Храбрые сердцем. Истории кавказских овчарок из приюта «Храбрые сердцем»
Продолжая историю коротких путешествий, в рубрике «Мир вокруг нас», мы отправились в приют кавказских овчарок, открытый фондом «Храбрые сердцем».
Рассказывая о живущих там собаках, мы не будем призывать разобрать их по домам или перевести пожертвования. Мы просто поговорим о непростой собачьей судьбе, их преданности хозяевам и любви к людям, на что люди, как часто бывает, отвечают безразличием и агрессией. Впрочем, есть и исключения...
Справка: Фонд помощи кавказским овчаркам «Храбрые сердцем», стал продолжением волонтёрского движения Dudusik Dog, объединяющего людей, любящих собак этой удивительной породы и прилагающих все усилия для того, чтобы помочь овчаркам, оставшимся без хозяина и крыши над головой, обрести новую жизнь. С собаками и их историями нас познакомила руководитель фонда Анастасия Кондакова.
Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, 370, координаты: 55.952690, 37.350653.
Анастасия Кондакова: Кавказские овчарки – собаки не для всех. Они требуют уважения и особого подхода. Заводить их следует людям опытным и только после тщательной подготовки: изучения характера и повадок, консультаций с кинологами, и создания подходящих условий содержания. Но к сожалению, этими правилами часто пренебрегают и заводят пса повинуясь порыву, влюбившись в этих неторопливых статных «медведей», с умными глазами и роскошной шерстью. Разумеется, такие люди оказываются не готовы к возникающим трудностям и зачастую, не давая собаке шанса и не прилагая усилий, просто избавляются от четвероногого друга. Их привозят к нам со всей страны...
Один из самых молодых наших подопечных – Дейрон, попал в приют в сентябре 2021 года. Его купили щенком в одном крупном питомнике. Жил он в доме, гулял на участке в полгектара и радовался жизни. Хозяева его очень любили, тискали, гладили, баловали. Спал он на коврике в спальне, а вольера у них никогда не было. Они даже не подозревали, что он нужен. По сути, Дейрон рос как йоркширский терьер – его воспитанием никто не занимался.
Однажды у Дейрона случился отит, воспалились уши. Хозяева стали их лечить, чистить и капать лекарства. И конечно, все манипуляции проводились без намордника. Во время второй обработки Дейрону стало очень больно, он развернулся и куснул хозяйку за руку. Куснул, а не укусил. После этого случая всё изменилось. Женщина стала бояться Дейрона, причём бояться панически. А как известно всем «кавказятникам», этих собак категорически нельзя бояться: они теряют доверие к человеку, ставят себя выше его и начинают прессинг. Так произошло и с Дейроном. Он стал тихонько рычать на хозяйку, а поскольку вольера не было, то прикрыть собаку, чтобы дать всем время успокоиться, было негде. Так Дейрон оказался у нас. Первый месяц был очень тяжёлым – он горевал и горевал сильно. В первый же день начал проявлять агрессию, рычал, кидался на решётку, а есть соглашался только в отсутствие людей. Дейрона очень пугали мухи и пробегающие в углах крысы – он никогда их не видел. Его пугали машины и пролетающие самолёты – до этого он жил далеко от Москвы, в тихом месте на краю леса. В общем, ему было плохо. За две недели он ужасно исхудал, при том, что аппетит был нормальным – худел он от сильнейшего стресса. Хозяева тоже переживали, часто звонили и спрашивали, как там их мальчик. Хозяйка плакала, глядя на фотографии худого Дейрона. Только через месяц ситуация улучшилась. Он привык к нам, к обстановке, подружился с другой нашей подопечной Леечкой, набрал вес и начал радоваться жизни. При правильном подходе к воспитанию – уверенном, спокойном, без физического насилия – он стал умной, уравновешенной собакой, готовой ехать в новый дом к новым людям, которые его никогда не предадут.
Похожая история произошла с Люком. После смерти хозяина родственники не захотели брать на себя заботу о собаке и отдали её нам. От стресса и горя Люк заболел, у него начался сильный колит, воспалился кишечник, он сильно похудел, потерял аппетит, начались проблемы со стулом. Мы лечили его в течение трёх месяцев, но дело пошло на поправку только тогда, когда он смирился с потерей прежнего дома и привык к нам.
Глядя на таких собак (а их большинство), я всегда прошу в своих постах: «Подумайте, пожалуйста, прежде, чем решитесь завести кавказскую овчарку! Поговорите с опытными людьми, с кинологами, оцените свои силы – сможете ли вы с ней справиться и не запаниковать при возникновении трудностей». А они непременно возникнут. И когда вы отдаёте собаку в приют, страдает не только она, но и вы. Жить с осознанием того, что вы предали живое, любящее вас существо, что оно мучается от душевной боли в приютском вольере – нелегко. Подумайте о собаке.
Конечно, не все собаки приезжают к нам из дома. Многих мы забираем из жутких условий, буквально вытаскивая с того света. Например, Джей – огромный мальчик, найденный на улице летом прошлого года. Он был покрыт жуткими колтунами со смолой. Это была не шерсть, а войлок, затрудняющий его движения, мешающий нормальной терморегуляции, и мы очень удивились, что он выжил в таком «панцире» в жару. На шее у него болтался обрывок цепи, видимо он сидел где-то на охране. К сожалению, для многих людей является нормой содержать кавказских овчарок в совершенно неподобающих условиях.
Ещё один подобный пример – Энакин, огромный и красивый кобель, которого гастарбайтеры год держали на метровой цепи без выгула, пока соседи не забили тревогу. Целый год на метровой цепи... Кормили его объедками: пельменями, подсохшим пловом, обрезками и костями. Разумеется, это не могло не сказаться на его здоровье: задние лапы искривились буквой Х и за полтора года его лечения и пребывания у нас, полностью восстановить их так и не удалось.
Забираем мы овчарок и с улиц. Одной из самых ярких историй, стала история Лансела. Этот шикарный, крупный, породный кобель, был куплен одним из деревенских зажиточных мужичков в питомнике. Но полтора года спустя мужичок пропал без вести, оставив собаку на произвол судьбы. Щенок, выросший к тому времени до размеров телёнка, стал бродить по деревне в поисках пропитания. Несмотря на полное отсутствие агрессии, деревенские жители схватили камни, палки и стали бить и прогонять Лансела. Один из них, самый неравнодушный, с широкой душой и нежным сердцем, и вовсе схватился за ружьё, пытаясь убить несчастную собаку. К счастью, с меткой стрельбой у него были проблемы и ранить щенка он не смог.
Бедный кавказец начал жить в лесу, голодая, шарахаясь от каждой тени и трясясь от страха при каждом звуке. Но собачьи боги сжалились над Лансом и послали ему двух неравнодушных женщин, живущих в той же деревне, которые решили спасти красивого щенка с грустными глазами. Целых две недели они приручали его, сначала просто оставляя еду, потому что несмотря на муки голода, в их присутствии Ланс не ел. Постепенно женщины сокращали дистанцию, ласково разговаривая и давая понять, что опасности нет. Через неделю Ланс ел в непосредственной близости от женщин, а ещё через пять дней они гладили его по большой пушистой голове. К концу второй недели они привели собаку на свой участок. Мы приехали и забрали Лансела в приют, но полностью восстановить его психику не удалось. Он так и остался боязливым, шарахающимся от незнакомых людей и громких звуков, пёсиком. Через полгода, осознав, что отдать это чудо я не смогу, я забрала его домой.
Есть собаки, история которых навсегда останется загадкой. К примеру, Шуберт – наш вожак, герой, любимец публики и постоянный участник мероприятий Фонда. Я забрала его из парка в Долгопрудном, где он бегал несколько дней, живя в беседке на берегу небольшого пруда. С первой же минуты я поняла, что это особенная собака: мудрая, уверенная в себе, необыкновенная. Шуба знал все команды, был поразительно расположен к людям, вычесан и упитан. Вместе с администрацией города мы долго искали его хозяев, но, увы, поиск не увенчался успехом. С тех пор прошло пять лет, а тайна Шубы так и не раскрыта. Как мог такой умный и ухоженный пёс оказаться на улице? Возможно, мы никогда этого не узнаем.
Все наши собаки ищут новые семьи и многие находят. При правильном подходе и адекватном воспитании, кавказские овчарки становятся идеальными друзьями, приносящими много радости и счастья своим хозяевам. За время существования Dudusik Dog мы спасли и нашли новые семьи для более чем тридцати собак. Но помимо спасения наш Фонд занимается просветительской деятельностью, публикуя статьи на Яндекс.Дзене и снимая обучающие видео для YouTube. Эти материалы помогают понять особенности поведения и тонкости воспитания кавказских овчарок, позволяя избежать развития трагических ситуаций. Кроме того, мы даём бесплатные консультации хозяевам, которые столкнулись с трудностями в общении с питомцами (например, агрессией к одному из членов семьи), снижая тем самым количество отказников в приютах.