Поселок Гранитный

25 августа 2013
Поселок Гранитный
Вид заброшенного поселка Гранитный производит неизгладимое впечатление. Но попасть в это уникальное место на берегу Баренцева по суше можно только зимой на снегоходах. Летом  дороги туда нет...


Это путешествие оказалось для нас полной неожиданностью. Уже прибыв в Мурманск на тесты снегоходов BRP, мы узнали, что организаторы запланировали некую дальнюю поездку. Ну, дальняя так дальняя, мотопрессе 100 верст — не крюк. Тем более что «призом» в ней обещано Баренцево море, добраться до которого очень сложно. А порой просто невозможно. В общем, путешествие обещало быть интересным. Да и в плане тестирования техники протяженный маршрут, как правило, гораздо перспективнее.



ДУГОЙ НА СЕВЕР
Утром в середине апреля выехали с базы, что к югу от Мурманска. До намеченной точки около 100 км. Под нами были снегоходы 2014 модельного года марок Ski-Doo и Lynx, которыми мы менялись на остановках — чтобы каждый мог проехать на разных.

Дорогу знают лишь местные проводники, и то не точно: после каждого изменения погоды некоторые ранее проходимые участки становятся совершенно непреодолимыми и приходится прямо на месте искать объезд.

Двигаться по прямой мы не могли, так как пришлось бы ехать через Мурманск, да и другие города, бóльшая часть из которых закрыта для свободного посещения гражданскими лицами. Кроме того, по территории Кольского полуострова разбросано много войсковых частей и других объектов, не предназначенных для визитов посторонних. Их также пришлось объезжать. Поэтому 70 км прямого пути превратились почти в 100 реального.


Брошенная флотилия. Вообще бухта, на которой стоит Гранитный, не замерзает, за исключением одного мелководного участка. Здесь и остались на вечную стоянку некоторые суда


Возле Мурманска трасса представляет собой практически снегоходный автобан: знаки, разметка. Кажется, за каким-то кустом спрятались гаишники.

Сперва взяли направление на юго-восток, затем ушли восточнее. Потом были северо-восток и в конце уже чисто север. Пересекли три автомобильные дороги, две из них с очень напряженным движением. В остальном путь наш пролегал через леса и замерзшие озера. Ехать по ним одно удовольствие: однажды мне удалось разогнать 600-кубовый утилитарник Lynx аж до 160 км/ч, чему некоторые коллеги даже не поверили. Большую опасность представляли собой болота, из которых далеко не все замерзают даже в суровых условиях Заполярья. С ходу определить, лед под снегом или вода, порой невозможно. Неоценимую помощь в проезде через них — или поиске обхода — оказали местные проводники.

По пути нам встречались остатки линий электропередач, различных станций и прочих признаков человеческой деятельности, которая к сегодняшнему дню оказалась свернута. Увы, ржавые остовы цивилизации природу как-то не украшали…



Все напоминает о войне. Фасад первого трехэтажного здания, построенного в конце 40-х годов украшает изображение Воина-освободителя

Слева остался сильно закрытый город Североморск со своим секретом Полишинеля, а справа мало кому известный Североморск-3, тоже не менее режимный.

И вот с очередного перевала мы увидели стену пятиэтажки. Произошло это настолько неожиданно, что я чуть было не отпустил руль. Стекол в окнах почти не осталось, стены обшарпанные, хотя и без трещин. После жилых домов взор зацепился за какое-то административное здание, в каких обычно располагаются ЖЭУ, и то, что когда-то было детским садом. Удивила игровая площадка: горки, домики и даже песочницы построены капитально, из красного кирпича. Казалось, детки пообедали и легли спать, а после тихого часа снова выпорхнут сюда играть.

Еще недавно здесь был жилой городок под названием Гранитный, обслуживающий военно-морскую базу. С военных времен здесь базировали катера. Очень удобная, глубоко вдающаяся в материк бухта имеет излом, благодаря которому она не видна с моря. Городок располагался подковой вокруг бухты, имел жилую часть, состоявшую из четырех улиц, и, если можно так сказать, промышленную. В последней проходило обслуживание и ремонт катеров. Строго посередине стояли здания двойного назначения — клуб, Дом офицеров, столовая… Именно с них в 1944 году началась история Гранитного.



Столовая – одно из первых капитальных строений. Дорожки к ней матросы чистили с удовольствием, несмотря на то что снега наваливало аж до второго этажа!

Здания сохранились почти все, если не считать немного разрушившихся построек 40-х годов прошлого века, у которых в основном провалились крыши. На фасаде одного из старых зданий когда-то было гигантское изображение советского Воина-освободителя из берлинского Трептов-парка. Его и сейчас можно распознать, если приглядеться внимательнее. Есть в городке и памятник морякам-североморцам, отдавшим жизни в великой битве с фашистами. В Гранитном раньше была и могила пионера-героя Саши Ковалева, служившего юнгой и погибшего здесь ровно за год до победы в возрасте 17 лет. В 2010 году она была перенесена в Североморск.

После ухода военных городок должны были законсервировать. Однако работы провели то ли не в полном объеме, то ли недостаточно качественно: здания для проживания могут быть пригодны лишь после остекления, установки дверей, полов и подключения отопления. А с оборудованием, со слов бывших жителей Гранитного, поступили и вовсе по-варварски: просто затопили в бухте. Военную технику вывезли всю, а вот на гражданскую транспорта – или желания – не хватило: несколько единиц так и осталось здесь на вечную зимовку.

Но самое, пожалуй, интересное кроется внутри гранитных скал. Не особо навостряя носы, мы без труда нашли ворота двух бункеров. По довольно широким туннелям внутри идут рельсы, уходящие далеко в глубь горы. Вход в бункеры прикрывали двойные стальные двери толщиной около 20 см. И бункеров таких там наверняка немало.



Запретка в запретке. Когда-то здесь был контрольно-пропускной пункт с режимом строже, чем в шахте

НАСЕЛЕНИЕ МЕРТВОГО ГОРОДА
Оказалось, даже в этом мертвом городе есть местное население. Живут здесь два человека, по внешнему виду их можно назвать бомжами. Да и имена подходящие: Борода и... нет, не Сифон, это вам не Рублевка. Второго зовут Михалыч. Они сами бывшие военные, есть у них и жилье в Североморске и Полярном. Однако жить там не хотят — боятся спиться окончательно. Потому и уходят от цивилизации. В заброшенных домах Гранитного поставили себе печки: «На зиму пола с одного этажа мне хватает», — сказал Борода. Живут охотой да рыбалкой. А еще воспоминаниями.