Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

1 марта 2013
Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу
Горы на границе Европы и Азии давно манили нас. Особенно их северная часть, наименее освоенная человеком. И вот в конце прошедшего лета мы на четырех квадроциклах отправились в самую дикую часть Приполярного Урала...

опасть в самую высокогорную часть Урала летом можно только по железной дороге или вертолетом. Но мы решили попробовать доехать своим ходом.

Туда есть два пути: с запада, через город Печора, за которым только железная дорога и болота, и с восточных склонов Уральских гор, через поселок Саранпауль. Попасть туда можно только по зимникам, когда болота и реки замерзают, либо весной на барже. Существует легенда, что во время Гражданской войны там затерялась большая часть сокровищ Российской Короны — царского золота.

Ехали мы вчетвером на двух Yamaha Grizzly 700, Suzuki LT-A 450X Kingquad и Honda Rincon 680. Для перевозки запаса бензина специально сделали прицеп, вмещаюший 180 литров. Для переправ через водные препятствия заготовили понтоны из ПВХ.



ГОРАМ НАВСТРЕЧУ

На квадроциклы мы сели в городе Ухта, куда доставили их на прицепах из Москвы. В первый день прошли по грейдеру 280 км до Печоры. Это был самый простой участок на нашем маршруте, но и он дался нелегко. Несколько часов привыкали к пыли, которая поднималась на дороге. Пришлось разбиться на пары и ехать параллельно, отпуская первую двойку вперед на километр, а то и больше — чтобы поднятая ею пыль успела осесть. Здесь же и учились таскать за собой прицеп. Оказалось, что он легко переворачивается...

В Печоре даже грейдерная дорога заканчивается. Вместо нее появляется направление вдоль газопровода в сторону Инты. По пути нам предстояло пересечь большую предгорную реку Косью при помощи понтонов. Несмотря на то что переправа эта была для нас первой, все прошло на ура. Даже с сильным течением справились.

Следующий участок — зимник вдоль газопровода до поселка Кожим. Двигаться быстро не получалось, мучила мошкара. Да еще и дожди начались — глину размыло, ручьи превратились в реки... Все чаще приходилось пользоваться лебедками. На этом участке случились неприятности: лишились фаркопов два квадроцикла и разломился пополам прицеп. Его мы починили подручными средствами, а потерю фаркопов почти не заметили, поскольку сцепные устройства запасливо были нами установлены на все четыре квадроцикла.


Коварство прицепа. Преодолевать водные преграды с ним иногда было очень трудно. Но без него бензина нам бы точно не хватило!



Зимник до Кожима. Он идет вдоль трубы газопровода, часто пересекая ручьи и небольшие речки. Прокладывается только зимой. Вокруг сплошные болота

Пейзаж менялся: болота, низкорослые деревья и глину сменили горы, камни, стремительные реки, курумник. GPS-навигатор уже показывал высоту 400 метров над уровнем моря. Мы в горах Приполярного Урала! Над нами — вершины, одетые в белоснежные шапки. Как-то непривычно было наблюдать эту картину в середине августа.
Одно из серьезных испытаний на нашем пути — приток Кожима, стремительная река Лимбехаю с огромными валунами, торчащими из воды. Сильное течение не позволяло перейти ее вброд — сбивало с ног. Пытались проехать вверх вдоль реки, пересекали рукава, едва не утопив один из квадроциклов. Но вовремя остановились: решили вернуться обратно к устью и готовить понтоны для переправы.

Спокойных мест на реке не было, везде пороги и валуны. Понтоны плохо управлялись, требовалась недюжинная сила, чтобы на коротком участке реки при сильном течении причалить к другому берегу. Пришлось нырять в воду и вручную вытаскивать технику на берег при помощи веревки, так как всего в 50 метрах ниже по течению шумел порог, на котором остаться на плаву шансов не было.

При переправе последнего квадроцикла не заметили огромный валун — результатом столкновения стало падение самого младшего из нас в воду. Квадр, к счастью, был привязан крепко и устоял.





Фигурное катание. На высоте 1500 м даже летом можно легко найти место для катания по льду! Так почему бы не подурачиться и не покрутить «пятаки»?

Следующая цель — гора Народная, самая высокая на Урале — 1895 метров. Подняться на квадриках на нее получилось лишь до отметки 1350 метров, дальше начинались валуны, по которым ехать было очень опасно, пришлось вернуться на маршрут.

В этот день мы оставили прицеп, как и было задумано изначально (дальше он нам просто был не нужен). Оставшийся в канистрах бензин мы могли увезти и без него. До следующей заправки в поселке Саранпауль топлива должно было хватить.

Путь пролегал по горным хребтам с крутыми склонами, мимо стойбищ оленеводов и заброшенных рудников. Медвежьи следы встречались в изобилии. Иногда дорога представляла собой глубокую канаву, промытую весенними паводками. Трудный участок для квадроциклов! Ехать посередине — узко, сбоку — невозможно, мешают деревья.
Температура упала до 3–5 градусов — и это в середине августа! Двигаться быстрее 50–60 км/ч не получалось — замерзали. А впереди нас ждали еще два брода. Но доехали и переправились — помогли уже наработанный опыт и интуиция.



Маленькое чудо — зайчонок.
Завидев нас, он перепугался так, что потерял способность двигаться!


 
- Ревизия техники. После каждых 100 км по реке и камням мы старались тщательно осматривать технику

- Легендарный хариус. В тех местах он встречается в больших количествах в реках и даже ручьях

И СНОВА В ЕВРОПУ

И вот мы в Саранпауле. Получили инструкции от нашего друга из тех мест. Заправились бензином непонятного цвета и запаха и двинулись на Сибиряковский тракт. Это старая торговая дорога, проходившая через Приполярный Урал и соединявшая Европу с Азией. Названа вовсе не в честь Сибири, а именем купца Сибирякова. Тракт начинается близ поселка Саранпауль и выходит к берегу реки Печора. Это и был кратчайший древний путь от великой реки Обь в Европу. В XIX веке его использовали только зимой, так как половина пути — болота. Сегодня он фактически зарос, местами даже нет намека на просеку.

Со стороны же Саранпауля на протяжении 30 км дорога раскатана вездеходами геологов и лесовозами так, что даже на квадроциклах невозможно проехать. Частые падения и «перевороты» очень нас тормозили. К тому же техника наша, обвешанная канистрами с топливом, была перегружена.

После того как миновали границу Азии и Европы, началась «водная» часть нашего путешествия. Нам предстояло подняться более 100 км вверх вдоль реки Щугор. Ехать было все сложнее и сложнее, скорость упала до пешеходной. В одном месте мы потратили почти целый день на прохождение 5 км пути. Зато началась отменная рыбалка: хариус на обед, ужин и завтрак. По плану должны были выбраться к газопроводу, вдоль которого на Вуктыл проходит служебная дорога. А пока — абсолютное бездорожье, только постоянные спуски и подъемы. Временами приходилось брать квадроциклы, как лошадей под уздцы, и спускать на веревках. Бензин и еда заканчивались. Но цель все же приближалась, и  каким-то чудом удалось найти ущелье, через которое попали к газопроводу. За пять дней мы преодолели этот участок!



Первый экстрим. 16-летняя Лида достаточно уверенно прошла всю экспедицию на своем HONDA 680 Rincon

Залили остатки топлива. До городка Вуктыл оставалось менее 100 км. Но с погодой повезло, и мы добрались благополучно. Последняя ночевка на берегу Печоры, а оттуда до машин меньше 140 км по асфальту.

За этот поход мы проехали на квадриках 1280 км, пересекли два раза горный хребет Приполярного Урала, побывали в поселке Саранпауль, доехали до подножия горы Народной. И все это автономно на четырех квадроциклах за 12 дней.


Переправа через Лимбикою.  Это была авантюра – сплавить  квадроциклы по реке второй категории сложности на на самодельных надувных понтонах


УРАЛЬСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Гора Народная, к которой мы так стремились, открыта геологом А. Н. Алешковым менее века назад – в 1927 году. Помимо того, что это самая высокая точка Урала – 1895 м, она ничем не отличается от своих соседей. Гора эта расположена в Ханты-Мансийском автономном округе (Азия), но всего лишь в полукилометре от границы с Республикой Коми (Европа). Рельеф альпийский, с отвесными склонами и глубокими ущельями, имеются ледники и снежики. У этой вершины три разновидности названия: «Народная» с ударением на первом или на втором слогах и «Народа». «Народная» с ударением на первом «а» объясняется тем, что название ее происходит от речки Народа – опять же с ударением на первом слоге, – которая протекает у ее подножья. Имя «Народная» с ударением на «о», понятное дело, уходит корнями в начало советской эпохи (когда, собственно, и была открыта гора для всего народа). А местное население называет ее «Народаиз», где «наро» по-ненецки «чаща, дремучий лес», «да» (или «та») – топонимообразующий суффикс, а «из» на языке коми означает «скала, утес, гора». Т. е. «гора, покрытая дремучим лесом». Однако мансийское название горы – Поэнгурр.

Путь к горе Народная из Европы лежит через Национальный парк «Югыд ва», проход через который и уж тем более проезд без разрешения запрещен. Участники похода должны зарегистрироваться и получить разрешение на посещение территории в офисе парка. Он находится на станции Верхняя Инта. Заявку желательно подавать заранее.