Игорь Латкин. Ледовый капитан

Игорь Латкин. Ледовый капитан
История о том, как огромное озеро стало местом паломничества автотуристов.

Начнём с общеизвестного: Байкал – самое глубокое озеро планеты, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии. Но несмотря на всю уникальность места, туризм на Байкале развивался крайне неспешно. Удалённость от Москвы (5 000 км) и Санкт-Петербурга (5 800 км), прохладное и короткое лето, не способствовали появлению интенсивного турпотока, а длинная зима была, по сути, мёртвым сезоном, в который закрывались даже немногочисленные отели и рестораны.

Всё изменилось около десяти лет назад, когда благодаря энтузиазму местных жителей и стечению обстоятельств, зимний сезон на Байкале стал набирать обороты. Причём не только фигурально, но и буквально – озеро и его окрестности превратились в место паломничества туристов. Одним из пионеров, прокладывавших дорогу на Байкал, стал Игорь Латкин – житель Иркутска, превративший страсть в профессию.

Как и большинство советских детей, Игорь с детства занимался спортом, особенно лёгкой атлетикой и лыжами. Потом увлёкся горным велосипедом, стал участвовать в соревнованиях и вышел на уровень кандидата в мастера. В экстремальном велотриале чемпионата Сибири, он закрепился в пятёрке лучших. Таким образом, адреналин и экстремальные виды спорта стали неотъемлемой частью его жизни, а впоследствии и источником дохода.

И это при том, что жизнь в окрестностях Иркутска сама по себе полна экстрима: зимой морозы до минус 45, летом – жара до плюс 35, безграничная тайга и тысячи километров непроходимого бездорожья. Продолжением велотриала, стала покупка легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser 60, из которого Игорь построил настоящего монстра, регулярно участвующего в офф-роуд приключениях. Чуть позже, в качестве экспедиционной машины, у него появился Land Cruiser 105, построенный, как принято говорить, под себя, а для спорта был выбран доработанный Suzuki Jimny, с которым «Ледовый капитан» завоевал немало призовых мест на региональных соревнованиях.

Постепенно хобби превращалось в работу: Игорь начал заниматься организацией автомобильных туров по льду Байкала, сопровождением и технической поддержкой туристических групп, и строительством специальных внедорожников, с учётом местной специфики – ведь до ближайшего сервиса здесь может быть несколько сотен километров. Нужно строить не только надёжную, но и ремонтопригодную технику, которую можно починить с помощью подручных инструментов и находчивости.

Первый лёд обычно формируется в декабре – в проливе Малое море (одно из самых популярных туристических мест Байкала). В феврале он уже достаточно крепок, чтобы можно было ездить на машинах. Толщина льда на озере около метра, а в заливах – полтора-два. Именно в этот момент и начинается зимний автомобильный сезон. Минимальная программа рассчитана на 3-4 дня. Группа движется в сторону Малого моря, с проездом через Тажеранские степи – уникальный реликтовый природный комплекс на территории Иркутской области, простирающийся от реки Анга на юге, до пролива Ольхонские Ворота на севере, от берега озера Байкал на востоке, до Приморского хребта на западе.

По пути встречается масса пещер, где каждый год лёд замерзает по-разному. Особенно популярными у туристов стали байкальские пузырьки, которые возникают в процессе замерзания поднимающегося со дна метана. Чистота и прозрачность льда обусловлена особенностями климата и самого озера, а небольшое количество выпадающего снега, сдувается ветрами, зашлифовывая лёд до зеркального блеска. Помимо этого, встречаются ледовые гроты и наплески – небольшие пещеры и прибрежные скалы, с тысячами причудливых сосулек. Дорог мало, а на бóльшую часть береговой линии попасть можно только по льду.

Поэтому важной частью профессии Игоря стала подготовка автомобилей к путешествиям по льду, с акцентом на их живучесть в экстремальной среде. Модификация внедорожника под условия Сибири – нелёгкий труд и не всем под силу. Он требует времени, опыта, финансовых затрат и технических знаний. Различные детали постоянно дорабатываются и улучшаются, даже несмотря на то, что основной сценарий постройки отработан годами.

В подвеске используется только проверенные опытным путём компоненты (чаще всего ARB), дающие лифт от 4 до 6 дюймов, а также кастомные пружины и амортизаторы Old Man Emu. Кастор выставляется специальными рычагами (клюшками). Рулевые тяги проварены и усилены уголками, чтобы не гнуться при езде по ледяным торосам. Колёса только нешипованные, не менее 35 дюймов – они отлично едут по льду и снежным перемётам. Особое внимание уделяется свету, потому что в условиях плохой видимости можно легко уйти под лёд.

Холод, пожалуй, основная проблема автомобильного туризма Байкала, поэтому моторный отсек утепляется. Для подогрева дизельного топлива используют теплообменники. Это решение доказало свою эффективность и даже официальные дилеры Toyota и Mercedes в Иркутске, используют его в зимний сезон. Ещё одним сибирским лайфхаком стали прозрачные топливные фильтры и шланги, помогающие определить состояние топлива до основного фильтра и после него – таким образом можно сразу заметить запарафинивание. Ну и дополнительный электрокотёл, на случай, если не запустится Webasto, и салонный фен для прогрева воздуха. Стёкла обычно заклеивают утеплителем, чтобы внутри можно было спать.

Дополнительное запасное колесо подвешивают на калитке двери багажника (запасок становится две), а на крыше устанавливают панель дополнительного света. В дорогу, для связи с другими машинами, обязательно нужно брать две радиостанции: одна CB, другая профессиональная, для связи с МЧС. Топор и лопата – обязательны, иначе в лесу не выжить. А ещё пешня, для строительства мостов и проходов сквозь ледяные торосы, сенд-траки и хай-джек. «Это только краткий список необходимого» – уточняет Игорь.

Но, к сожалению, в последнее время на зимний туризм обратило внимание государство. Казалось бы, хорошо – ан нет! Все путешественники в одночасье превратились в нарушителей, а построенные машины, в соответствии с новым техническим регламентом, стали вне закона. Всем им пришлось пройти пресловутую процедуру «внесения изменений в конструкцию транспортного средства».

При этом, самым важным пунктом кодекса байкальского внедорожного сообщества, является безопасность. Показывая окрестности уникального озера, ты отвечаешь не только за впечатления людей, но и за их жизнь. Поэтому так важно правильно подготовить автомобиль и проинструктировать путешественников. Например, рассказать почему нельзя пристёгиваться на льду или почему пассажирам нужно выйти, когда машина перепрыгивает трещину. Направление ледового туризма на внедорожниках ещё сравнительно молодо, есть что улучшать и куда стремиться. Но, согласитесь, интересно наблюдать за увлечёнными люди, всем сердцем любящими своё дело.

Текст Алексея Дмитриева