Вместе с Hyundai Creta мы отправились на Алтай
Алтай! Мистическая земля шаманов, которых здесь называют камами, потому что они камлают, а не шаманят; родина оленей, носящих имя маралов и дающих донорскую кровь для производства целебного пантогематогена; край огня, ветра, гор и непокорных рек, почитаемых местными жителями в качестве духов. Здешние жители происходят от зверей и птиц: от орлов и волков, от сусликов и сов. В общем, от кого угодно, только не от обезьян. Их трудно чем-то удивить, ведь тут повсюду петроглифы возрастом сорок тысяч лет, а на заброшенной плотине до сих пор бродит тень Иосифа Сталина и всё ещё дымит своей знаменитой трубкой… В общем, местным палец в рот не клади — в своё время они легко обвели вокруг этого пальца самого Рериха… Так что поводов приехать сюда было предостаточно и без тест-драйва компактного кроссовера от Hyundai.
ЖЕНСКИЙ УКЛОН
Несмотря на недюжинные способности Hyundai Creta, так лихо стартовавшего на российском рынке, большинство достопримечательностей Алтая мы обошли пешком. Этот край сформировался несколько тысяч лет назад и с тех пор мало изменился. Неизменным остался и трепет аборигенов перед святыми местами, пробираться к которым на четырёх колёсах сродни кощунству. Нашим экскурсоводом по природным памятникам была женщина из рода Оленей (да, так они себя называют). Свой рассказ она начала с азов: «Никогда не бросайте мусор в огонь. Вы же не хотите оскорбить духа? И ни в коем случае не пишите на скале «Вася. Москва. 2017». Этот камень может стать вашей могилой». К сожалению, женщина из рода Оленей оказалась равнодушна к Hyundai Creta, хотя автомобиль буквально создан для дам. Его характер на дороге, да и за её пределами, трудно назвать мужским. Руль облегчён, подвеска хоть и не самая комфортная, но далека от жёсткости. Мотор располагает к размеренным и нечастым обгонам, а коробка-автомат не провоцирует на агрессивный стиль езды.
Интерьер повторяет версию Hyundai ix25, выпускаемую для китайского рынка
НОВЫЕ РУССКИЕ АРХЕОЛОГИ
Тест-драйв привёл нас к туристическому объекту на воде. «Реки у нас своенравные, как женщины. Пробовали их укротить — не вышло», — поведала представительница рода Оленей и отвела нас на плотину, где большевики пытались заставить алтайскую стихию работать на человека. Теперь на заброшенной гидроэлектростанции показывают туристам призрак Иосифа Виссарионовича. Не то чтобы он ходил здесь постоянно и прямо живьём, но утверждают, что буквально на днях его видели. Я сначала сомневался, но, когда услышал, что после призрака всегда остаётся стойкий запах «Герцеговины», которой вождь любил набивать свою трубку, — поверил. Потом экскурсовод показала нам горную гряду с петроглифами, высеченными сорок тысяч лет назад. «Сейчас камней с рисунками уже мало. Было гораздо больше. В 1990-х годах новые русские вывезли на грузовиках и растащили по коттеджам», — сожалела она. Эх, если бы в те времена новые русские интересовались археологией! Тогда про них сочинили бы совсем другие анекдоты.
Управление мультируля немного запутано.
Хочется большей ясности
Максималка в 220 — это перебор.
Раза в полтора...
ТУДА НЕЛЬЗЯ
После этого мы увидели то, что чужакам прежде никогда не показывали, — священную гору Белуху. Бывавшему здесь Николаю Рериху, например, тоже показывали, но совершенно другую, фейковую гору. Хотя всевозможных шизотериков это ничуть не смущает и они как ездили по «рериховским местам», так и продолжают ездить. Целое паломничество экстрасенсов с маятниками в руках и рубахах до пола, и все они думают, что забираются на священную гору, но на самом деле к истинной горе никого, кроме отдельных, специально отобранных местными камами алтайцев, не пускают. Власти республики ввели там некий полузакрытый режим. Так что на Белуху можно только смотреть издалека. Красиво, кстати.
Двухлитровый бензиновый агрегат разгоняет машину
до сотни за 11,3 секунды
КИТАЙЦЕВ МНОГО
«Складывать в священных местах горки из камней — не наша традиция. Хотя туристы везде тут понаставили. Это в Монголии принято, ну ещё на Байкале, а у нас не имеет смысла», — женщина из рода Оленей переживала за аутентичность обрядов. «Повязывать ленточку на дерево можно только в определённые дни. При этом важны её длина и цвет. И желание должно быть совершенно конкретным. Вот Вы, например, чего хотите?» — спросила она меня. Я подумал, что нахожусь в одном из самых красивых мест на планете, через час нас будут бесплатно кормить, а завтра предстоит весь день кататься на новом корейском кроссовере по Чуйскому тракту, и ответил: «Ничего». «Тогда идём дальше». К концу дня мы добрались до стелы дружбы Российской империи и Алтая. История соединения наших народов началась в XIX веке. Тогда местные жители воевали с китайцами. Когда совсем прижало, они собрали целый конгресс кам и устроили китайцам такой снегопад, что все они погибли. Но потом камлать устали, пришли к Николаю I и попросили взять их под своё крыло. Потому что китайцев много — не накамлаешься.
ПРОДУКТОВАЯ ТЕЛЕЖКА
Только на следующий день нам наконец удалось полностью углубиться в конструктивные особенности Hyundai Creta. И здесь у меня гораздо меньше интересного. По сути, это продуктовая тележка. Мода на подобные беби-кроссоверы появилась давно, но именно сегодня достигла своей наивысшей точки, причём, как в обычном, так и в премиальном сегменте — новых моделей на рынке не меньше, чем ленточек на алтайских деревьях. Едет кореец неплохо, но породистым его не назовёшь. Просто честно отрабатывает своё место в нише. Для разбитых дорог он слишком нежен. Встреча с неожиданной ямой на трассе пугает, звук элементов подвески, бьющих по ограничителям, неприятен. Маленький кроссовер недостаточно комфортен для дальних путешествий. Считывает все неровности полотна и заставляет с теплотой вспоминать большие круизные полноприводники, которым плевать на состояние покрытия. Зато в качестве городской машины он идеален: доехать до торгового центра, загрузить по крышу товаров и счастливым вернуться домой. Можно, правда, купить для этих целей универсал, но, как правило, они довольно низкие и страшноватые на вид, а для российского покупателя главное — большой дорожный просвет и красота.
В КЛЕТКЕ
В версии с полным приводом предлагается двухлитровый бензиновый мотор и шестиступенчатый автомат — довольно ленивый тандем, разгоняющийся до сотни за 11,3 секунды. Связано это в том числе и с требованиями безопасности, из-за которых маленькие кроссоверы становятся всё тяжелее. Ещё каких-нибудь 6–7 лет назад такая машина весила бы килограммов на триста меньше, а значит, и разгонялась бы бодрее. Но стандарты заставляют производителя утяжелять «клетку», принимающую на себя удар в случае аварии. В премиальном сегменте это не так заметно, поскольку там активно внедряют алюминий, а в бюджетном, увы, слишком явно.
В любом случае Hyundai Creta — это превосходный, прежде всего с точки зрения маркетинга, продукт. Он хорошо стартовал на рынке, и покупатели уже выстроились в очередь, голосуя, что называется, рублём. Среди его ближайших конкурентов — Ford Ecosport, который больше подходит для бездорожья, но не так хорош в городе, и, пожалуй, Suzuki Vitara, обладающая схожими характеристиками. Что выбрать — решать вам. Главное, как говорила женщина из рода Оленей, чтобы желание было совершенно конкретным.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Кроссовер построен на несущем кузове, имеет переднюю подвеску типа макферсон и заднюю независимую многорычажную. Коробка передач — шестиступенчатый автомат. Руль с электроусилителем. Полный привод подключается с помощью многодисковой муфты с электронным управлением. Мотор атмосферный двухлитровый, расположен поперечно, дефорсирован с учётом российского налогообложения.