Призом за победу в «Экспедиции-трофи» стал катамаран

1 июня 2010
Призом за победу в «Экспедиции-трофи» стал катамаран
Две недели в пути, более 10 тысяч километров в режиме гонки от берегов Белого моря до Черного, из зимы в лето – это «Экспедиция-трофи – 2010»! В четвертый раз состоялась легендарная гонка «Экспедиция-трофи». На этот раз ее маршрут протянулся от самого севера до самого юга страны.


Стартовав 23 февраля из Архангельска, 12 команд перевалили через Уральские горы, проехали по сибирским зимникам, горам и степям Алтая, Казахстана и Калмыкии и финишировали 8 марта в Туапсе.

Гонка «Экспедиция-трофи» с момента ее появления в 2005 году – событие в автомобильном мире, да и вообще в мире, что подтверждается несколькими рекордами, зафиксированными в Книге рекордов Гиннесса, неоднозначное. Пересечь Россию от Мурманска до Владивостока зимой за две недели, отклоняясь от кратчайшей прямой для выполнения специальных заданий, увеличивая тем самым дистанцию практически вдвое, по силам не каждому.  Кто-то, восхищаясь «Экспедицией», называет ее «русским Дакаром», кто-то критикует за «самодеятельность», отсутствие четких регламентов и провоцирование к нарушению скоростного режима. Но критиковать и злобствовать в интернете гораздо легче, чем отважиться принять участие в таком масштабном приключении, а тем более организовать его. И именно так – как приключение – «Экспедицию-трофи» и надо расценивать. Приключение, которое навсегда останется в памяти.


Каждый этап начинался со зрелищного спецучастка, победа в котором приносила баллы


Пришедшие на финиш СУ последними не выбывали из дальнейших соревнований. Главное, уложиться в норму времени

ТУМАННАЯ КАЛМЫКИЯ
Ключевыми точками маршрута «Экспедиции-трофи – 2010» стали Архангельск, Великий Устюг, Томск, Элиста и Туапсе. Для меня же согласно плану журналистской аккредитации гонка началась в Калмыкии. И первое, что я отметил, оказавшись в предстартовый вечер в Элисте, – бодрое и доброжелательное настроение участников. Как будто и не было у них за спиной изнурительных тысяч километров трех предыдущих этапов. Команды общались между собой, вместе ужинали, готовили машины. А утром вышли на старт заключительного отрезка. Традиционно его предварял зрелищный спецучасток. Надо было на время форсировать глубокий овраг, выезд из которого покрывал размокший снег, затем пройти навигационную дистанцию по степи и финишировать – опять-таки через овраг. Трасса осложнялась густым туманом, не позволявшим даже понять, где находятся соперники. Лидеры, справившись с заданием минут за 15 вместо контрольных полутора часов, добавили в свой актив балл и ушли на протяженную часть этапа с промежуточным финишем в Гуамке (Краснодарский край), назначенным на 6 утра следующего дня. Далее, как обычно, дорогу каждая команда выбирала себе сама, пользуясь собственной стратегией и тактикой. Главное – собрать зачетные точки и уложиться в отведенное время.


НОЧНОЙ СОВЕТ
Увлекательно, конечно, ехать вместе с участниками. Это обязательно надо испытать на себе, и дважды в предыдущих гонках я так и поступал. Втягиваешься вмести с ними в борьбу, азарт захватывает, и адреналин захлестывает. Жутко интересно! Но, с точки зрения журналиста, в этом есть и свои минусы, и основной – «варишься» в ограниченном пространстве одной машины или команды, не понимая и не оценивая всего процесса в целом. Это же не хоккейная коробка, каждая точка которой просматривается с любой трибуны. В какие-то моменты не менее любопытно оказаться рядом с организаторским «котлом». И информации больше поступает, да и, как оказалось, страсти там кипят не меньшие, чем в автомобилях, несущихся со скоростью 160 км/ч по ночным дорогам. В Гуамке в четвертом часу ночи, когда другие представители прессы уже спали или еще ехали с командами, мне довелось присутствовать на закрытом совещании организаторов. Возможно, на одном из самых краеугольных в этой гонке. На повестке стоял вопрос о прохождении ключевого препятствия – перевала Грачевского, ведущего через Кавказский хребет к Черному морю. Маршрут по нему прокладывали, но летом. В марте же тут не самый лучший сезон даже для подготовленных автомобилей. Это только сидя в Москве кажется, что Кавказ – исключительно солнце, пальмы, шашлыки и море. Разведчики же принесли не самые радужные известия. На перевале и подступах к нему метровый снег, пару дней назад сошел сель и дорога завалена камнями. А с другой стороны, на спуске, несколько бродов до метра глубиной и болото. Вскоре в Гуамке уже должны были появиться команды, и требовалась срочная корректировка первоначальных планов. Обсуждались варианты от полного отказа прохождения перевала и объезда по асфальту до «все-таки пробиваться», рискуя всем и вся. Черту подвел харизматичный Александр Кравцов, вдохновитель и главная движущая сила проекта: «Подняться на перевал нужно, а дальнейшее отдать на откуп участникам. Пусть посмотрят своими глазами и все взвесят. Дальше – либо туда, либо обратно, но всем вместе».

Начало подъема к перевалу Грачевского. Оказалось, что март не самое лучшее время года для перехода через него…


          
ПОБЕДИТЬ СЕБЯ
Под проливным дождем, перешедшим в мокрый снег с ветром, колонна выдвинулась на перевал. Через три часа движения по промытой колее вверх, по снегу и камням, караван достиг момента принятия решения. Здравый смысл победил, и до пиковой точки перевала продолжили подъем пешком. Пусть этот перевал пока остался не пройденным –  это вовсе не поражение! Ребята победили себя, сплотившись и переборов личные амбиции. А вскоре состоялось еще одно важное голосование. Участники сами выбирали среди дошедших сюда, не сломавшихся в пути и не выбывших на СУ, три команды самых достойных продолжить борьбу в финале. По гамбургскому счету! В этом еще одно отличие «Экспедиции-трофи» от множества других состязаний. Большинство голосов получили «Бродяги», «Вне дороги» и сборная команда из Алма-Аты, Сургута и Челябинска со смешным названием «Домовенок Кузя». 

ПОД ПАРУСОМ К МЕЧТЕ
Получить право на выход в финал уже очень почетно. Но чтобы участвовать в нем, гонщикам пришлось покинуть в Туапсе привычные автомобили и пересесть на парусные катамараны. Это не было сюрпризом, изначально в регламенте значился пункт о привлечении в команды людей, понимающих в парусах. Однако можно читать дома регламенты, даже мечтать иногда об этой победной регате в ходе длинного маршрута, совсем другое дело – оказаться на берегу. Вроде бы все просто – вот линия старта, вот море, вот катамаран, осталось только пройти на нем четыре километра и стать победителем всей гонки… Или не стать…

Яхтенный капитан Анатолий Кулик объясняет маршрут и особенности парусного этапа

Первыми с мелководья прибойные волны проткнули «Вне дороги», за ними «Домовенок». «Бродяг» же сносило и сносило вдоль пляжа. Весла мелькали, а лодка, вращаясь под порывами ветра, продолжала уклоняться от нужного курса. На каждом судне был подвесной мотор, но бензина для него отмерили 150 граммов: хочешь сейчас используй, хочешь – позже, на открытой воде. С берега было слышно, как у аутсайдеров ревет двигатель, но движения не происходит – похоже, не получается включить передачу. Наконец винт закрутился, и «Бродяги» устремились в погоню. Но лидеры были недосягаемы, они уже обогнули первый буй, приближаясь к развороту возле второго. Развязка случилась возле последнего буя. Шедшие первыми «Вне дороги» на последнем повороте вдруг сместились в сторону, и вперед вырвался катамаран «Домовенка Кузи». Болельщики замерли, а затем взорвались овациями. Финишная прямая и касание берега. Чистая победа! Ну а призом победителям стал их же катамаран и… право на участие на нем в новом проекте «Экспедиции» – путешествии по Северному морскому пути. Впереди новые приключения!

Фото на память у оранжевого маяка в детском лагере «Орленок»