От непроходимого бездорожья до скоростного шоссе. Хронология перемен на маршруте Ухта–Нарьян-Мар
Хронология перемен, произошедших на маршруте Ухта – Нарьян-Мар за последние двенадцать леть.
Первый раз в Заполярье на машине я отправился в 2005 году. Север был для меня в новинку и оставил в памяти самые яркие воспоминания. Даже сейчас, двенадцать лет спустя, я помню мельчайшие детали той первой поездки, как будто это было вчера. Надо сказать, что с тех пор путешествие из Москвы в Нарьян-Мар стало для меня традиционным и раз в несколько лет мы с друзьями обязательно отправляемся по этому маршруту. Правда, теперь такие экспедиции уже нельзя назвать экстремальным и даже сложным, хотя, бывает, погодные условия вносят свои неблагоприятные коррективы и частенько застают врасплох неопытных путешественников.
В 2005-ом году дорога в её асфальтовом понимании
заканчивалась за Ухтой и начинался зимник протяженный и,
после ветров и снегопадов, труднопроходимый
Тем не менее от сложного и местами опасного маршрута сегодня не осталось и следа. Теперь в столицу Ненецкого АО ведёт шикарная дорога, и на смену редким полноприводным УРАЛам и КамАЗам пришёл поток вполне гражданского транспорта и заднеприводных грузовиков. О том, как заметённый зимник постепенно превращался в федеральную трассу, я и хочу сегодня рассказать.
Тогда, в 2005-м, дорога в её обычном понимании заканчивалась за Ухтой. Дальше, до Печоры, существовало два варианта проезда — зимник от Ухты и примерно такой же по протяжённости зимник от расположенного в двухстах километрах Вуктыла. Но, так как второй вариант был на 200 километров длиннее, да ещё и с минимальным трафиком, все пользовались первым. Дорога Печора – Ухта для нас, владельцев внедорожников, никакой трудности не представляла, по крайней мере до Каджерома, а вот грузовикам приходилось несладко. Постоянные спуски и подъёмы превращали зимник в аварийно-опасный участок на всём его протяжении.
Забираясь в горы, грузовики начинали буксовать, их складывало,
а на скользких спусках, не имея возможности затормозить,
они уходили с дороги и замирали в снегу в ожидании помощи
Забираясь в горы, грузовики начинали буксовать, их складывало, а на скользких спусках, не имея возможности затормозить, они уходили с дороги и замирали в снегу в ожидании помощи.
Всё изменилось три года назад, когда начала полноценно функционировать новая дорога на Каджером. Сейчас там настоящее шоссе, с отбойниками и широкой проезжей частью, по которой грузовики несутся на высокой скорости. Сегодня на всём пути от Ухты до Печоры от зимника остался всего один короткий участок, и во время движения по нему то и дело пересекаешь строящуюся дорогу. Говорят, к 2019 году запустят круглогодичную трассу Ухта – Усинск.
А вот за Каджеромом начинались проблемы уже для владельцев внедорожников. В 2005-м мы долго плутали в поисках направления на Печору — все широкие и накатанные дороги постоянно приводили к газовым насосам. В конце концов нам удалось встать на верный путь — заснеженный кочкастый зимник. В 2009-м было ещё веселее. Дело было после Нового года. Мост тогда на зимнике сгорел. Видимо, сожгли в процессе празднования или дележа местных неучтённых лесных ресурсов.
2012. Печорский зимник
2017. Печорский зимник.
Сейчас там настоящее шоссе, с отбойниками и широкой проезжей частью,
по которой грузовики несутся на высокой скорости
На наш резонный вопрос, как проехать на Печору, местные не сразу, но всё же показали пару заметённых колей от ГАЗ-66, выходящих из леса.
По ним мы и отправились дальше на север. Это была та ещё поездочка! Тяжёлый грузовик проломил лёд на ручьях, коих по дороге попадалось без счёта. В тридцатиградусный мороз вода, порой доходившая до фар, превратила наши машины в ледяные фигуры, но мы всё равно добрались до Печоры, хоть это и заняло два дня и стоило порванного переднего моста.
Сейчас от Каджерома до Печоры ведёт ровное шоссе с отбойниками, ехать по которому одно удовольствие. Вот только в сам город по-прежнему можно попасть лишь через переправу — ледовую зимой и паромную летом.
2013. Печорский зимник
И за Печорой до Усть-Усы теперь совсем другая дорога. Она широкая и более-менее почищена. Заканчивается недостроенным мостом в нескольких километрах от реки Усы и далее, до противоположного берега, снова зимник и переправа. Выход на высокий берег довольно крутой, и грузовики, как и двенадцать лет назад, и несколько десятков лет до этого, выстраиваются в очередь в ожидании тягача, который с утра до вечера затаскивает тяжёлые машины наверх.
Дальше снова начинается хорошая скоростная дорога, продолжающаяся до самого Усинска и уходящая дальше на Харьягу, пересекая полярный круг. Здесь установлена очень красивая стела, у которой все путешествующие останавливаются фотографироваться. Кстати, в этом году там нас встречала симпатичная лисичка, смекнувшая, что стела — хорошее место для поиска еды. Мы покормили умного и смелого зверя и поехали дальше.
В тридцати-градусный мороз вода, порой доходившая до фар,
превратила наши машины в ледяные фигуры,
но мы всё равно добрались до Печоры
До недавнего времени зимник Харьяга – Нарьян-Мар шёл большой петлёй. Сначала он забирался на север и лишь затем поворачивал на запад, в сторону города, а по пути от него отходило ответвление на Варандей, после чего основной зимник уходил южнее и упирался в дамбу в сотне километров от города. Теперь же сразу за Харьягой дорога разветвляется. На север указывает табличка «Варандей», а на запад — «Нарьян-Мар». Благодаря удачному спрямлению, зимник со 120 километров до дамбы сократился до 84. И, конечно, качество покрытия тоже претерпело серьёзные изменения.
Теперь дорожное полотно гораздо активнее поливают водой, и оно из снежной дороги с колеями и ямами превратилось в настоящий путь изо льда.
Путь этот не очень ровный, но вполне проходим даже на скромном кроссовере. Естественно, зимник с завидным постоянством переметает и стандартным машинам приходится тяжко, но на сегодняшний момент там столь оживлённое движение, что искать помощь долго не придётся.
В этом году там нас встречала симпатичная лисичка, смекнувшая, что стела —
хорошее место для поиска еды. Мы покормили умного и
смелого зверя и поехали дальше
Сам Нарьян-Мар тоже прошёл длинный путь от большого рабочего посёлка в 2005-м, со снегоходами на улицах, заметёнными дорогами и минимумом машин, до оживлённого города с новостройками и высоким автомобильным трафиком.
И если тогда, в январе 2005-го, местные жители спрашивали нас: «Как вы сюда проехали?» — то в 2014-м они задавали уже другой вопрос: «Почему поехали сюда, а не на Варандей? Ведь зимник теперь для ваших машин совсем скучный». А этой зимой и вовсе никто ни о чём не спрашивал, потому что пара наших внедорожников просто затерялась в непрерывном потоке автотранспорта, снующего по улицам.
Вот так за двенадцать лет некогда экстремальный маршрут превратился в обычную дорогу. И, наверное, это хорошо, потому что жизнь местных жителей стала лучше и проще, а любителям внедорожных экспедиций сложных дорог на Севере и без того хватает.
Дальше снова начинается хорошая скоростная дорога,
продолжающаяся до самого Усинска и уходящая дальше на Харьягу,
пересекая полярный круг. Здесь установлена очень красивая стела
2009. Нарьян-Мар
2014. Нарьян-Мар
2005. Нарьян-Мар