Есть по Чуйскому тракту дорога
Последняя ночь дома, в уютной кровати. Надо бы поспать, а не спится. В голове полный кавардак: «Всё ли взял? Всё ли проверил в машине? Выдержит ли она такой путь? А сам я смогу его выдержать?» Завтра день старта. Долго же я шёл к нему...
Пару лет назад мне впервые довелось прокатиться на отцовской «Ниве»-коротыше, и, на удивление, мне понравилось. За символическую сумму я купил себе такую же, и начались поездки в Хибины, на рыбалку – первое знакомство с 4x4 и его возможностями. В то же самое время, помогая маме-учительнице готовить урок «Семь чудес России», я рассматривал завораживающие фотографии Алтая и думал: «Вот куда бы съездить на машине!» Впрочем, идея сразу была отброшена как бредовая и неисполнимая. Но ведь нельзя запретить человеку мечтать, и я всё чаще возвращался к мыслям об Алтае, обдумывал и додумывал. Постепенно сам собой сложился маршрут…
Утро в долине бурной реки. «Здравствуй, Алтай!» Вот ради таких эмоций и путешествуют
На поиск подходящего времени и подготовку ушло несколько лет, и вот в начале августа мы покидаем Заполярье. Первые полторы тысячи километров были хорошо знакомы по частым поездкам под Кострому к родным, поэтому дались легко. Отдохнув пару дней в их деревне, мы тронулись в неизвестность. Впереди нас ждал Урал, а за ним и Сибирь! С первыми километрами пути начались первые курьёзы. Например, мы заблудились и проскочили мимо федеральной трассы Киров – Пермь, проехав южнее. Вышел небольшой крюк, но огорчений это не вызвало. Наоборот, появилась возможность увидеть трогательную глубинку этих регионов с лесными грунтовками, связывающими деревушки Кировской области и республики Удмуртия. Уже на выезде из Перми по невнимательности я серьезно нарушил скоростной режим на трассе, за что тут же был остановлен не очень доблестными сотрудниками ГИБДД. Посыпались вопросы о том, откуда я и куда, кем работаю и как мы живём там, на Севере? Общение с дорожной полицией всегда напоминает сеанс психоанализа. Конечно, начались и недвусмысленные намёки: «Ну, так что? Протокол-то тебе писать или нет?» Быстро сообразив, о чём идёт речь, я попросил их быть честными и составить протокол, на что получил разочарованный ответ: «Вижу, Андрей, человек ты хороший. Будь аккуратнее в пути!» После чего мне вернули документы без всякого оформления. Можно предположить невероятное, что инспекторам стало стыдно, но скорее, просто не стали тратить на меня время и бумагу.
А дальше пошли долгие федеральные трассы: Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск. В большинстве своём весьма неплохого качества. Но, видимо, одновременно со стартом нашей экспедиции по всей стране затеяли ремонт мостов, который доставлял массу неудобств в виде заторов, хотя и позволял километрами двигаться по встречной полосе (пока светофор открыт в одном направлении), обгоняя попутных дальнобойщиков. Новосибирск стал одной из промежуточных точек нашего маршрута. Здесь, пройдя развязки, мы покинули трассу «Байкал». Впереди долгожданный Чуйский тракт, а следом и Горный Алтай! Позади пять сложных с непривычки суток в пути, пять тысяч километров до родного и теперь уже очень далёкого Мурманска. Наверное, я всё-таки лирик, а не физик, потому что эмоции, мысли, воспоминания снова нахлынули на меня. Отрывками всплывали разные моменты: как впервые увидел фотографии гор Алтая, как зрела идея поездки во время прочтения рассказов о путешествиях, как год назад купил старушку «Ниву» за символическую сумму и в соответствующем состоянии, как тратил всё своё время, силы и кровно заработанные на восстановление и подготовку. Помните фразу из одного старого фильма: «Какой самый живучий паразит? Бактерии? Вирусы? Кишечный глист? Идея! Она живуча и крайне заразна. Стоит ей завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно». И вот завладела такая идея моим мозгом, да настолько сильно, что ещё несколько сотен километров – и здравствуй, Алтай!
Чуйский тракт берёт своё начало в городе Бийске. Эту дорогу не раз признавали одной из самых красивых в мире. У неё есть даже собственный музей, посещение которого – обязательная часть любого путешествия. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, а также представлен уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.
При движении на юг каждые несколько десятков километров кардинально меняются пейзажи пустынных степных предгорий и густой горной тайги. Природа настолько контрастна, что не успеваешь осознать и прочувствовать увиденное.
Встреча с Катунью, рекой цвета бирюзы. Человеку с крайнего Севера, привыкшему к кристально чистым рекам, трудно поверить, что так бывает. Быстро ехать тут просто невозможно!
Железо может сломаться. Но человек, по-настоящему увлечённый, окажется сильнее.
И железо починит, и до цели дойдёт
Пожалуй, одна из самых запоминающихся особенностей любого путешествия – встречи с совершенно неожиданными людьми. Были они и в нашей поездке. В конце одного из дней пришлось подвезти девушку. Она оказалась немкой, прилетевшей из Германии в Москву. С трудом говоря по-русски, девушка проехала половину России автостопом. И тут, на Алтае, я смог с ней пообщаться. Конечно, было сложно из-за языкового барьера, но мы вполне понимали друг друга. Вот так: она из Германии, а мы с русского Севера – мир тесен! Проехав с нами десяток километров, немка попросила остановить в глухой деревне Хабаровка. Вышла и пошла в наступающую ночь. Одна! Волоча на плечах огромный рюкзак. Искренне пожелал ей удачи. Позже состоялась не менее интересная встреча в селе Онгудай: дедушка-алтаец долго разглядывал номера нашей «Нивы» и, узнав, откуда я приехал, попросил передать «привет» Кольскому краю. Много рассказывал о молодости и службе на корабле Северного флота. Он даже вспомнил шутку про полярный день и полярную ночь, которая напомнила нам о доме: «Служил я у вас на Севере недолго: всего три дня и три ночи».
Наступает ночь, но сон никак не приходит. Сидим с чаем и смотрим, как автомобили штурмуют перевал Чике-Таман. Обдумываем и пытаемся осознать всё, что увидели и пережили за день.
Солнечные долины и бирюзовые реки.
Этот край достоин любви за одни только виды
Как по-разному, но в то же время одинаково сильно могут впечатлять рукотворные и природные достопримечательности. Памятник водителям, работавшим при строительстве Чуйского тракта, и слияние рек Чуя и Катунь.
Позднее утреннее пробуждение и неспешный завтрак позволили застать прекрасный пейзаж. Солнце, частенько прятавшееся в облаках последние дни, грело и заставляло улыбаться. Предвкушая новый день, новые впечатления, беседуя с едущими на пасеку пчеловодами, мы собирали временный лагерь. Неспешным ходом добрались до села Акташ и свернули с Чуйского тракта. Начиналась внедорожная часть нашего путешествия – Улаганский район. Через семь километров нас ждал природный памятник Красные ворота. Именно здесь мне случилось приобрести проблему с зажиганием и повезло на ещё одну встречу с прекрасными людьми, которые дотащили нас обратно, в только что покинутый нами Акташ, где предложили пообедать в их компании. Поломка заставила было задуматься: «А не пора ли поворачивать домой?», но наши новые друзья придали уверенности: «Из Мурманска сюда приехали, а до Телецкого не доедете? Не смешите! Здесь рядом автомагазин – купите, что сломалось, и езжайте дальше!» И мы поехали! Впереди был перевал Кату-Ярык, известный своим непростым расположением, крутыми спусками и поворотами. Один его вид на фотографиях уже заставлял меня нервничать, а теперь предстояло по нему спуститься. Если у вас не полноприводная машина с понижающим рядом передач и высоким клиренсом, то не советую спускаться вниз по перевалу, так как подняться обратно вы сможете, вероятнее всего, только с помощью тягачей ЗИЛ-131 или ГАЗ-66, находящихся на базе отдыха у подножия Кату-Ярык.
Кату-Ярык представляет собой крутой спуск по отвесной скале в долину реки Чулышман. Справиться с ним могут лишь автомобили повышенной проходимости. За три с половиной километра пути предстоит спуститься более чем на 800 метров, девять раз повернув на 180 градусов, а средняя крутизна склона – 70% или 35°.
Река Чулышман протяженностью 241 км бежит по малообитаемым местам, вытекая из озера Джулукуль на высоте 2200 метров и впадая в озеро Телецкое. На Чулышмане расположены деревни Коо и Балыкча. Вдоль реки через эти деревни проходит интересная и непростая автомобильная дорога от перевала Кату-Ярык до южного берега Телецкого озера. В этой чудной долине реки мы провели три дня. Отдых от дороги и баня, прогулки и вечерние разговоры у костра.
Дорога на Южный берег Телецкого озера, или, как пишут в справочниках, ЮБТО, заслуживает отдельного внимания! Как бы ни поразил нас Чуйский тракт, как бы мы ни восхищались красотой его высокогорных степей и крутых скал, но дорога в долине Чулышмана – это нечто особенное, не передаваемое словами. Эту дорогу надо обязательно проехать самому. Очаровывая разнообразными ландшафтами, путь вёл нас к конечной точке маршрута. Южный берег Телецкого озера – относительно труднодоступное место, особенно если добираться на автомобиле. Но все трудности пути с избытком компенсирует полученное умиротворение. В эти несколько дней, проведённые там перед дорогой назад, произошло наше знакомство с группой туристов из Воронежа, которые пригласили нас на ужин с шурпой и алтайской традицией «чой-чой», согласно которой сидящие у костра передают кружку с крепким напитком по кругу, рассказывая о себе и в конце произнося «чой-чой». Завершением дружеского ужина стала походная баня на берегу. И, конечно, мы не смогли отказаться от леденящих купаний в водах озера.
Узнав о пароме, ходящем с южного на северный берег, мы просто не имели права упустить возможность на нём прокатиться. Семьдесят восемь километров на пароме – это вам не двухчасовая поездка на катере, а семь часов прекрасных пейзажей! Даже несмотря на то, что паром пошёл в ночь и всё, что довелось увидеть, – ярчайший Млечный путь над головой и отметки глубин на навигаторе, достигающие 320 метров. Впрочем, ночной поход не был поводом расстроиться: мы твёрдо решили пройти на пароме ещё раз в следующем путешествии.
В поселок Артыбаш, расположенный на северном берегу озера, мы прибыли ранним утром. Последний раз взглянув назад, мы попрощались с Алтаем. Впереди долгая дорога домой, на Кольский. Более пяти тысяч километров на то, чтобы ещё раз обсудить и осмыслить всё произошедшее с нами. Мимо пробегали сотни и тысячи километров дороги, но усталости не было. Мы обдумывали новые маршруты. Хотелось прямо сейчас свернуть куда-нибудь в сторону Байкала, Саян или Колымских прижимов… Ещё не ясно, каким будет следующий маршрут, но в том, что он будет, сомнений нет. Ведь теперь мы знаем, как живучи идеи.
Крутой спуск с перевала Кату-Ярык в долину реки
Чулышман по зубам только подготовленным внедорожникам
Южный берег Телецкого озера – труднодостижимый земной рай