Александр Долгих. Производители электромобилей убьют старые марки так же, как смартфоны убили Siemens и Sony Ericsson

Александр Долгих. Производители электромобилей убьют старые марки так же, как смартфоны убили Siemens и Sony Ericsson
Я не такой фанат электромобилей, как некоторые, но придёт время (не знаю когда, но скорее всего на нашем веку), когда на бензиновые машины будут смотреть так же, как сегодня на электромобили — как на нечто необычное.

 

Понятно, что Россия будет в числе последних стран, массово пересевших на электромобили, но рано или поздно это произойдёт. И в конце концов электромобили убьют традиционные марки машин, как iPhone когда-то убил Nokia, Siemens и Motorola.

Tesla уже сегодня обошла большинство крупных автомобильных производителей по капитализации (сравните время существования «Теслы» и тех, кого она обошла). А когда осенью компания объявит о новой технологи производства аккумуляторов с удельной ёмкостью 415 кВт/ч на килограмм вместо сегодняшних 96, произойдёт окончательный технологический сдвиг в пользу электромобилей, потому что сейчас единственные факторы, уже 20 лет сдерживающие их массовое использование — недостаточный запас хода и дороговизна. С новыми батареями обе эти проблемы будут решены.

На рынок придут абсолютно новые компании, которые раньше никогда не занимались постройкой автомобилей. Примеров уже сейчас масса: в Китае, Корее, Польше, Турции создаются компании по производству электромобилей.

Apple никогда не занималась производством мобильных телефонов. В 2007 году появился первый iPhone. Nokia на тот момент продавала по миллиарду телефонов ежегодно. Казалось бы, смартфон и телефон — очень близкие технологии, но какой расклад сейчас? Ни Nokia, Blackberry и Motorola со своими огромными производственными мощностями и миллионами лояльных клиентов стали править бал, а новички типа Samsung, Huawei, Xiaomi, Apple и другие производители, которые до этого не занимались производством сотовых.

Почему так произошло? Возможно потому что при технологическом сдвиге, когда появляется принципиально новый продукт, люди воспринимают старый бренд, как нечто устаревшее. А теперь давайте вернёмся к автомобилям.

Разве Audi, Mercedes, BMW, Renault, Nissan и многие другие не выпускают электромобили? Выпускают, конечно. Но их не покупают с такой же охотой, как «Теслы». Почему? Потому что огромные корпорации неповоротливы, у них рушатся отработанные технологические и логистические процессы, им тяжело перестраиваться, они просто не могут распыляться и продавать одинаково хорошо бензиновые и электрические машины.

К тому же у Tesla есть ещё одно преимущество — прямой доступ к своим клиентам через смартфон, как говорится, «по воздуху». Тесла знает своих клиентов лучше, чем какой-либо другой производитель. Им по факту не нужны дилерские центры, которые выполняют роль связующего звена между производителем и потребителем. Это совсем другая, упрощённая логистика и коммуникация.

Плюс ко всему электромобили проще в техническом плане, доля роботизации на производстве выше, а инвестиционный порог для создания производства наоборот ниже, чем в случае с традиционными автомобилями.

Уже очень скоро долги автомобильных компаний будут дорожать, а прибыльность падать, компании будут банкротиться одна за другой или попадать в крайне щекотливое финансовое положение.

Масла в огнь подольёт ещё и дешевеющая солнечная энергия, цена на которую опустилась в 15 раз за три года. Плюс законотворцы в Европе, Америке и США всё сильнее ужесточают экологические нормы, которым всё сложнее и сложнее удовлетворить.

 

Таким образом, мы стоим на пороге изменений, которые были в Америке во времена, когда Форд придумал конвейер и запустил Model T. Я серьёзно! Если 10 лет назад казалось, что все эти забавы с электромобилями — просто игрушки автопроизводителей, концепты, которые никогда не выйдут на дороги, сейчас очевидно, что ДВС доживает свой век. Разве нужны ещё какие-то доказательства?

Посмотрите на новые электромобили Rivian. Вы когда-нибудь слышали об этой компании? Она уже купила простаивавший завод Mitsubishi и готовится запустить в этом и следующем году по модели. А Nicola со своими электропикапами? Великий GM получил недавно 11% их акций всего-навсего за 2 млрд долларов.      

Такая же история с китайскими электромобилестроителями. Они договариваются с традиционными автопроизводителями о выкупе или аренде части производственных площадей, потому что те простаивают. Хотя, по сути, сдачей в аренду собственных площадей компании лишь помогают электромобильным компаниям убить себя. Конечно, не всё так уж радужно, но тренд очевиден. Ford закрывает заводы по всему миру, Nissan занимается тем же. У Suzuki нет денег, а Mitsubishi спас Renault-Nissan.