Репортаж с Чемпионата мира по кроссу на снегоходах FIM
26 июня 2012
В Семигорье Ивановской области 23–25 февраля 2012 года состоялся Чемпионат мира по кроссу на снегоходах FIM... Про те или иные соревнования можно написать «прошли», но в данном случае именно «состоялись».
И не только потому, что это первые соревнования такого ранга в России. А потому, что общий уровень организации, квалификация спортсменов, количество зрителей, интерес прессы, в том числе зарубежной, видеотрансляции в интернете, эрудиция и задор комментатора соответствовали заявленному статусу.
Не подкачала и интрига. Фаворит гонки американец Такер Хибберт (Tucker Hibbert), чемпион мира по снегоходному кроссу–2010, грозился вернуть титул себе, отбив его у действующего чемпиона мира Эмиля Охмана (Emil Öhman) из Швеции, в свою очередь заявившего, что так просто уступать не собирается. Решительно были настроены и другие участники. Во всяком случае, после окончания пятничных свободных тренировок техники допоздна что-то улучшали, настраивали, меняли и перебирали. С потрясающей сноровкой, несмотря на минусовую температуру, ветер и снег.
Первая новость гоночного дня — Эмиль не вышел на старт по состоянию здоровья. Пропал накал борьбы? Ничуть. В первой гонке мистер Хибберт так резво стартовал, что у него вылетела чека зажигания. За несколько секунд, потраченных на возвращение чеки на место и запуск двигателя, вся ревущая кавалькада проехала мимо основного претендента. И зрители стали свидетелями спортивного подвига — прорыва американца на второе место. Для чего, по заявлению самого гонщика, пришлось практически угробить снегоход. Первым с отрывом менее 4 секунд финишировал швед Петер Нарса (Petter Narsa).
Вторая гонка завершилась убедительной победой Такера Хибберта, который привез более 12 секунд другому представителю шведского королевства, Адаму Ренхейму (Adam Renheim).
Третий, решающий заезд был одним из самых напряженных. Ловкий Петер Нарса удачно стартовал и, вырвавшись на оперативный простор из общей массы гонщиков, мчался к победе. Такер постепенно сокращал разрыв и в конце концов обошел шведа. Петеру, как он потом сам признался, просто не хватило сил продолжать гонку в таком темпе. В итоге убедительная победа Такера (он привез следующему после него гонщику больше 16 секунд) в третьем заезде, титул чемпиона мира, 30 000 евро призовых и безграничная любовь зрителей, которые бесконечно фотографировались с уставшим и замерзающим, но не перестающим улыбаться и рекламировать своих спонсоров американцем.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ ЧЕМПИОНА ТАКЕРА ХИББЕРТА
— Каковы впечатления от соревнований и что вы чувствуете, вернув себе титул чемпиона мира?
— Очень интересная, длинная, широкая, хорошо подготовленная трасса. Напряженная гонка, особенно первый заезд, в котором мне пришлось наверстывать отставание. Удивило количество зрителей. И обрадовала их горячая любовь к гонкам. Они очень хорошо поддерживали нас во время заездов. Для меня большая честь, представляя в России Соединенные Штаты, стать двукратным чемпионом мира. Мы с командой интенсивно готовились, и теперь я чемпион. Я вдохновлен победой.
— У вас контракты, спонсоры, рекламные обязательства. Гонки для вас все еще удовольствие или просто работа?
— Я получаю большое удовольствие от гонок, но это, безусловно, тяжелая работа. Плюс к этому новые трассы, которые становятся все сложнее и сложнее: это вызов, который мне интересно принимать. В любом случае если бы мне не нравилось – я бы не занимался кроссом.
ЛУЧШИЙ РОССИЯНИН
Лучшим из россиян стал Дмитрий Скляров – 13-е место. В двадцатку сильнейших вошли Павел Захаров
(17-е место) и Евгений Мартюшенко (18-е место). Для первого международного старта вполне достойный результат.
ТРИ ВОПРОСА ТРИНАДЦАТОМУ: ДМИТРИЙ СКЛЯРОВ
— Как, с твоей точки зрения, прошел чемпионат мира?
— Мне понравилось все абсолютно: и трасса очень хорошая, и то, что попал в финал. Но можно было бы проехать гораздо лучше. Случилася пара ненужных падений... А так все хорошо — со звездами ехать можно.
— Пытался сравнивать свой график тренировок с американцами, канадцами?
— Наш график гораздо слабее, тренируемся очень мало. Хотелось бы ездить больше, но у нас то морозы не позволяют, то технической поддержки недостаточно. Обслуживаем снегоходы сами – мы и гонщики, и механики в одном лице. Много времени тратим на работу с техникой, а не на себя. Ну и физически нужно быть готовым, это тоже минус. А так ехать можно, было бы желание.
— Готов сказать, что через год-два сможешь их «сделать»?
— Мы будем стремиться к этому. В ближайшее время постараемся попасть на первые места.
СПОНСОР? НЕТ, ИНВЕСТОР. МНЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ «ИНВЕСТТОРГБАНКА» ВЛАДИМИРА ГУДКОВА
— Поделитесь общими впечатлениями.
— Самое главное, что приехали зрители. Если бы их не было – наверное, все было бы бесполезно.
— Такого праздника не получилось бы?
— Сегодня выступали спортсмены высшего класса, и это на самом деле впечатляющее зрелище. Но спортсменов всего 40 человек, а зрителей больше 10 тысяч. Хоть и не все понимают, что такое кросс на снегоходах, тем не менее провели хороший день с семьями, отдохнули, справили Масленицу, побывали на спортивном празднике, посмотрели на великих спортсменов, поели шашлыки – были счастливы. Думаю, это самое главное. Ведь это на самом деле такой семейный отдых, который был раньше в Советском Союзе. Его надо возрождать. Дети будут увлекаться. Даже мой двухлетний внук пальчиком показывал – «воооо, как красиво».
— Все действительно было так красиво?
— Понятно, что есть ошибки. Но считаю, что нужно быть более демократичным. У нас работали шведы, финны. Нас надо учить порядку и правильности организации. Обычно как у русских: наступила ночь – закипела работа. Многое, к сожалению, делалось в последний момент. А должно быть совсем не так. Для нас первым испытанием стал чемпионат России, прошедший две недели назад. Дальше будет очень сложно – чемпионат мира МХ1. Это в десять раз больше, чем было сейчас. К нам приезжает примерно 3500 спортсменов и механиков, приходит 70 фур. Это совсем другое….
— Где планируете их размещать?
— Командам не нужны гостиницы – они живут в своих обустроенных трейлерах. Вопрос в другом. Событие знаковое для России. Это туризм. Вокруг нас Суздаль, Владимир, Иваново, Кострома, Рыбинск, Ярославль. Со спортсменами приезжает примерно 5000 человек, путешествующих за гонками, как в «Формуле-1». Увидят нашу страну, поймут, что мы — это не только валенки и пьяные медведи.
Путь чемпиона. Такер Хибберт выглядел на голову выше своих соперников. И в прямом, и в переносном смысле...
Но сейчас у нас были проблемы при перевозке техники. Иностранцы, конечно, не привыкли ни к таможне, ни к визам. У нас проблемы и с призовыми… Почему карточки вручали?
Потому что вывезти из России призовой фонд невозможно: «Откуда деньги такие?» Это все приводит к тому, что спортсмены не хотят к нам ехать. Все нужно организовать таким образом, чтобы они не чувствовали этих сложностей. Они катаются по Европе, Америке, Бразилии — таких проблем нет, а у нас— постоянно.
— Вы считаете себя меценатами или спонсорами? Надеетесь на рекламную отдачу?
— Для нас это бизнес. Один раз провести – это спонсорство. А когда четыре года – это бизнес. Банк выкупил лицензию на проведение. Остальное проводит Клуб «Семигорье» на спонсорские деньги. На будущий год планируем продавать права на телетрансляцию. Желающих спонсировать очень много. Мы сейчас просто смотрим, выбираем. Чтобы понять – кто будет партнером навсегда. У нас есть предложения от Lynx, Arctic Cat, Yamaha. Мы пока сказали «нет», подождем. Это крупные производители, готовые вложить деньги. Для них это выгодно. Для них это пропаганда того, что люди будут покупать.
— Да, на выставке техники партнеров чемпионата постоянно были интересующиеся.
— Это реклама. Дальше человек думает: может, купить? К примеру, из всех снегоходов, производящихся в мире (около 150 тысяч), 33% продается в России. Это серьезный бизнес. В Америке на сегодняшний день 5.5 млн снегоходов. В Канаде примерно столько же. В Финляндии — 3.5 млн. Там уже рынок заполнен, а у нас нет. И поэтому подъем может быть очень большой — природа позволяет.
...Я, честно говоря, не ожидал ответа «для нас это бизнес». Обычно организаторы-спонсоры умалчивают про коммерческие интересы и говорят что-нибудь о «социальной ответственности». Но потом меня посетила мысль: может, оно и хорошо, что расценивается это именно так. К делу относятся серьезнее, чем к дорогим игрушкам: есть надежда, что праздник повторится.