Мологский край

27 января 2013
Мологский край
Мологский край называют градом Китежем, который ушел под воду перед вражеским нашествием и должен вновь появиться на свет, когда к людям вернутся справедливость, вера и любовь…


Когда-то очень-очень давно, примерно 17 тысяч лет назад, на северо-западной территории современной Ярославской области было ледниковое озеро. Со временем оно обмелело, превратившись в обширную Молого-Шекснинскую низменность. А в конце 30-х годов прошлого столетия «партией и правительством было принято решение» создать по генплану «Большая Волга» на этом месте новое озеро – самое большое в мире из числа рукотворных. Приступили к очередной «стройке века», русло Волги перекрыли плотиной, и в апреле 1941 года началось затопление междуречья Шексны и Мологи. Так появилось Рыбинское водохранилище, покрывшее своими водами восьмую часть ярославской земли.



«Другой мир».   
Катались ли вы когда-нибудь по осеннему лесу на таких красавцах?



К МОРЮ!

В ноябре 1941 года первый рыбинский гидроузел начал вырабатывать ток для Москвы. А старинный русский город Молога и весь Мологский уезд ушли под воду. Жители – 130 тысяч человек – были принудительно выселены, под затопление попали более 700 сел и деревень, десятки храмов… Сегодня Рыбинское водохранилище по-прежнему один из крупнейших искусственных водоемов Европы, это важная судоходная артерия, источник электроэнергии, а также уникальный природный объект, во многом определяющий экологию и климатические особенности региона. А еще на его берегах есть места, где можно надышаться чистым воздухом и обогатиться культурно. Так и хочется дальше написать, что все эти составляющие для интересного уик-энда с Volkswagen Amarok мы встретили в национальном парке «Молога», расположенном в Некоузском районе на юго-западном берегу Рыбинки. Но… официально такого парка пока нет. Много лет ведутся разговоры и даже дебаты о необходимости его создания, однако «воз и ныне там». Зато все остальное исключительная правда – есть тут и нетронутая природа, и любопытные объекты для посещения, и инфраструктура для цивилизованного отдыха…  Из Москвы едем через Дмитров и Талдом. Проезжаем Спас-Угол – родину М. Е. Салтыкова-Щедрина – и вскоре оказываемся в Угличе. За плотиной Угличского водохранилища принимаем севернее и делаем первую остановку в деревне Ивашково.

ХУДОЖНИК ОРЛИК
Александр Невзоров учил лошадь читать, даже фильм снял об этом. А в Ивашково, в усадьбе «Другой мир», лошадь научили… рисовать! Правда, не всегда понятно, что именно изображает непарнокопытный художник. То ли это окружающие пейзажи, то ли портреты удивленных посетителей. Но ведь в современной живописи главное что? Настроение! И в этом смысле Орлик ничуть не уступает многим модным персонажам. Тем более что творить ему точно нравится, мы свидетели. Особенно если похвалить его живопись и угостить морковкой. Не верите? Приезжайте сами, он и вас нарисует. А еще в усадьбе можно совершить конную прогулку по окрестностям или прокатиться зимой на санях. Гостеприимная хозяйка Дарья накормит вкусной крестьянской едой и расскажет о народных праздниках и древних верованиях. Вы узнаете, кем на самом деле были Баба-яга, упыри и вурдалаки, кикимора и птица Сирин. Во время похода по интерактивной тропе, возможно, даже встретитесь с кем-то из них – мало не покажется! А общение с домашними питомцами и программа «Путешествие в сказку» обязательно заинтересуют детей – берите их с собой обязательно!



Порт Борка. На базу из экспедиции вернулось научное судно Института биологии внутренних вод

ТЮРЕМНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
С момента, как была уничтожена Молога, прошло более 70 лет. И с тех пор здесь так и не появилось больше городов. Есть только несколько поселков, среди которых выделяется Борок. С XVIII века эти земли поочередно принадлежали Голицыным, Мусиным-Пушкиным, Алексеевым и Щепочкиным. В середине XIX века мологский помещик П. А. Щепочкин выстроил тут усадьбу взамен сгоревшей деревни. А его сын, Николай Александрович Морозов (1854–1946), последний владелец имения, передал его в 1931 году Академии наук СССР. Удивительна судьба этого человека. Он был одним из пяти детей Щепочкина и его бывшей крепостной крестьянки Морозовой. Фамилия ему досталась от матери, отчество – от крестного. Получив домашнее образование, Николай в 15 лет поступил в московскую гимназию, увлекся наукой и революционным движением. Даже стал одним из лидеров объединения «Народная воля». После убийства Александра II по процессу «народовольцев» Морозов был приговорен к пожизненному заключению. В неволе он изучил 11 иностранных языков и написал 26 томов работ по физике, химии, биологии, математике, воздухоплаванию, метеорологии, астрономии, истории и многим другим. Свободу он получил после 25 (!) лет заточения по амнистии 1905 года. И навсегда отрекся от политики, предавшись только научным изысканиям. С 1918 года до конца жизни Морозов возглавлял Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта. А в 1938 году создал научный центр в родовом поселке Борок, ставший после его смерти Биологической станцией им. Н. А. Морозова, позже преобразованной в Институт биологии внутренних вод АН СССР (ныне ИБВВ им. И. Д. Папанина РАН).

ЛЕСНАЯ НАУКА
В ста метрах от дома-музея Морозова, довольно роскошного, с картинами на стенах и библиотекой, находится ничем не примечательный одноэтажный домик с несколькими маленькими комнатками. Здесь жил и работал дважды герой Советского Союза, кавалер девяти орденов Ленина, контр-адмирал, доктор географических наук, всемирно знаменитый полярник И. Д. Папанин (1894–1986). Организатор и первый директор ИБВВ. Благодаря его усилиям и жизненным принципам в заброшенном послевоенном Борке собрались лучшие специалисты из Москвы и Ленинграда. Некоторых приходилось буквально вытаскивать из лагерей ГУЛАГа. Они получили не только непаханое поле для работы, но и отличные условия для жизни, не хуже столичных. Были построены лаборатории и жилые дома, проложена дорога до станции, где даже имелся депутатский зал для высоких гостей. Хотя сам Иван Дмитриевич жил в Борке более чем скромно – в музее сохранен его кабинет с рабочим столом и железной кроватью рядом. Экскурсии проводит племянница Папанина – Валентина Александровна Романенко, она всю жизнь проработала  в институте и знает все перипетии его истории не понаслышке.



Музей И. Д. Папанина.  
Всемирно известный полярник жил очень скромно


В настоящее время в маленьком Борке с населением 2.5 тысячи человек два больших серьезных учреждения – кроме папанинского института еще есть геофизическая обсерватория Объединенного института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. Биологи изучают экологию водоемов и их жителей от Рыбинска до Астрахани, а геофизики исследуют геомагнитные явления и магнитное поле Земли.   

КЛЕВОЕ МЕСТО
Всю вторую половину дня мы с удовольствием провели на берегах Рыбинки и в осеннем лесу. Правда, неожиданно привлекли какое-то пристальное внимание рыбаков, которых здесь много. Точнее, не мы сами, а Volkswagen Amarok. Где ни остановишься, в поселке ли, в гостинице, возле музея, на берегу, а то и просто на дороге – пристают с вопросами. Сколько стоит, какой мотор, какая коробка, что в опциях… Причем чувствуется, что это реальная заинтересованность, а не пустой треп. А двое радостно сообщили, что уже заказали «такие же, но с АКПП». Наши люди – разбираются в хороших автомобилях! На этом пикапе с системой полного привода 4Motion и в лес не страшно отправиться, и по городу удобно. Кстати, о рыбаках. Когда меня спрашивают, люблю ли я ловить рыбу, я обычно даю положительный ответ. Правда, добавляю: когда клюет… Оказавшись на базе «Рыбинка», вам не придется придумывать отмазки и краснеть перед друзьями. Рыба тут ловится и летом, и зимой. Даже  интерьер весьма комфортабельной гостиницы оформлен в рыбацком стиле. У нас не стояла задача отнять хлеб у коллег, ведущих в журнале новую рубрику о рыбалке, поэтому основное знакомство с местной ихтиофауной произошло не в лодке с удочкой в руках, а за ужином в отеле (кухня замечательная!) и в еще одном музее Борка – аквариуме. По сути это даже не музей, а исследовательская лаборатория, действующее подразделение института, где можно вблизи увидеть практически всех представителей волжского бассейна вплоть до редких осетровых. 





Страна кацкарей. В этом доме сохранена атмосфера 100-летней давности


Бортовой журнал VW Amarok, двигатель 2.0 biTDI (120 кВт)
Дистанция – 800 км (маршрут Москва – Дмитров  – Талдом – Углич – Ивашково – Некоуз – Борок – Мартыново – Углич – Москва). Средний расход топлива – 8.6 литра на 100 км. Количество участников – 2 чел. Полезная нагрузка – 200 кг. Поломок и неисправностей не отмечено.

Осенние дни короткие, поэтому основную часть перегонов по трассе пришлось преодолевать в сумерках или в темноте. В таких условиях большое значение имеет хорошее головное освещение – с этим у Amarok все в порядке! Свет мощный и ровный. А широкий луч от противотуманок был крайне полезен для подсветки обочин узких лесных дорог. Комфорта в этот промозглый сезон добавляла климатическая установка с раздельными зонами для водителя и пассажира: на обратной дороге, когда первый рулил и боролся со сном прохладой, второй мерно посапывал в тепле… Оценили мы и удобства отдельного грузового объема. Возвращаясь обратно, бросили туда мокрые куртки с грязными сапогами и поставили ящик с копченой рыбой – в салоне же оставалось исключительно чисто и не было никаких лишних запахов.



Лесная благодать.  Борок окружают леса – видели бы вы, сколько здесь грибов!


ПОБАХОРИМ ПО-КАЦКИЕ!
Гостиницу мы покидали с утра пораньше – на обратном пути предстояло посетить еще одну достопримечательность неподалеку и хотелось сделать это не впопыхах. Ведь это целая страна, хоть и не обозначенная на картах. У нее есть исконная земля, язык и культура. Страна кацкарей. Слышали о такой? А о речке Кадка? В старину здешние места назывались как эта река – волость Кадка или Кацкий стан, а жители – кацкарями. Кацкари выделяются необычным диалектом и фольклором. В Кацкий стан ведет дорога с «виртуальным покрытием» – яма на яме. Успели к началу экскурсии лишь благодаря Volkswagen Amarok: он летел над выбоинами, как по ровному, в очередной раз удивляя настройками подвески, отлично адаптированной под наши реалии.

«Вздравствуйтё, ражие заволосные гляженные! Гляжу, вы уж больнё упетались – знать, дрягалися долго! Но дрягалися-дрягалися да и к нам примаскалили!» – это втрёчины, которыми кацкари встречают дальних гостей. Для тех, кто ничего понял, маленький словарик. Вздравствуйтё – здравствуйте, хорошего дня; гляженной – зритель, турист; заволосной – живущий за пределами волости Кадка; примаскалить – приехать; дрягаться – долго ехать; упетаться – устать; больнё – очень. Такой вот язык, «албанский интернетный» отдыхает! Сейчас его активно изучают, выходит журнал «Кацкая летопись», и создан этнографический музей в селе Мартыново, где мы и оказались. Комплекс состоит из нескольких крестьянских изб, в которых представлен старинный кацкий быт. Устраиваются и представления народного театра – коменничаньё. А еще у кацкарей много мифов (укорон). Самые любимые о летающем Уже-Палучато, приносящем богатство, и о Белой Корове, дарующей счастье.

Пусть к вам Белая Корова примаскалит!
И назыкаёт цельнеё голомено светляди, тепляди,
Щастья, именья
И ладих всевозможныех!


МОЛОГСКИЙ КИТЕЖ
Знавший толк в путешествиях, Папанин часто бродил по берегам Рыбинского моря и добился-таки, чтобы Борок и прилегающие угодья были объявлены заказником. Будем надеяться, что и национальный парк здесь тоже появится. память о Мологе…  


ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Национального парка «Молога» пока не существует, но территория, прилегающая к научному поселку Борок, – это заказник, в котором действуют правила поведения, исключающие любое негативное влияние на окружающую среду. Клуб-отель «Рыбинка» (www.rybinka.ru) – адекватные цены, доброжелательный персонал, уютно, тепло и вкусно. Можно арендовать лодку или снегоход, администрация поможет организовать рыбалку или охоту. Для посещения музеев поселка нужны предварительные договоренности. Музей Папанина – тел. (485) 47 24 672, Музей Морозова – тел. (485) 47 24 395. Еще есть Музей природы и Музей Ф. Г. Солнцева, художника-археолога и путешественника, знатока древнерусской живописи. Усадьба «Другой мир» – www.sueverija.narod.ru, тел. (485) 32 41 467. «Кацкая национально-культурная автономия» – www.katskari.com.