«Бархан» ЗДК 5.910 – трехколесный монстр на шинах низкого давления

15 мая 2014
«Бархан» ЗДК 5.910 – трехколесный монстр на шинах низкого давленияОн может ездить по снегу, по болотам с огромными кочками, по жуткой грязи, по камням – ему все нипочем. А еще он умеет плавать!

Транспортные средства на колесах сверхнизкого давления появились в СССР еще в начале 80-х годов прошлого века. Придумали их самодельщики. Первоначальная задача была проста – приспособить мотоцикл для езды по снегу и грязи.

Энтузиастов поддержали журнал «Моделист-конструктор» и программа Центрального телевидения «ЭВМ – это вы можете», устраивавшие на протяжении нескольких лет смотры-конкурсы техники на пневматиках. Вскоре в одной только Архангельской области насчитывалось более 10 тысяч таких машин, а по всему Северу их было уже около 100 тысяч! Понятно, что настолько массовое увлечение не могло остаться незамеченным промышленностью и серийное производство «пневмоходов» попытались организовать сразу несколько предприятий. В ход шли агрегаты от серийных мотоциклов, и никто не напрягался производством каких-либо специальных деталей и узлов. Использовали то, что было в доступности, а на колеса ставили обычные камеры от грузовиков – капризные и недолговечные. О дизайне никто не думал. Даже промышленные образцы были такими страшными, что кроме как «каракатицами» их никогда не называли. В итоге это прозвище закрепилось за ними практически на официальном уровне, только женский род изменился на мужской. Но то, что было под силу гаражным кулибиным, не поддавалось заводам, и их запал иссякал после выпуска нескольких сотен, а чаще десятков аппаратов…


По снегу как по асфальту.
Хотя «Бархан» создавался больше для преодоления грязи, он себя вполне уверенно чувствует и на снегу


Слабое место. Резкие изломы рельефа – единственная среда, где внедорожный «Бархан» чувствует себя неуверенно.Точнее, неустойчиво


ИЗ СЕМЕЙСТВА «КАРАКАТОВ»
«Праотцом» первого «Бархана» образца 2002 года стал «Умка» ММВЗ С-3.905, разработанный руководителем КБ внедорожной техники «Минского мотовелозавода» Александром Борисевичем (бывшим самодельщиком, кстати). Колеса низкого давления белорусского трицикла были «обуты» в специальные шины, а конструкция оказалась довольно удачной для массового производства. Ее и взяли на ковровском «Заводе им. Дегтярева» за основу. В 2006 году наш журнал протестировал пилотный образец, отметив множество положительных моментов, несмотря на отсутствие заднего хода и пониженной передачи. После долгой паузы, в 2010 году, у «Бархана» появилось «потомство», которое прошло сертификацию. А в 2013-м – очередное прибавление и ЗДК 5.910 встал наконец-то на конвейер. Раньше такие машины причисляли к снегоболотоходам, что отражало их назначение. Однако в соответствии с новым техрегламентом отнести ковровское детище к этой категории по некоторым параметрам уже нельзя, поэтому на заводе его «окрестили» просто СТС, то есть специальное транспортное средство.


Муфта заднего моста. Она (на фото снята) отключает привод левого колеса, превращая ВТС колесной формулой 3х2 в дорожное ТС 3х1


Такой же. Здесь все как у квадро- или мотоцикла: управление оптическими приборами (есть даже поворотники!) и звуковым сигналом


Самое главное. На правой рукоятке располагаются кнопки запуска и остановки двигателя, а также передний тормоз

ПОЗДНИЙ РЕБЕНОК
У нынешнего «Бархана» четырехтактный мотор. Он китайский, выпускается одной из лучших фирм этой страны – Lifan (ЗиД официальный импортер Lifan в России). Знающие люди считают его надежным, это клон «хондовской» серии CG. У него жидкостное охлаждение – то, что нужно мотовездеходам. Двигатель идет в едином корпусе с пятиступенчатой механической коробкой передач и обычным мотоциклетным многодисковым сцеплением. И самое главное – теперь у «Бархана» есть задний ход и пониженная передача! Причем в базовой комплектации, а не опционально. Как у каждого мотоцикла, у него два тормоза, оба гидравлические. На переднем колесе дисковый, срабатывающий от рычага на руле. Задний – трансмиссионный, приводится в действие педалью возле правой подножки. Его диск расположен на оси редуктора, который перенаправляет крутящий момент на 180 градусов, изменяя направление движения.


Трехпозиционный редуктор. Крутящий момент от него передается на ведущую заднюю ось посредством двойной цепи


Куда едем? Этот необычный рычаг возле правого колена водителя включает пониженную передачу и задний ход

У редуктора три положения – «повышенная передача», «пониженная» и «задний ход». Переключаются они большим рычагом. Таким образом, у «Бархана» пять повышенных и пять пониженных передач вперед и пять назад. Трехколесная схема (одно колесо спереди, два сзади), признанная мировой практикой опасной для дорожного транспорта из-за опрокидывания в поворотах, на проселке хлопот не доставляет. Небольшая скорость движения (до 40 км/ч) с учетом приличного веса машины не дает поводов для волнения – за время теста ни одно из задних колес не оторвалось от земли ни на полвершка!

ЗАТОЧЕННЫЙ ПОД БЕЗДОРОЖЬЕ
Посадка на трицикле мотоциклетная. За водителем есть место для пассажира. В предыдущих версиях предусматривались дополнительные сиденья на крыльях, но по соображениям безопасности от них отказались, заменив багажными платформами. К слову, первые «Барханы» оснащались металлическими крыльями – тяжелыми и громоздкими, громыхающими на всех неровностях. Сейчас они легкие и практичные – из пластмассы – и отлично справляются со своими обязанностями. Правда, один их недостаток я все-таки обнаружил. Частично в этом виноваты общая компоновка и широкая колея. Двигаясь по густому лесу, я несколько раз задевал задними колесами за кустарники и тонкие деревья. Касания приходились не в резину, а в кромки крыльев, из-за чего те прогибались и начинали цеплять покрышки. Приходилось останавливаться и отгибать металлический каркас, восстанавливая его форму.

Подвеска у «Бархана» есть только спереди. Мягкость хода для водителя и тем более для пассажира определяется в основном степенью проминания шин. «Наверно, тряхнет», – подумал я и направил «Бархан» к поваленной сосне с диаметром ствола не меньше 20 см. Но даже не качнуло, будто никакой сосны и не было…

Трансмиссия настолько податливая, что трогаться можно со второй передачи даже назад. Более того, на зыбких поверхностях – пухлом снегу, сухом песке, жидкой грязи, где начинать движение лучше очень осторожно, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку, только так и надо стартовать.

В лесу пришлось часто поворачивать руль. Сделать это на стоящем СТС непросто из-за большого пятна контакта. На ходу легче, но в крутом повороте руль опять тяжелеет. Связано это с отсутствием дифференциала в мосту. Чем круче поворот, тем больше разница в путях, пройденных левым и правым колесами. Стремясь их выровнять, трицикл рвется прямо, и ведущие колеса начинают пробуксовывать. Чем тверже поверхность, тем больше пробуксовка. Следовательно, возрастает нагрузка и на ось, и на покрышки. Как выход конструкторы ЗиДа предусмотрели смену «грязевой» формулы 3х2 на «дорожную» 3х1. Привод на левое колесо можно отключить, если снять с его оси и поставить обратной стороной соединительную муфту. Для этого даже инструменты не требуются.

«Бархан» оснащен всей необходимой оптикой, зеркалами и площадкой под номерной знак. Регистрировать его нужно в органах Гостехнадзора как внедорожное ТС.