Западный Казахстан
28 ноября 2013
В Западный Казахстан мы отправились смешанной командой: два человека на автомобилях поддержки, два человека на кроссовых мотоциклах и пять на квадриках, причем в число последних входили 17-летняя девушка и 12-летний молодой человек!
План был такой: тремя машинами с прицепами, в которых мы везем наши байки и ATV, едем до поселка Бейнеу. Там оставляем один автомобиль с двумя прицепами на стоянке и на мототехнике начинаем свое путешествие к Каспию и далее до впадины Карагие и обратно; общий пробег — около 1500 км. Машины-«технички», одна из которых с прицепом, едут по дорогам общего пользования, встречаясь с нами только вечером, в местах ночевок.
Границу прошли быстро, документы на технику никого не интересовали ни при выезде из России, ни при въезде в Казахстан. Тем не менее пришлось потратить время на оформление страховок — похоже, стоило сделать это заранее.
От КПП до первого крупного города Атырау (бывший Гурьев) 250 км разбитой дороги, зато дальше 350 км ровного, как стекло, асфальта до райцентра Бейнеу. Однако границу мы пересекли вечером, так что ночевка в степи была неизбежной.
Найти место под стоянку оказалось не так-то просто: абы где палатку не поставишь, ее сдувает. Приходилось парковать машины полукругом и так прятаться от ветра. Впоследствии нам иногда везло — мы находили что-то вроде овражков, в которых и разбивали лагерь. Ночью было очень влажно, и утром, прежде чем сложить палатку, ее приходилось сушить. График движения резко отличался от обычного: как только темнело, вставали на ночлег, а поднимались с восходом — уже первые лучи солнца припекали так, что спать не представлялось возможным.
ИЗ ПУСТЫНИ — К МОРЮ
В Бейнеу мы без труда нашли охраняемую стоянку и обмен валюты.
Российский рубль кое-где принимают, но лучше иметь местную валюту — тенге; в крупных городах можно пользоваться банковскими картами.
Разгрузившись и взяв необходимое, мы начали наше мотопутешествие.
Первый дневной пробег составлял 210 км. Сначала ехали по степи, затем спустились к солончакам и давно высохшему дну древнего моря с мелкими ракушками и песком. Солончак визуально напоминает снег — все вокруг белым-бело. Однако местами соль смешана с песком и глиной: этот коктейль дает липкую и вонючую жижу, в которой запросто можно застрять. А еще солончак потихоньку убивает технику — через несколько дней пребывания здесь она покрывается ржавчиной.
Последующие дни оказались экстремальными: днем стояла невыносимая жара. При движении зной еще можно было терпеть, но остановка на несколько минут могла привести к солнечному удару. Изредка удавалось найти тенек, чтобы перекусить не под палящим солнцем. Ехали парами, из-за пыли держа большую дистанцию.
В пейзажах Мангышлака. Пустыня, барханы и виртуозное владение техникой позволяют творить, казалось бы, невозможное
Встреча с фауной. Черепахи в степи скорее норма, чем исключение
Воды в степях и каньонах нет, иногда попадаются колодцы для животных, но и они часто оказывались пересохшими. А каньоны, кстати, очень напоминали пейзажи из американских вестернов.
Большая часть маршрута пролегала по степи, дневной пробег составлял от 80 до 250 км. Крейсерская скорость на квадрике была 30–40 км/ч, на мотоцикле немного меньше — мешали мелкий кустарник и огромное количество колей от проселочных дорог. На четырех колесах перепрыгивать через последние гораздо проще. По пути нам попадались стада диких верблюдов, табуны лошадей, черепахи размером с большую тарелку, множество сурков и прочего мелкого зверья. А в одном из каньонов наш авангард поднял с лежки дюжину горных козлов, которые молниеносно ретировались вверх по склону.
Вместо GPS. Маловероятно, что это чья-то могила, скорее рукотворный ориентир для путников
ПРИМОРСКИЕ СЮРПРИЗЫ
На четвертый день мы добрались до берега Каспия. Какая это была радость — вода! Соленая, но вода! От моря веяло прохладой, и даже солнце, казалось, уже не так палило. Но радость была недолгой: на побережье очень много змей. Безопасное место для лагеря найти невозможно — гады повсюду. И море пока холодное, около 16 градусов.
Зато на берегу идеально ровный, твердый сырой песок. Такой ландшафт располагает к тому, чтобы немного пошалить! Самые опытные пилоты ATV продемонстрировали виртуозную езду на двух колесах. Разумеется, таким же трюкам немедленно решили поучиться и молодые пилоты. Но единственная наша дама неудачно закончила маневр, и ее выбросило с квадра. Приземление было жестким. До лагеря оставалось 30 км, которые пострадавшая доехала самостоятельно, но ночью ей стало хуже, и двое квадроциклистов в кромешной темноте поехали искать врача в ближайшем поселке Форт-Шевченко. Глубокая ночь, опасный горный подъем, 80 км пути! Но к 4 часам утра фельдшер и хирург были в лагере. Инъекции, капельница. Нашей девочке стало легче. Но — сотрясение мозга: нужен покой, хотя бы несколько дней. С медиками не поспоришь, пришлось подождать. Но вскоре наша юная спутница опять была в седле своей Honda TRX 680.
Когда-то здесь текла река... А теперь это место — спасение для нас и диких животных от палящего солнца
Каньоны завораживают! Мотоциклистам вообще по сторонам смотреть некогда — любоваться видами можно лишь на редких остановках
По побережью нам предстояло пройти несколько сотен километров и сделать крюк для объезда областного центра Актау, стоящего у моря. Местные жители предупредили, что в город на мототехнике лучше не въезжать, у представителей власти могут возникнуть вопросы. Мы решили последовать их совету. Кстати, квадроциклы в Казахстане штука диковинная — их там просто нет. Когда мы двигались вдоль дорог, водители останавливались и расспрашивали нас про технику.
Возле Актау местность напоминает черноморское побережье: много красивых пляжей, и галечных и песчаных. Вода чистая и заманчиво-синяя. Южнее города на побережье раскинулась многокилометровая череда домов отдыха и загородных пляжей. Но все же зона отдыха здесь значительно скромнее, чем черноморская.
Прерванный сон. В одном из ущелий шум наших моторов разбудил спящую лисицу. Она, ничего со сна не понимая, удивленно смотрит по сторонам…
Гадский бич Каспия. Безопасное место для лагеря найти непросто: змеи, в частности гадюки, повсюду
Мы продолжали движение вдоль воды: нашей следующей целью были радоновые ключи. Их отделяет от моря длинная полоса озер-солончаков, которые уже в мае почти все пересыхают. Искупались в горячем источнике, постояли под падающей струей воды. Ощущение, как будто вышел после сеанса расслабляющего массажа…
АНОМАЛИИ МАНГЫШЛАКА
Примерно в 80 км от Актау есть на побережье некая аномальная зона: десятки квадратных километров пустыни с барханами размером с 5-этажный дом. Вдоволь накатавшись по ним, после суточного отдыха от жары и пыли двинулись в путь. Последняя точка нашего путешествия — Карагие, самая глубокая сухая впадина в Казахстане и одна из наиболее глубоких в Азии — 132 м ниже уровня моря.
На Диком Западе. В похожем антураже снимали отечественные фильмы про ковбоев
Спустившись на самый низ впадины, мы обнаружили похожее на стекло соляное дно. Оно простиралось до самого горизонта, но находиться там было невозможно: нестерпимая жара и никакого движения воздуха. Уже после нескольких минут остановки становится трудно дышать. Место для лагеря, само собой, пришлось искать за пределами этой убийственной красоты...
Переночевав на плато недалеко от впадины Карагие, мы выдвинулись в сторону Бейнеу. До места стоянки нашего автомобиля и прицепов оставалось два дня, одна ночь и почти 350 км. Не так чтобы очень много, но за десять дней нашего путешествия колючки в степи как раз успели высохнуть и затвердеть, так что у нас участились проколы колес. По приезде домой из передних шин квадроциклов мы вытаскивали по десятку огромных шипов. Однако до автостоянки мы добрались благополучно, загрузились и привычным кортежем из трех машин с прицепами двинулись в сторону дома.
Из пустыни — в воду! Море пока холодное, но нас это не останавливало
P.S. А наш самый молодой 12-летний квадроциклист показал себя молодцом, наравне со взрослыми достойно пройдя все испытания.