Наш обозреватель побывал на месте странной гибели экспедиции XVI века

22 июля 2011
Наш обозреватель побывал на месте странной гибели экспедиции XVI века
Кольский полуостров – как отрезанный ломоть на карте страны. Здесь особый климат, своя история, здесь скрыты уникальные сокровища в недрах. И есть собственные тайны… Идея этой поездки появилась еще в 2009 году, сразу после очередной...


... снегоходной авантюры – броска от Ловозера до Гремихи (см. 4x4 Club № 5’2008), но на протяжении последующих двух лет что-то все не складывалось – то участники проекта пошли вразброд, то техника не готова. Очередную попытку предприняли в марте этого года.


Во всемирной истории путешествий экспедиция сэра Хью Уиллоуби считается одной из самых загадочных…


Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был построен всего за четыре года

ЭПОХА ОТКРЫТИЙ
...Середина XVI века. Всего полсотни лет назад удачливый генуэзец Колумб проложил дорогу в Новый Свет. Мир охвачен жаждой сокровищ, в разгаре эпоха конкистадоров, поисков Эльдорадо и географических открытий. Созданное в Англии «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже до этого морским путем не посещаемых» направляет в различные части света свои суда. Одна из таких экспедиций в мае 1553 года снимается с якорей рейда у Детфорда и устремляется на поиски северо-восточного пути в… Китай. Во главе трех снаряженных купцами кораблей – «Доброй Надежды», «Благого Упования» и «Эдуарда – Благого Предприятия» – стояли командор сэр Хью Уиллоуби и главный кормчий (штурман) Ричард Ченслор. До этого никто из английских мореплавателей не отваживался обогнуть даже Норвегию, что уж говорить о северном маршруте на восток – сплошная terra incognita. Тем не менее уже в августе экспедиционеры оказались у берегов Кольского полуострова. Здесь шторм раскидал парусники по морю – два из них (включая тот, на борту которого находился капитан Уиллоуби) были отброшены в южную часть Мурманского моря, к западу от Святого Носа, а третье, ведомое Ченслором, ушло в Белое море.


Раньше здесь была база атомных подлодок, а теперь – «берег брошенных кораблей»


В задней части сиденья прячется отсек для необходимой мелочевки

МОСКОВСКОЕ «ЭЛЬДОРАДО»

Главному кормчему повезло – войдя в устье Северной Двины, Ченслор добрался до Холмогор, где его встретили с почестями как посла английского короля. Преодолев затем нелегкий путь до Москвы, он был принят Иваном IV. Русский царь в то время был еще совсем не «грозным», а худощавым молодым человеком 23 лет от роду. Однако молодость не помешала ему смекнуть, какие выгоды сулят прямые торговые отношения с Англией через северный морской путь (до этого торговля велась через посредников на Балтийском море). К тому же вдвойне полезно было заручиться поддержкой мощного союзника для готовящейся войны с Ливонией. Так штурман Ченслор нашел свое «эльдорадо» в Китай-городе, получив грамоту на право свободной торговли с Московией. А в двух шагах от Кремля в белокаменных палатах вскоре появился «офис» английского торгового представительства. Это здание существует и сейчас. Здесь находится музей «Старый английский двор» (ул. Варварка, 4), который во время визита в Россию посещала королева Елизавета и где есть зал, посвященный истории полярных мореплаваний, положивших начало первым официальным отношениям двух держав.


Центральная площадь в Гремихе и Ильич, смотрящий со своего постамента на покинутые жителями дома…

ПОГИБШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
А что же Уиллоуби? Осенью 1553 года он обнаружил на Мурманском берегу в устье реки Арзина (ныне Варзина) удобную бухту и встал там на зимовку. Что случилось с моряками дальше, доподлинно неизвестно. Но из записок капитана следовало, что в январе 1554 года они были еще живы. Весной на зимовку англичан наткнулись лопари-охотники. «Стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много», – так было записано в Двинской летописи. От чего могли одновременно погибнуть 63 человека, подготовленных для длительного похода? Имеющие и снаряжение, и продукты питания? …Начиная с момента обнаружения экспедиции существует несколько основных версий гибели ее участников. Считается, что они могли замерзнуть. Либо отравились угарными газами от печек, топящихся коксовым углем в закрытых (и дополнительно проконопаченных во избежание потерь тепла) помещениях. Или же погибли от голода, цинги или кишечных инфекций, используя в пищу непроваренное зараженное мясо. Правда, исключается версия насильственной смерти от рук лопарей – они миролюбивые, да и не наберется их столько в этих местах, чтобы противостоять шести десяткам вооруженных моряков...


Это здание в Китай-городе и островв Баренцевом море связаны общей историей

ЗАПОЛЯРНЫЙ КИТАЙ
Все вышеизложенные сведения дошли до наших времен благодаря летописным источникам и запискам очевидцев, так или иначе связанных с экспедицией. Впрочем, впоследствии каждый из историков немного переписывал трактовку событий «под себя».


Скованные льдом реки и озера в тундре – идеальные дороги для снегоходов

В итоге спустя четыре с половиной века можно встретить «почти документальные» свидетельства, в которых указывается, что в момент смерти капитан Хью сидел в кресле, ведя записи в своем дневнике: в таком положении якобы обнаружили его лопари. Мы не ставили перед себой задачи раскрыть истинные причины гибели экспедиции (хотя и существующие версии, на мой взгляд, не выдерживают критики). Для начала просто хотелось увидеть своими глазами остров Китай. Любопытный топонимический курьез: первые русские картографы, снимавшие очертания Мурманского берега в 1779–1780 годах, зная об экспедиции XVI века и ее глобальной цели, записанной в судовой роли, именно так назвали островок в бухте Круглая, возле которого стояли на зимовке английские суда. Маленький Китай сэра Уиллоуби…


«Клавдия Еланская» – последний пассажирский теплоход в Баренцевом море

44 ТЫСЯЧИ ЛОШАДЕЙ!
Мартовский Мурманск встретил затянутым небом, совсем не заполярной температурой, стремящейся к нулю, метелями и штормами. Последнее было самым обидным, ведь наше путешествие включало в себя морской этап, на протяжении 400 километров повторяющий маршрут сэра Уиллоуби. Теплоход «Клавдия Еланская» стоял возле причала, ежедневно готовый отправиться в Гремиху, но пессимистические прогнозы вынуждали капитана «ждать погоду». Заселились в каюту, как в номер гостиницы, и три дня посвятили посещению городских музеев. Побывали в краеведческом, военно-морском, музее в пароходстве. На предмет местной краеведческой литературы обошли все книжные магазины. И я, и мой напарник Олег Кулаков не первый раз оказались в Мурманске, но такую массированную культурную программу устроили себе впервые. И, конечно, поднялись на борт первого в мире атомного ледокола «Ленин», с прошлого года навечно пришвартованного на соседнем с «Клавой» причале.


Интерьер атомохода украшают свидетельства его непростой трудовой биографии

В 1960 году в Мурманское пароходство пришел  атомоход «Ленин», спроектированный и построенный всего за четыре года (1953–1957). За три десятка лет он прошел более 412 тысяч морских миль по льдам (в 1 морской миле 1852 метра) и провел Северным морским путем 2890 судов. Мощность двигательной установки на валу составляла 44 тысячи л. с.! Скорость на чистой воде достигала 18 узлов, а по ледяному поля толщиной более двух метров – 2 узла. Его корпус сварен из 70 тысяч деталей. Водоизмещение – 16 тысяч тонн. Для сравнения: этот же показатель у самого большого корабля экспедиции Уиллоуби «Эдуард – Благое Предприятие» был равен 160 тоннам. Представляли ли себе в XVI веке английские мореплаватели, с чем могли столкнуться, уйди они немного восточнее от Баренцева моря с его теплым Гольфстримом?


Мало кто из посетителей «Ленина» откажется прикоснуться к легендарному штурвалу

МИРНЫЙ ЛИ АТОМ?
Атомоход «Ленин» – как многоэтажный дом на плаву. Что уж говорить о стоящей неподалеку в доках «России», превосходящей первенца атомного флота по всем параметрам и готовящейся к очередному походу. Впечатляет! А вообще «Ленин» оказался одним из самых интересных музеев, что мне довелось когда-либо посетить. Во время экскурсии мы поднялись на капитанский мостик (штурвал можно покрутить!), заглянули в реакторный зал. Посмотрели, где и как жили матросы, даже побывали в настоящей амбулатории, с операционной и костылями –  в автономном плавании всякое может случиться. Кстати, за все годы эксплуатации на ледоколе произошло две (даже не знаю, как правильнее – всего две или целых две) аварии. В 1965 году была частично повреждена активная зона реактора, а в 1967-м в ходе устранения протечки трубопровода одного из контуров реакторная установка получила повреждения, после которых весь реакторный отсек был заменен новым. Неисправную установку затопили в районе Новой Земли…


Камни на берегу – молчаливые свидетели трагедии английских моряков


Посещение «Ленина» закончилось небольшой лекцией о преимуществах атомной энергии перед другими. Особо подчеркивалась ее экологическая чистота. Прогресс, конечно, не остановить, и понятно, что за 200 граммами радиоактивного топлива, способными заменить 200 тонн дизельного и 500 тонн твердого топлива, будущее. Но как-то мало верится в их безопасность и экологичность…


Остров Китай, бухта Круглая. Здесь погибли участники экспедиции Уиллоуби, здесь останавливались суда Баренца (1597 год) и «Св. Фока» Седова (после его смерти в 1913 году)

ПО НОЧНОМУ МОРЮ
Погода все-таки улучшилась, и наконец-то метеослужба дала добро на выход. Миновали Кольский залив, обогнули остров Кильдин и оказались в открытом море. Поднявшись на закрытую пассажирскую палубу, включил GPS-навигатор. Идем неподалеку от берега, наверняка этим же маршрутом шли и суда Уиллоуби. В ночи ничего не видно, только белая пена срывается с пятиметровых гребней. Водоизмещение «Еланской» – 4160 тонн. Это намного меньше, чем у «Ленина», но в сравнении можно представить хрупкость и незащищенность парусников XVI века, скачущих по этим волнам.

Судя по прибору, проходим Териберку и Дальние Зеленцы. Где-то в 80 километрах по другому борту от нас 12 августа 2000 года на 108-метровую глубину упала атомная подлодка «Курск», 118 человек экипажа погибли. Еще одна тайна Баренцева моря…

Утром оказались в Гремихе. В небольшом сейчас поселке (ЗАТО «Островной») живет не более 2.5 тысячи человек, а когда здесь была база атомных субмарин, число жителей доходило до 35 тысяч. Но и попасть сюда гражданским было намного сложнее, какие уж там путешествия… Здесь я как дома! За три предыдущие зимние экспедиции у меня появились тут друзья, общение с которыми дорогого стоит. С корабля сразу на бал. Точнее, готовить технику и снаряжение. Завтра едем на Китай!



КОЛДУЕМ ПОМАЛЕНЬКУ
А на следующий день замело. Ветер 30 метров в секунду! И пурга такая, что гаража напротив не видно. Молодежь еще справляется, а пожилые люди передвигаются короткими перебежками от подъезда до подъезда. Постоят, отдышатся – и до следующего подъезда. Сидим в полном облачении на заправленных снегоходах и ждем, когда эта погодная вакханалия закончится… Решили обмануть природу – начали обсуждать, что будто бы и не надо нам ехать на Китай. Найдем, мол, поблизости островок какой и сфотографируем. Кто знает, как он выглядит? Поддерживаем вслух эту тему, а сами наблюдаем в щель гаражных ворот – вроде помогает, светлеет!

Ехали по замерзшим рекам и озерам. Саня Елисеев родился в этих местах,  кратчайшую дорогу знает даже без GPS-навигатора. 120 километров промчались часа за три с остановками для фотосъемок. Красота вокруг!


В лучах низкого солнца, пробивающегося сквозь дымку, блестит подтаявший и схватившийся ледяной коркой наст. Жаль куропаток не видно – обычно их полно, похоже, не их год выдался. Зато встретили небольшое стадо оленей, голов сорок. «Это маленький «кусок» отбился», – прокомментировал Андрей Пряников, второй наш добровольный помощник. Все олени в тундре принадлежат колхозам, расположенным в центре полуострова, в районе Ловозера. Охота на них – браконьерство. Да у нас и ружей-то нет…

ЗАПОВЕДНИК ТАЙНЫ
В марте темнеет рано, но нам повезло, и засветло все-таки оказываемся в точке интереса. Останавливаемся на берегу бухты Круглая. На выходе из нее ближе к левому краю остров Китай. Поднявшись наверх, испытываем на себе ураганной силы ветер. Для съемки приходится даже присесть на колени – ветер сдвигает по гладким плоским камням, скользишь как гиря в керлинге! Прикрываю глаза и представляю, как в 50 метрах от нас стоят на якорях в бухте два судна. На берегу горят несколько костров, занавешенных от ветра парусиной, рядом люди… В 1996 году (в год 300-летия Российского флота) на маленьком острове силами администрации Островного и подводников был установлен памятный якорь в честь погибшей экспедиции.

Как ни странно, но здесь пока не побывала ни одна научная группа историков или археологов. Дело даже не в труднодоступности. Просто побережье Кольского полуострова, входящее в пограничную зону, до сих пор находится под контролем военных, которым не до исследований. Но благодаря им же эта «законсервированная» территория до поры до времени представляет собой своеобразный «заповедник белых пятен», что не может не радовать.

ФУРАЖКИ НА ВОЛНАХ
В Мурманск возвращались через три дня – расписание теплохода опять по погоде. Стоим на кормовой открытой палубе вместе с несколькими пассажирами и наблюдаем отход от берега. Неожиданно за борт полетели две морские фуражки и тапочки. Так по традиции заканчивающие службу моряки всегда прощаются со своей базой. Но нам-то, пожалуй, еще рано так поступать. Обязательно сюда еще вернемся!

Благодарим за помощь в осуществлении этой экспедиции компанию «Навиком» – официального дистрибьютора Garmin в России (www.navicom.ru), и компанию «Охота. Центр экипировки» – снаряжение и туры по Кольскому полуострову (www.tcoxota.ru). Отдельная благодарность экипажу теплохода «Клавдия Еланская»