Renault Duster и обратная сторона Турции (доковидный репортаж)

Renault Duster и обратная сторона Турции (доковидный репортаж)
Только произносишь название этой страны и сознание рисует ушатаный самолет, полный наших соотечественников разной степени опьянения, ежевечерний арамзамзам на детской дискотеке, и утренний бой за лежаки поближе к морю.

Это такое же однополярное мнение о Турции, как пьяные медведи на улицах Москвы, а ведь эта страна куда более разнообразная и интересная, чем пакетные туры в олл-инклюзив. А докажем мы это в компании Renault Duster, да не простого, а в версии Dakar. Мы в экспедиции Duster Sky Challenge! Поехали, рыжий!

Кстати, если говорить об однополярности, то к Duster у наших диванных снобов тоже отношение похожее. Его, совершенно не зная, приписывают то в дачамобили, то в машины для семейных поклонников КПРФ, а между тем он способен очень на многое и в очень разных ситуациях. Ладно, хватит прелюдий.

Нам предстояло проделать непростой, но очень интересный путь, который волей организаторов начался в грузинском Батуми. От этого города до границы с Турцией ехать всего ничего, около 200 километров, да еще и вдоль моря. Погранпереход, недолгая пешая прогулка, и мы на территории некогда великой Османской империи, которая, в свое время, надавала хороших лещей многим другим империям. Наш Duster c дизелем, полным приводом и на механике. У москвича от такого сочетания потеют ладошки, а вот турки от такого сочетания в восторге. Это чуть позже, закончив экспедицию, мы поймем почему, оценим и поднимем бокалы за здравие этого сочетания.

 А пока мы едем в Трабзон – город-порт на Черном море и один из самых оживленных городов этой части Турции. Удивительно, но турецкий бизнес уже который год, очень неохотно и почти из-под палки развивает здесь морской туризм. Основная причина, как говорят местные – короткий сезон и грязное море.  Тем не менее, город весьма бодрый, с богатой историей(точнее историей переходов от одной титульной нации к другой)  и площадью почти 5 тысяч квадратных километров. Ещё одно явное препятствие на пути к светлому олл-инклюзиву  – тотальная неспособность местных жителей связать несколько слов по-английски, даже если вас захотят послать подальше. Впрочем, дальше по маршруту было не сильно лучше. Если вы не стремитесь рассматривать памятники древности, то стоящие на рейде корабли вполне умиротворят ваше сознание, а в море купаться все-таки можно. Главное помнить, что дно здесь каменистое и далеко заплыть не получится, потому что вдоль линии берега идет цепь подводных скал. Нам, как истинным урбанистам интересен и ещё один объект Трабзона – аэропорт, который прославился на весь мир в прошлом году. Дело в том, что взлетно-посадочная полоса здесь расположена вдоль моря (сидеть на камнях под взлетающим самолетом прекрасно и даже не страшно), а на аэродроме вообще нет рулежных дорожек. Прибывшие самолеты разворачиваются в конце полосы и катятся к аэровокзалу. Так вот, несколько лет назад один самолет съехал в море и операцию по спасению пассажиров транслировали даже в нашем телевизоре.

Шумный и пестрящий флагами Республики Трабзон  мы покинули утром и отправились в ёще один неизведанный всеми нами город – Сивас. Дороги, особенно «федеральные» в Турции отличного качества. Немецкие автобаны местами завистливо кашляют. Наш Duster Dakar совершенно спокойно держится в числе тех, кто спешит. Подвеска слегка раскачивает кузов вверх-вниз, а дизель что-то вдумчиво бубнит под капотом. С точки зрения передвижений по асфальту московский француз оставил самые приятные впечатления. Даже когда идеальное полотно меняется наляпанным битумом, энергоемкости подвески хватает, чтобы не потревожить пассажиров.

Как ездят в Турции
Мы знаем, что турки – народ горячий. Это в полной мере проявляется и на дорогах, при чем в очень причудливой форме. Дерзят они в основном в городах, залезая первыми на поворот, забывая пропускать пешеходов и сигналя каждый раз, когда видят соседа. Что такое «поворотник» они не знают вообще. В Турции встречаются весьма странные скоростные лимиты – 82 км\ч, откуда сие пошло мы не поняли, а турки не помнят. На трасса же наоборот. Все соблюдают положенные 110 и если выдумаете, что под страхом штрафа, то зря. Причина куда банальнее – жутко дорогой бензин. Каждый турок знает, что фары, кондиционер и высокая скорость – больше зло, чем полицейские. Да их тут, кстати, почти нет, а если и «стоят» то их видно издалека. Машины на российских номерах старательно игнорируют: объяснить как платить штраф они ещё смогут, а вот сам штраф оплатить не получится, нужно быть гражданином Турции. Поэтому уж простите, но мы поддавали нашему дизелю как следует. Пока никто не видел.

Сивас – город в Центральной Анатолии, известный тем, что до известных событий был почти полностью армянским.  Теперь же это обычный тихий город, где по-английски не говорят даже официанты лучшего отеля города. Сивас маленький и кажется, что именно так и живет вся нетуристическая Турция. Долгие разговоры в кафе, курящие дядьки в пиджаках пьющие кофе, у маленьких столиков. Малоэтажная застройка и тишина, которая была нарушена колонной российских внедорожников, по стёкла уделаных грязью. Да, ребята, в этот поселок городского типа мы пробирались через горы, где Duster показал, кто он на самом деле.

Дорога через перевал была полностью покрыта вязкой облачностью. Такой, что впередиидущий автомобиль не было видно вообще. Глубокие лужи, бульники вместо дорожного полотна и милые обрывы слева, за непроглядной пеленой. Страшно. Страшно интересно! Дизель нашего рыжего уверенно тянет машину в гору, изредка, но настойчиво требуя понижения передачи. Подвеска бухает на отбой, пассажиры крестятся, а оранжевый внедорожник в чёрном боевом обвесе, бухтя взбирается на вершину перевала. Совершенно взрослые повадки Renault радуют и скорости растут. Вот уже и булыжники, размером с арбуз не так ощущаются. Дама на заднем сиденье прекратила икать и втянулась. Мужик, он ведь как ребёнок : дай ему лужу, машинку и лопатку и вот она — квинтэссенция счастья!

Жители Сиваса снимали нас на смартфоны, вели трансляции, а мы постигали дух той части страны, где не слышно слов «друг, скидка, экскурсия». Отбросив в сторону темное прошлое можно сказать одно. Такая Турция умиротворяет, заставляет остановиться и отдышаться. Отдыхать здесь как бы и не получится, а вот пару дней пожить в новом ареале вполне стоит.

Но всё это меркнет перед конечной точкой нашей экспедиции – регионом Каппадокия и национальным парком Гёреме. Местом, где человек и природа стали единым целым.

Своей удивительной архитектуре, регион обязан нескольким вулканам, которые щедро обработали местность продуктами своей деятельности. Эрозия, ветра и многочисленные реки сделали свое дело, и окрестности превратились в уникальное природное явление – сотни гектаров столбов и пещер бледно-бежевого цвета. Первыми поселенцами Каппадокии были троглодиты. Нет, это не твой сосед-алкаш, а одно из агрегатных состояний древних пещерных людей. Именно эти прекрасные граждане и освоили столбы и пещеры, превратив их в жилища.

Помимо архитектурной ценности, Каппадокия известна и тем, что на её территории появились прообразы нынешних монастырей. Христиане осваивали эту  красоту с I века, и благодаря её жителям ты, мой маленький атеист, теперь знаешь, что такое Рождество и Святая троица. Местная легенда гласит, что христиан, поселившихся здесь, посещали апостолы Павел и Пётр. Нынче же, по пещерам и скальным храмам водят экскурсии, а некоторые из них превращены в отели, с шикарным видом на парк Гёреме. И конечно же, нынешняя Каппадокия это воздушные шары. Каждое утро, до восхода солнца, в воздух поднимаются сотни аэростатов, с которых пытливые умы наблюдают красоты гениального творения природы, которое слегка модифицировал человек.

О море и олл-инклюзиве мы забыли ещё вчера, когда наблюдали за мужичком с газетой, который молча пил кофе, курил и изредка смотрел куда-то вдаль. Тут должны быть традиционные слова благодарности и прочий политэс, но лучше сказать проще и от души. Спасибо, рыжий, за обратную сторону Турции!

 

Текст Максим Ракитин