БТР-152

26 сентября 2012
БТР-152
К большому сожалению любителей истории, очень многие интереснейшие образцы советской автомобильной техники совершенно бездумно были отправлены на переплавку: некоторые модели сохранились буквально в единичных экземплярах. Именно так получилось с БТР-152В1, которых в рабочем состоянии на территории России и Украины осталось не больше, чем пальцев на руке...


Исторически так уж сложилось, что всю Вторую мировую войну Красная армия отвоевала без отечественных бронетранспортеров.  Проблему удалось решить за счет лэнд-лизовской техники, трофеев и частично благодаря фронтовым самоделкам. А первый работоспособный советский БТР – изделие «140» – построили только осенью 1946 года. Машина, сконструированная под руководством Б. М. Фиттермана, была выполнена по трехосной схеме с зависимой рессорной передней подвеской и балансирной рессорной задней. А для того чтобы новый бронеавтомобиль, вскоре получивший название БТР-152, поскорее пошел в серию, большинство узлов и агрегатов позаимствовали с полноприводного (6x6) грузовика ЗиС-151.  В том числе и пятиступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и подключаемый передний мост. Правда, в отличие от «донора», ошиновка задних мостов была односкатная.



Броневой кузов сделали несущим, открытым сверху – по образу и подобию немецких и американских аналогов. Лобовая броня с рациональными углами наклона выдерживала попадание пуль из крупнокалиберного пулемета. А  сбоку и сзади БТР был защищен от огня из обычного стрелкового оружия и осколков снарядов и мин. Вооружение – пулемет Горюнова (СГ‑43) с быстросъемным станком, для которого были предусмотрены четыре точки крепления: спереди, сзади и по бокам. За счет форсированного  с  92  до 117 л. с. шестицилиндрового рядного двигателя ЗиС-120 (рабочий объем 5.55 л) тяжелая (8.6–8.9 тонны) машина получилась весьма подвижной для своего времени. По шоссе она разгонялась аж до 85 км/ч. Позже скорость снизили до 75 км/ч. На вооружение БТР-152 был принят только в 1950 году, после выпуска нескольких опытных партий.



Смотри в оба.  БТР-152В1 с открытыми бронезаслонками отличается неплохой обзорностью

Далее в 1955 году появился БТР-152В с компактной лебедкой самовытаскивания под бронечехлом и новым пулеметом СГМБ. Но самое главное, машину оснастили революционной системой центральной подкачки шин через специальные наружные штанги, внутри которых были спрятаны пневмошланги. Это дало возможность резко повысить проходимость по бездорожью (особенно по песку). А в случае прострела шины мощный компрессор без особого труда восполнял утечку воздуха. Однако военные были не слишком довольны новой системой. Наружные штанги оказались чересчур уязвимы, особенно при движении по сильно пересеченной местности. Проблему удалось быстро решить: уже в 1959 году появилась улучшенная версия БТР-152В1 с подводом воздуха через ступицы. Ее производство постепенно было передано с ЗиЛа на Брянский автомобильный завод. Всего же за 13 лет выпустили 14 421 экземпляр  БТР-152 четырнадцати основных  модификаций, включая закрытые 152К, зенитные самоходки с пулеметами КПВ калибром 14.5 мм (152А, 152Е), а также закрытые командно-штабные машины с высокой крышей (152И). Кроме того, БТР-152 выпускался в Китае под названием «тип 56».



Полузащитник.  Водитель и командир частично защищены от  падающих сверху осколков бронекозырьком



Гильзы – в мешок.  Штатное вооружение – пулемет СГМБ

В 1963 году бронетранспортер на основе грузовика уступает место БТР специальной разработки – плавающей модели 60П. С этого момента морально устаревшие «сто пятьдесят вторые» массово передают союзникам по социалистическому лагерю, а также всем, кто согласен хотя бы на словах воевать против США и Израиля. Много  БТР-152 оказалось на вооружении национальной народной армии ГДР, армий Египта, Сирии, Вьетнама и даже Ливана. Попали они и в руки  полевых командиров в разных уголках Африки. Интересно, что для жарких стран выпускались специальные экспортные версии 152Ю1 и 152Т1 с усиленным охлаждением двигателя и тропической электропроводкой. А часть советских БТР в качестве трофеев даже использовалась израильтянами. В итоге БТР-152 превратился в настоящего иммигранта. На родине его теперь почти и не встретишь, зато в странах бывшего Варшавского договора и в том же Египте он все еще не редкость.



Трави помалу.  Манометр справа от водителя показывает давление воздуха в шинах

БТР СЛОЖНОЙ СУДЬБЫ

Один из таких иммигрантов, поменяв несколько владельцев, в конце концов очутился в частном музее Дмитрия Позняка, коллекционера автомотостарины из Запорожья. Странный камуфляж (его заботливо обновили) и увеличенный радиатор системы охлаждения тонко намекали, что машина когда-то воевала в одной из тех самых стран очень народной демократии. При незабвенном Леониде Ильиче Брежневе правителей подобных экзотических государств щедро одаривали вполне материальным оружием в обмен на  эфемерные обещания построить когда-нибудь самый что ни на есть развитой социализм.

Снаружи БТР-152В1 удивляет своим подчеркнуто поджарым корпусом со сложной ломаной поверхностью, призванной вызвать рикошеты пуль. А вот внутри герой нашего рассказа  вызывает ассоциации с большим катером. Виноваты в том широкие деревянные боковые лавки  по бортам на 17 десантников и решетчатые мостики-слани, заботливо уложенные на пол. Установлены они в том числе и для того, чтобы ноги солдат не скользили в крови, если во время боя внутри машины кого-нибудь ранит или убьет.



Десантируясь из БТР-152В1 через задние дверцы, надо соблюдать осторожность, чтобы не приложиться о буксирный крюк

КАК Я БЫЛ МЕХАНИКОМ-ВОДИТЕЛЕМ

Все началось с трудностей с запуском. Понятно, что никаких ключей зажигания нет и быть не может. Стартер включается небольшой кнопкой прямо на панели приборов. Увы, старая машина капризничала. Пришлось подымать броневые крышки капота, соблюдая определенную осторожность. Весят они немало, и если упадут, то  вполне могут оставить без пальцев. После замены свечей дело пошло на лад, и, изрыгая густые клубы дыма, БТР наконец-то завелся и выбрался из гаража.

Место водителя нельзя назвать особо комфортным. Решетчатые сиденья из дерева жесткие и для длительных маршей не годятся.  Дорогу же приходится обозревать поверх длинного, правда, необычайно низкого капота через обычные быстросъемные стеклянные окна. Если же закрыть броневые крышки, то смотреть придется либо через водительский перископ с прибором ночного видения, либо через узкую щель, защищенную узенькой быстросменной пластинкой триплекса.



Кузов. Десант размещается на длинных боковых лавках, за которыми находится запас патронов и  инструменты

В движении БТР-152 напоминает самоходный утюг.  Хотя заявленная максимальная скорость составляет 75 км/ч, реально удалось разогнать его только до 40 км/ч. Да и то с трудом. Ездить на нем по городу не очень-то приятно, обзорность так себе даже при открытых бронезаслонках, а динамика и вовсе отсутствует как явление. Зато подвеска оказалась неожиданно мягкой. По крайней мере машина не прыгает как мячик по кочкам, что характерно для пустых советских грузовиков системы ЗиЛ-157КД  и ГАЗ-63.

Что же касается огромного руля, под который приходится просовывать ноги, то это вообще отдельная песня. Крутить его не просто тяжело, а очень тяжело. Несмотря на хорошую смазку строго по инструкции и небольшие изменения, внесенные реставраторами в конструкцию. Что, гидроусилитель хотите? Обойдетесь. Ручками надо, ручками. Не перетрудитесь. А ежели тяжело и мышцы болят, то, значит, вы плохой солдат и в Красную армию не годитесь.



БТР-152В1 – отличный вездеход, но очень тяжелый в управлении



Индивидуальный подход.  С помощью шести вентилей можно отрегулировать давление воздуха в каждом из шести колес

Что касается педалей, то сразу же приходит на ум затертая до дыр фраза про то, что усилие на них внушает уважение. Забавно, что  после каждого нажатия на тормоз пневмосистема  злобно шипит, сбрасывая давление. Изогнутая «кочерга» переключения передач втыкается с некоторым усилием и каким-то характерным «металлическим» ощущением. При этом не стоит забывать про пресловутый двойной выжим сцепления. Иначе передача просто не включится. Зато трогаться можно сразу со второй скорости.

Нижнеклапанная «шестерка» при разгоне ревет как раненая тираннозавриха. В придачу ощутимо вибрирует пол под ногами, зверски греется трансмиссионный тоннель и где-то что-то позвякивает для полноты картины. Оно и понятно. Шумоизоляция отсутствует в принципе, что вполне разумно:  зачем в случае чего давать лишнюю пищу огню?  Ему и так будет чем поживиться. Два огромных 300-литровых бензобака заботливо установлены прямо в боевом отделении за спинками сидений командира и механика-водителя. Довершает портрет человеконенавистнической компоновки ресивер пневмосистемы, расположенный над «водительским» бензобаком. Так что воевать на БТР-152 лучше всего в самом конце «салона». А еще лучше перебраться в танк.



У себя на Родине БТР-152В1 встречается реже, чем в странах – бывших союзниках СССР



Самое ценное.  Лебедка самовытаскивания защищена массивным бронечехлом

Еще одна интересная особенность – это задние дверцы, которые по одной категорически не закрываются. Их  нужно захлопывать обязательно вместе. Десантироваться следует осторожно, потому как, зазевавшись, можно неслабо приложиться о буксирный крюк.

Как вездеход БТР-152В1 внушает уважение. Он легко берет подъем в 34 градуса, преодолевает брод почти в метр, не боится ям и воронок глубиной до 0.6 метра. Его дорожный просвет составляет 290 мм. А если колеса все же начнут буксовать, достаточно только слегка стравить воздух и тем самым уменьшить давление на грунт. Любопытно, что каждое колесо управляется своим индивидуальным вентилем на специальной панели. Впрочем, справедливости ради, в серьезные дебри мы не заезжали. Все-таки жаль мучить старичка. Такой остался только один на всю Украину. И скорее всего больше не будет.