье дороги и счастье от сознания того, что тебя ждут, от предвкушения встречи. А потом все снова...

Канада оборонялась до последнего: торосы на оставшихся 50 км пути можно сравнить только с торосами в море Лаптевых, когда мы с трудом преодолевали притяжение России. А вот медведей у них меньше. Афанасий со знанием дела утверждает, что все они свалили на ПМЖ в Гренландию. Проверить не представляется пока возможным, поэтому приходится верить. До деревни Резольют еще 1500 км. В общем, выспались, чистим машины ото льда, намерзшего за время купаний, и в дорогу.



Для рожденного кочевником есть два счастья в жизни: дорога и осознание того, что тебя ждут

ФИНИШ
В форпост цивилизации Резольют мы въехали 8 мая. Гостиница, душ. Вездеходы и прицепы в полностью работоспособном состоянии. Чудовищное количество топлива оказалось очень правильным – на 69-й день пути  мы прибыли на финиш, имея в запасе 200-литровую бочку солярки. Обслужили машины, попрощались с ними до февраля следующего года и, загрузившись в маленький нанятый нами самолетик (так дешевле), улетели на юг. Все вроде бы хорошо, а состояние души двойственное. С одной стороны, домой, в семью хочется, а с другой – уже одичал и кочевой образ жизни кажется естественным и единственно правильным. А может, так оно и есть?