Совсем немного о японских концептах и разговор о насущном с дизайнером MMC Тсунихиро Кунимото
Пестрый ковер японских концептов, фантазии и чуть-чуть ГРЯДУЩЕЙ реальности
Самый восточный на планете, Токийский автосалон открыл свои двери 29 октября. Традиционно его экспонаты ориентированы в первую очередь на японский рынок. Поэтому каждый «Токио» в первую очередь – новое слово японского дизайна, демонстрация передовых технологий, и лишь потом – показ реальных моделей. Так вышло и в этот раз. При минимуме серийных мировых премьер, выставка пестрела концептами всех мастей – от привычных электрокроссоверов до футуристичных автомобилей-роботов. О некоторых из них мы расскажем в обзоре.
Porsche Macan GTS: спорт на каждый день
Битурбомотор V6 3.0 мощностью 350 л. с. с крутящим 500 Нм, (плюс 20 «лошадок» к стандарту), коробка Porsche Doppelkupplung с двумя сцеплениями, 5,2 с до «сотни». Это новый Porsche Macan GTS – единственная серийная машина, представленная на Токийском автосалоне. Агрессивный обвес вкупе с заниженным на 15 мм кузовом, активная подвеска Porsche Active Suspension Management (PASM) с более спортивной настройкой, максимальная скорость в 256 км/ч, передние и задние шины разной размерности – все говорит о том, что среди одинаково пригодных для шоссе и трека машин марки Porsche модель Macan GTS все же ближе к гоночным трассам.
В качестве опции для Macan GTS предлагаются светодиодные фары с системой динамического освещения Porsche Dynamic Light System Plus. Вместе с Macan GTS свою премьеру в SUV отмечает новый коммуникационный центр PCM, который обеспечивает функции онлайн-навигации, предоставляет информацию о дорожной ситуации в режиме реального времени и дает возможность интеграции со смартфонами с помощью системы Apple CarPlay.
Версию GTS отличает черный глянец выше подоконного пояса кузова и матовая отделка нижней части. В России продажи Macan GTS стартовали 28 октября 2015 года. Цены начинаются от 4 485 000 руб.
Subaru Viziv Concept: смелосимметричный
Повальная гибридизация не прошла мимо настоящих приверженцев полного привода, марки Subaru. Гибридный Viziv Future демонстрирует не только атлетические формы, от которых будут отталкиваться все будущие модели, но и новый подход к организации интерьера и управления автомобилем. В салоне концепта четыре раздельных кресла, вместо панели приборов – большой сенсорный дисплей, расположенный на центральной консоли. На страже безопасности водителя с пассажирами стоят комплекс EyeSight, автоматический парковщик и система дистанционного управления автомобилем. Гибридная установка Viziv включает 1,6-литровый бензиновый турбомотор мощностью 170 л. с. от универсала Levorg и электродвигатель в приводе задних колес.
Suzuki Ignis concept: зажигалка с моторчиком
Редкий пример, когда концепт-кар на самом деле – без «пяти» минут серийная машина. При всей своей футуристичности, ни экстерьер, ни интерьер машины не вызывают вопросов по части правдоподобности и вполне реализуемы на настоящем автомобиле. Представители Suzuki утверждают, что новый Ignis призван одинаково успешно удовлетворить запросы владельца и в приключенческих вояжах, и в каждодневной езде. Традиционно марка сильна в компактных машинах, которые благодаря полноприводной трансмиссии готовы побороться с плохими дорогами.
Suzuki Mighty Deck concept пикап в стиле микро
Кей-кары – сильная сторона японской автомобильной промыщленности. Вот и Mighty Deck с крощечной грузовой палубой вышел и стильным и практичным. При длине менее 3,4 м машинка получила кузовок, в который пометится пара скейтов. Многочисленные варианты трансформации грузового отсека способны увеличить размер поклажи до доски для серфинга. Самое любопытное – гибридная начинка пикапа. Чтобы не превышать ограничения в 660 «кубиков» рабочего объема для кей-каров, японцы схитрили, добавив еще и электродвигатель, существенно улучшающий динамику малыша.
Три десятилетия назад Suzuki выпускала подобный коммерческий микропикап под названием Mighty Boy. Никакой информации о том, желает ли руководство Suzuki возродить подобную модель, пока нет.
Mitsubishi eX Concept: между Outlander и ASX
Квинтэссенцией выражения нового стиля Mitsubishi, Dynamic Shield, стал концепт-кар eX Concept с системой электропривода следующего поколения. Полностью электрический кроссовер, по замыслу инженеров, получит не только продвинутую систему электрического полного привода, но и будет способен двигаться на автопилоте. Впечатляющий концепт-кар представил глава дизайн-бюро Mitsubishi Тсунихиро Кунимото.
Datsun GO-Cross Concept: кроссовер из минивэна GO+
Этот автомобиль, созданный для рынков Индии и Индонезии, вряд ли появится на наших дорогах. Тем не менее нам он интересен, прежде всего, потому что марка Datsun сегодня присутствует и на российском рынке в виде моноприводного седана on-DO и хэтчбека mi-DO.
GO-Cross Concept легко узнаваем благодаря фирменной решетке радиатора, такой же шестиугольной как на российских легковушках. Машина выглядит весьма перспективной и демонстрирует направление, в котором будут развиваться полноприводные модели марки, если их выпуск когда-нибудь начнется в стенах Волжского автозавода.
Я замучил вопросами шеф-дизайнера компании Mitsubishi Motors Тсунихиро Кунимото вопросами о фирменном стиле, тайных мечтах и реализованных желаниях. А он вдруг взял, да и ответил!
– Мир дизайна – лоскутное одеяло. Какого цвета японский лоскуток?
– Я думаю, что он белого цвета.
– Известно влияние стилей японских автомобильных марок на стилистику Японии в целом. Оказывает ли дизайн марки Mitsubishi влияние на визуальный мир других автокомпаний?
– 80% автомобильных компаний в Японии ориентируются на неяпонские, мировые продажи. Поэтому я не могу говорить о том, что японский автомобильный дизайн вообще напрямую влияет на весь дизайн в Японии. Mitsubishi сильна во внедорожной сфере, и тут влияние на дизайн японских внедорожных автомобилей заметно.
– Каковы корни японского дизайна?
– Япония ориентирована на клиента. Корни дизайна кроются в японской ментальности, гостеприимстве. Важно не показать, «какой я», не заявить о себе, как делают многие европейские бренды, а практически угодить клиенту, сделать его счастливым.
– Все производители, выпускающие модели на два рынка, испытывают трудности с дизайном (Infiniti, Lexus). Какова позиция ММС в этом вопросе?
– В мире сформировалось восприятие наших внедорожников как чрезвычайно крепких, выносливых автомобилей для суровых условий эксплуатации. Это восприятие одинаково в любой стране, не зависимо от региона. Имидж автомобилей соответствовует их начинке – надежной, крепкой, и он нравится всему миру одинаково. Поэтому такой проблемы я не вижу.
– Какой из реализованных дизайнерских проектов вам нравится больше всего?
– Мне нравится работать над тем, чем я занимаюсь – над возрождением самобытного дизайна Mitsubishi и над новым лицом бренда. Поэтому сейчас все модели линейки одинаково мной любимы.
– Есть какие-то характерные интерьерные решения, которые можно отнести к языку Mitsubishi, к устоям дизайна марки?
– Характерной чертой интерьерного дизайна Mitsubishi являются горизонтальные линии, которые будто бы высечены из камня. Возможно, они выглядят не слишком премиально, но они удобны по эргономике и составляют основу интерьера.
– Если бы можно было отвлечься от насущных задач, автомобили какой формы Вы бы создавали? Квадратные, круглые, угловатые?
– Мне на самом деле нравятся старые автомобили. Если бы у меня была полная свобода действий, я бы больше обращал внимание на олдтаймеры. Но нельзя зацикливаться ни на какой форме. Задача дизайнера – отказаться от той формы, которая есть сейчас, и творить без оглядки на то, что было раньше. Мне нравятся автомобили классических форм, но я все равно от них отказываюсь и создаю что-то новое.
– В чем смысл новой дизайнерской концепции Dynamic Shield?
– Она заключается в том, чтобы новый концепт не был похож на другие и приобрел собственные линии. Концепция базируется на духе легковых и внедорожных автомобилей и символизирует динамические возможности автомобиля и, одновременно, защищенность тех, кто в нем едет.
Мы обратились к истории, посмотрели, какие автомобили были символами Mitsubishi. Например, если взять Pajero, то можно отметить, что с 1982 года у него такая форма бампера, что кажется, будто автомобиль обнимает сам себя, оберегая водителя и пассажиров. Таким образом, он символизирует защиту, которую дает автомобиль.
Важной дизайнерской мыслью было сохранить в облике автомобиля динамику, отразить скоростные характеристики. Мы увидели реализацию этой мысли в стилистике передней части Lancer Evolutiоn с ее гигантским воздухозаборником, который мы назвали Jet Fighter.
Концепция Dynamic Shield дает возможность использовать ее по-разному в разных моделях. Например, в Outlander она более элегантна, а в новом Pajero Sport она брутальнее. Dynamic Shield может быть реализована разными способами, но сохраняет единый посыл.
– Как влияет на облик автомобиля смена бензинового или дизельного силового агрегата на электрический?
– Никаких различий нет. Если автомобиль изначально создается как транспортное средство только на электротяге, тогда его внешний вид будет отличаться, как например у I-Miev. Но если, подобно Outlander, на автомобиль можно ставить и обычные моторы, и гибридные, и электрические, то дизайн не отличается.
Также интересно что воздухозаборник в стиле Jet Fighter показывал, что автомобиль может дышать полной грудью, вдыхать огромное количество воздуха. Но в реальности большой заборник плох для аэродинамики. Поэтому на наших машинах часто настоящие воздухозаборники остаются только внизу и по краям, а центральная часть закрыта, что символизирует высокую технологичность формы машины. И за этим закрывающим пластиком как раз удобно располагать новые устройства типа радаров, камер и так далее.
– Часто ли Ваши смелые проекты вообще, не только Mitsubishi, становились реальными автомобилями. Какой из всех самый-самый?
– Мой лучший и самый смелый опыт – это модель GTR во времена работы в компании Nissan.
– Любой автохудожник, автодизайнер очень сильно ограничен технологами. Бывало ли в Вашей практике наоборот, когда техдепартамент прислушивался к вам, что-то менял?
– В любом случае дизайнер работает в тесном содружестве с технологами. Особенно это выражено у дизайнеров внедорожников, поскольку там есть много изначально заданных характеристик – ход подвески, глубина брода и т. п. Поэтому у нас отдел дизайна не доминирует, мы с инженерами идем рядом и вместе меняем будущий автомобиль. А в других компаниях всегда есть столкновения конструкторов и дизайнеров, это да.