За рулем раритетного ГАЗ-63

1 октября 2010
За рулем раритетного ГАЗ-63
Редкая возможность представилась автору этой статьи: он прокатился на коллекционном  грузовике ГАЗ-63... Любопытно, что создатель машины ни слова не сказал о главном назначении своего творения  – служить в Советской армии. Как тут не поверить, что СССР был самой миролюбивой страной в мире.


А между тем ГАЗ-63 с самого начала разработки  (т. е. с конца 30-х) проектировался именно как военный автомобиль.  С учетом опыта войны были внесены коррективы. Теперь новый универсальный грузовик должен был заменить в войсках сразу Dodge WC51 (52) грузоподъемностью  3/4 тонны, двухосный Chevrolet G7107 грузоподъемностью  1.5 тонны, а также многочисленные американские коммерческие двухтонки, переделанные под полный привод. Первый прототип с кабиной от трехосного Studebaker US-6, разработанный командой инженеров под руководством  В. А. Грачева и сменившего его П. И. Музюкина, был готов еще в 1944 году.  С конвейера  герой моего рассказа начал сходить 31 сентября 1948 года.

На этом фото отлично видна разница в высоте (115 мм) между ГАЗ-51 и ГАЗ-63

УНИФИКАЦИЯ И КОМПИЛЯЦИЯ
Внешне серийный вездеход ГАЗ-63 отличался  от прототипа унифицированными с заднеприводным ГАЗ-51 облицовкой радиатора, округлыми крыльями с наполовину утопленными в них фарами и быстросъемными боковинами капота. А поскольку с листовым металлом в первые послевоенные годы в Советском Союзе была тяжело, до 1950 года все «ГАЗоны» выпускались с угловатой деревянной кабиной, обшитой металлом и дерматином. А вот универсальная грузовая платформа с высокими бортами и откидными скамейками была выполнена из дерева умышленно, а не по необходимости.  Как выяснилось в ходе весьма жесткой эксплуатации лэнд-лизовской техники, особенно американской, стальной кузов приносил больше вреда, чем пользы. Излишняя прочность стали не давала раме грузовика изгибаться, что со временем приводило к ее поломке.

Поднятое стекло позволяет радикально проветрить кабину


Штатный топливный бак вмещает 90 литров бензина

Сердце автомобиля – нижнеклапанный рядный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом  3.48 литра и мощностью 70 л. с. при «дизельных» по нынешним меркам оборотах – 2800 об/мин. Крутящий момент – 20.5 Кгм при 1500 об/мин. Мотор этот был создан на основе предвоенного ГАЗ-11. А он, в свою очередь, представлял собой почти точную копию одной из известнейших разработок инженеров корпорации Chrysler начала 30-х. Считается, что это двигатель Dodge. Однако стоит помнить о том, что автомобили Chrysler (а также GM и Ford) были максимально унифицированы. Потому не было особой разницы в конструкции между силовыми установками Dodge, Chrysler, Plymouth, DeSoto или Fargo (филиалы и торговые марки Chrysler Corporation).

Четырехступенчатая коробка передач от ГАЗ-51 агрегатирована с раздаточной коробкой на  две ступени (понижающая передача 1.96:1). Интересно, что от коробки приводится в действие насос для накачки шин. К слову, КПП по конструкции подозрительно похожа на аналогичный агрегат грузового Dodge WF. Ничего не буду утверждать наверняка, ибо детальный анализ требует наличия специальной литературы по американской технике. Причем желательно 40-х годов.

Противобуксовочная система есть, но настроена она на асфальт


Нижнеклапанный 6-цилиндровый карбюраторный мотор с дизельными характеристиками


Полуутопленные в округлые крылья фары со светомаскировочными «шторками»

Изюминкой ГАЗ-63 стали односкатные колеса. Эта особенность давала серьезное преимущество в проходимости перед  американскими аналогами и  советским трехосным полноприводным ЗиС-151.  Правда, грузоподъемность несколько упала в сравнении с 2.5-тонным ГАЗ-51. Часть машин (модификации ГАЗ-63А) комплектовались  лебедкой, которую использовали не только для самовытаскивания, но и для установки на сложную позицию 85-миллиметровой и 100-миллиметровой артсистем.

Увы, несмотря на солидный тираж в 474 464  штуки, выпущенные с 1948 по 1968 год, нынче встретить рабочий, а главное, комплектный ГАЗ-63 проблематично.  Особенно в столицах. К счастью, в городе Запорожье в коллекции армейской техники фаната  милитари Дмитрия Позняка нашелся не просто живой, а отлично восстановленный экземпляр.


«Автомобиль ГАЗ-63 представляет собой 2-тонный двухосный грузовик повышенной проходимости. Такой автомобиль нужен для перевозок в тяжелых дорожных условиях – на торфозаготовках, на лесозаготовках, при бездорожье и при сезонной распутице, когда грунтовые дороги непроходимы для автомобилей типа 4x2. При государственных испытаниях ГАЗ-63  получил высокую оценку. Причем отмечено, что он способен преодолевать тяжелое бездорожье и двигаться со значительными скоростями в самых разнообразных условиях».



ЗА РУЛЕМ «ГАЗона»
Старые советские грузовики – это источник нескончаемых эмоций. Начну с посадки, которая заставляет принять позу идеального школьника советских времен с прямой спиной. Причина, видимо, в том, что кабина получилась тесноватой для нормального наклона спинки. Впрочем, к этому быстро привыкаешь, и если не ездить на большие расстояния, то спина не болит. Щиток приборов – образец лаконичности. По дизайну сильно похож на те, что устанавливали на армейские GMC или Chevrolet военного выпуска. Жалко, что мне не попалась более ранняя модель с комбинацией приборов КП-5, которую ставили на  советские грузовики в 1945–1955 годы. Вещь невероятно красивая. В чем нет ничего удивительного, ведь внешне она один в один скопирована с панели приборов легковых Chevrolet 1940 модельного года. Если, конечно, не брать в расчет переведенных английских надписей.


Дверные карты на американский манер – стальные. Зимой, конечно, холодно, тем более «газовская» печка отличается задумчивостью и разогревает кабину довольно медленно.  Что, правда, частично компенсируется жарким дыханием громко рычащей нижнеклапанной «шестерки», чувствительно нагревающей переборку между кабиной и моторным отсеком. Зато летом можно радикально проветрить кабину, подняв лобовое стекло. Как в старой хулиганской песне группы «Любэ»: «Ветер в харю, а я шпарю!»  Радует обилие табличек-памяток, призванных хоть как-то защитить от дурака (читай – солдата-срочника первогодка) ценный автомобиль.  Дополняют картину напольные педали, в том числе и «пятка» включения стартера, и кнопка переключения света с дальнего на ближний.






Руль огромный и за счет большого передаточного числа (а как же, гидроусилителя-то нет) крутится легко. Демпфера, кстати, тоже не предусмотрено. А потому даже маленький камешек, перееханный передним колесом, ощущаешь чуть ли ни кончиками пальцев.  Бровка или яма, если не быть к этому готовым, может даже вырвать руль из рук. Усилия на сцеплении и тормозе, на мой неизбалованный взгляд, средние.  Здесь тоже нет никаких усилителей, но это не сильно мешает.  Хотя после сверхмягких сцеплений современных легковых внедорожников необходимость решительно, по-мужски давить ногой может кого-то и напрячь. Рычаг коробки передач озадачивает тугим  и каким-то «металлическим» по ощущениям включением. А еще  не стоит забывать о том, что оная коробка совсем не синхронизирована, и потому переключение с двойным выжимом сцепления здесь обязательно. Причем при переходе с высших передач на нижние требуется перегазовка при переводе на нейтральное положение. Иначе передача просто не воткнется, а КПП издаст страшный скрежет.


На бездорожье машина ведет себя вполне прилично. За счет развитых грунтозацепов и односкатного заднего моста она хорошо держится даже на разбухшей от дождя колее. Без проблем (за счет короткой базы в 3300 мм и дорожного просвета в 270 мм) преодолевает обросшие травой огромные валуны на острове Хортица (г. Запорожье).  Любопытно, что передний мост можно включать как на месте, так и на ходу, не выжимая сцепления! Объясняется это тем, что карданный вал привода переднего моста и ведущий вал раздаточной коробки вращаются с почти одинаковой скоростью. Для подключения понижающей передачи демультипликатора нужно либо остановиться, либо замедлиться до скорости пьяного пешехода.

А вот на асфальте короткая база вкупе с  жесткой без нагрузки рессорной подвеской  дают о себе знать. ГАЗ-63 забавно козлит даже на мелких неровностях, а на ровной дороге начинает ощутимо раскачиваться в продольной плоскости уже на скорости километров в 50 в час.  Разгоняться до максимума в 65 км/ч я счел неразумным. Что поделаешь, трудновато скрестить трактор с шоссейным автомобилем.