Тенденции автодизайна

27 октября 2013
Тенденции автодизайна
Как известно, внедорожник – это в первую очередь идея. Но выразить ее средствами дизайна можно по-разному... Ключевые элементы стиля любого внедорожника можно пересчитать по пальцам.


Это его силуэт – двухобъемная компоновка с большим салоном, пропорции – большие колеса, высокий кузов с заметным дорожным просветом, плюс агрессивные акценты – всевозможные радиаторные решетки, массивные расширители арок, защитные металлические накладки на пороги и низ бамперов. Сюда же логично причислить характерные детали – всегда сильно развитую головную оптику, а также «украшения» вроде дополнительных фар, крюков и рейлингов на крыше. Казалось бы, вот и весь перечень необходимого для того, чтобы нарисовать или вылепить в пластилине макет полноприводного автомобиля.



Пионер. Maserati Kubang станет первым кроссовером итальянского происхождения. Однако уникальным его стиль не назовешь

СВОД НЕПИСАНЫХ ЗАКОНОВ

Тем не менее созданные по разную сторону Атлантики автомобили повышенной проходимости весьма характерно отличаются и друг от друга, и от японских моделей. Разумеется, большинство производителей не только Европы и Японии, но даже Кореи сегодня изо всех сил стараются в первую очередь угодить потребителю американскому. Там второй по объему после Китая автомобильный рынок, и уж точно самый богатый, с гарантированным спросом на все новое. Результат – поголовные американские стилистические студии у каждой из марок, вырабатывающие ориентированный на США стиль будущего. Эдакий мультибрендовый художественный свод неписаных правил, за которым следует заметное выравнивание языка внешних форм почти всех производителей. Попробуйте с первого взгляда, не рассматривая шильдик, отличить Mazda CX-5 от Hyundai ix35 или Toyota RAV4.

Но тем не менее их непросто спутать с BMW X3 или Mercedes-Benz GLK. И уж совсем не похожи они на Jeep Cherokee или Lahd Rover Evoque. Вот тут и становится заметным влияние традиций той или иной школы дизайна, пробивающейся даже сквозь, казалось бы, неприступные требования маркетологов, за которыми сегодня остается последнее слово в определении внешнего вида любого автомобиля.



Не просто так. Каждый элемент дизайна кроссоверов BMW работает на восприятие машины в целом

Я не случайно объединил машины в четыре группы – японско-корейскую, континетально-европейскую, американскую и британскую. Именно такие формообразующие традиции сегодня конкурируют на мировой арене. Хотя расставить их по степени влияния на мировые умы автодизайна надо не так. Первыми, и это вытекает из более чем вековой истории рисования самодвижущихся экипажей, должны быть британцы с европейцами, испокон веку умеющие склепать карету не только прочно, но и красиво. За ними последуют американцы, подходящие вообще ко всему несколько упрощенно, но компенсирующие это тенденциозностью и масштабностью изделия. Автопром Востока попадет в конец списка просто  потому, что моложе остальных минимум на полвека.

В этом списке не хватает итальянских мастеров – кароссери. Несмотря на то что итальянские дизайн-ателье весь ХХ век оказывали сильное влияние на мировую автомоду, а также на то, что сегодня они выполняют заказы большинства автопроизводителей, своей продукции повышенной проходимости у итальянцев почти нет. Только сейчас создатели самых красивых спортивных суперкаров опомнились и предложили публике Maserati Kubang, правда, на платформе Jeep. Но внешность у Kubang получилась среднестатистическая, японско-европейская. Характерных стилистических изюминок апеннинского стиля тут не видно. Кто знает, может, через пару десятков лет итальянский дизайн наберет силу в интересующем нас сегменте и тоже станет диктовать миру тенденции, но пока до этого далеко.



Демонстратор. Предельная выразительность – вот ключ, в котором созданы последние модели Range Rover. А Evoque еще и вызывающе смел

Но вернемся к тем, кто самоотверженно сражался за место своих внедорожников под солнцем и определил для себя заметную имиджевую нишу. Национальный менталитет прежде всего проявляется в подходе к прорисовке больших панелей кузова, а также к переходам между ними. Проще говоря, это угловатость образа, четкость или «растекание» зрительных акцентов – фар, фонарей, мелкого декора.

СТАРЫЙ  СВЕТ
Рациональность – вот основной двигатель стилистики европейской. Автомобиль должен быть удобен. Комфортен не только по сути, но и на взгляд со стороны. И одновременно он должен выделяться на фоне других. У каждого из европейских производителей свое лицо, но всех их объединяет высочайшее внимание к прорисовке таких деталей, как контуры фар и фонарей, дверные ручки, зеркала. Здесь нет случайных линий и решений, каждый элемент и ракурс продуман и даже просчитан.
Не оставлена без внимания и некоторая игривость, присущая исключительно европейским дизайнерам, хотя и не всем. Ни американскому продукту, привыкшему шагать широко и размашисто, ни японцам, поклоняющимся скромности и усредненности, такое не свойственно. Но игривость сдержанная, даже нордическая. Взгляните на обилие линий-полунамеков того же BMW X5. Вроде бы и полно сложных переходов, подштамповок и складок, но все они вместе работают на цельное восприятие, связаны друг с другом, как музыканты в оркестре. Гармоничность – вот главный итог такого подхода. Это не значит, что европейцы не удивляют порой сенсационными вбросами идей типа «бээмвэшных» пламенеющих поверхностей, которые наложили свой отблеск и на X5, но ведь именно в то время BMW впервые опередил Mercedes-Benz по части кроссоверов, положив на лопатки своего давнего конкурента ML.

Другая черта европейского дизайна — сдержанность. Сочетание доведенной до совершенства лаконичности лучше всего выразилось в дизайне кроссоверов Audi. Общекорпоративный стиль, пронзающий весь модельный ряд фирмы, часто критикуют, как набивший оскомину, но он имеет своих горячих приверженцев.

РУЛИ, БРИТАНИЯ

В самой сложной ситуации оказались дизайнеры туманного Альбиона. С одной стороны, их жесточайше удерживала вековая уздечка традиций великих кузовных фирм. Всевозможные отцы – хранители достояния автозаводов насмерть стояли за характерный облик автомобилей, к которому лучше всего подходит термин «ретростиль». С другой стороны – конкуренция на мировом рынке, требовавшая «нового, свежего, модного». И даже – о священный английский ужас! – гламурного.

Отчасти по причине сугубо своего, не вписывающегося в рамки общемирового понятия о том, что хорошо и что плохо, англичане имеют такой своеобразный автопром – в основном принадлежащий иностранным компаниям, переосмыслившим «настоящие британские» ценности и научившим гордых островитян продавать. Самый наглядный результат подобной трансформации – Jaguar Land Rover, обогатившийся идеями BMW и Ford после того, как перекочевал в конце концов к индийской Tata. Однако и с легковыми брендами аналогичная ситуация. 



Геометрия. Восточному подходу свойственно сочетание простой формы кузова с вычурными деталями

АЗИЯ
Японцам с корейцами живется не легче. Здесь не случайно они объединены вместе: в разное время и Страна восходящего солнца, и Страна утренней свежести прошли похожий путь – а сейчас, кстати, по нему шагает Поднебесная. Помимо сверхзадачи выхода на мировой рынок производители Востока жестко борются друг с другом. И эта война дает свои плоды с неизбежными местными поправками.

Во-первых, восточный менталитет не запрещает цитировать то, что видится хорошим и достойным. Во-вторых, собственная культура совершенно не похожа ни на какую другую. А это дает огромный выигрыш художнику – шанс нарисовать, а затем создать нечто, абсолютно оригинальное. Помножив такой задел на высочайшую культуру производства, технологичность и практичность созданного, получаем рецепт японского автомобильного дизайна.

Здесь главное – национальная традиция формообразования, породившая две заметные крайности. Первая – тяготение к прямоугольным формам, даже кубизму. Подобное крайне популярно в Японии. Но заметно большее влияние на мировую автомоду оказала другая крайность – бионическая. Где-то между ними расположена золотая середина, но она, увы, как раз занята европейскими художниками.

А японцам ничего не остается, как использовать природно-обтекаемые формы, которые различные дизайнерские коллективы называют «движением ветра», «рыбьим телом» и так далее. Именно эта природная связь породила многочисленные модели кроссоверов, все как один щеголяющие плавными формами капота, крыши, восходящей подоконной линии, раскосых фар. Ну а вместе с природной, естественной пластикой пришла тенденция украшать «лицо» автомобиля парой-тройкой резких деталей, наподобие вычурной решетки радиатора Infiniti fx35 или самурайских мечей на фасаде Infiniti jx и Lexus RX.

Дальше всех в деле «натягивания» шкуры автомобиля на «скелет» своего воображения пошел Nissan Juke – прямой вызов общепринятым дизайнерским приемам, характерный для японцев. Торчащие во все стороны «шипы» фар и фонарей как бы намекают: я не просто не такой, как все, я еще и горжусь этим. Провокация – еще один азиатский прием, а за сорвавшим рыночный куш Juke уже спешат Toyota с Rugged Sports Coupe и куда более спокойный SsangYong XIV. Так или иначе, японский, корейский, и даже китайский стили очень серьезно подпирают дизайнерские устои Старого и Нового Света, одновременно питая их некоторыми идеями.

ПРОСТОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ

Каким бы ни был созданный в США автомобиль, от спорткара до внедорожника, в нем точно не найти утонченности. Брутальности, выразительности, размаха – сколько угодно. Плюс-минус дюйм – и вы не заметите разницы во внешности «американца». Зато тут гарантированы три вещи: узнаваемость, брутальность и простота восприятия. Кто сказал, что прямолинейность свойственна немцам? В мире автодизайна чемпионы по решениям «в лоб» – янки. Нужно продлить крышу подальше? Не вопрос! Колесные арки великоваты? Так подчеркнем их еще большими накладками. Хищный оскал радиаторной решетки? А как же! И много места внутри. Почему? Да просто потому, что страна большая. Нет и намека на европейскую или японскую стесненность пространства. Нет ее в жизни – и нет в эскизах концептов.

Может, по этой причине такие машины и нам особенно близки – с размахом и запасом. Широкой душе – простор во всем.

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ
Обзор мировых тенденций автодизайна был бы не полным без учета явления глобализации. Например, Toyota выпускает модель Tacoma, поражающую воображение совершенно американскими размерами. Даже скромный по мировым масштабам производитель Mazda сподобился на просторный семиместный CX-9. Все они вполне успешны на американском рынке.

С другой стороны, корейская корпорация Kia – Hyundai содержит штат первосортных европейских дизайнеров. И результат не заставил себя ждать – экстерьер и интерьер автомобилей корейского автогиганта неотличимы от среднестатистического «европейца».

Географические критерии в стилистических оценках размываются, и чем дальше, тем больше. К чему это привело? К заметно более похожим детально и в целом автомобилям разных марок. К появлению среднерыночных подходов к кроссоверу, пикапу, SUV. К копируемым устоявшимся стилистическим приемам наподобие треугольного бокового окошка за задней дверью (большинство компактных кроссоверов), кантика вокруг решетки радиатора от капота до земли (Audi Q5, Mazda CX-5) или Х-образной отделки той же решетки (Infiniti JX, Lexus RX, концепт Lada X-ray).

Но этот виток автостиля уже пройден. В следующее десятилетие нас с вами ожидает рост индивидуальности, а значит, и большее проявление характерных национальных приемов. Первые из них – «живые» Nissan Juke, далеко не новый Toyota FJ Cruiser, Cross-Mini, а также концептуальные Mercedes-Benz ener-G-force и почти повседневные, но от того не менее самобытные Range Rover Evoque со «старшим братом» Range Rover.