Ловля на поплавочную удочку

30 сентября 2013
Ловля на поплавочную удочку
В чем прелесть класической поплавочной рыбалки? Что заставляет людей подниматься до рассвета или кормить комаров на вечерней зорьке? В мою молодость джипов не было, а на видавший виды «жигуль» копили годами, во всем себе отказывая.


Ума не приложу, как мы без всяких внедорожников мотались на рыбалку верст за сто с лишком от столицы на электричке, потом еще часок по жаре в битком набитом автобусе – с рюкзаками, палатками и удочками, – а от автобусной остановки – еще и пешком через поля да леса… И ничего, весело было и радостно! А снасти? Как же мы обходились складными бамбуковыми «четырехколенками» и спиннингами с обычной круглой катушкой, которая в неумелых руках наматывала такие «бороды», что спутанную леску потом полдня распутывать приходилось. Первые телескопические удочки появились лишь в конце 70-х (целых 10 рублей!), а безынерционная катушка стоила немыслимо дорого! Сейчас к услугам рыболова столько новейших аксессуаров и электроники, что простому смертному приходится только завистливо вздыхать, подсчитывая кровные копейки, оставшиеся до получки. Зато состоятельный рыбак выезжает на лов с немыслимым снаряжением, сопоставимым по стоимости с  внедорожником. Но даже полностью скупив рыболовный  ассортимент крупного магазина, не стоит рассчитывать на богатый улов. Рыба есть везде, практически в каждом водоеме, но нужно уметь ее взять, иными словами – знать и чувствовать. Ни один самый современный эхолот не сравнится с чутким сердцем бывалого рыбака, который бредет себе задумчиво по бережочку, и вдруг затрепещет все внутри, пробежит по телу легкая дрожь: здесь!



Всех рыбаков можно разделить на Моцартов и Сальери – беззаботных романтиков и тщеславных зануд

Я бы поделил всех рыбаков на Моцартов – беззаботных шалопаев, которые ловят исключительно по наитию, порой, не отдавая себе отчета в собственных действиях, и Сальери – «алгеброй поверяющих гармонию», руководствующихся теорией и вооруженных самой современной техникой. Какая между ними разница? Мотивация! Сальери едут за рыбой с тщеславной надеждой убедить всех вокруг в собственном опыте и верности своих расчетов. Их мечта – взять больше других, сфотографироваться с щукой величиной с большую белую акулу, выложить фотку в соцсетях и ревностно подсчитывать «лайки». Моцарты – романтики. Их манит щемящее чувство, которое можно испытать только на утренней зорьке. Туман по-над водой, мутное небесное око прозревает в пелене облаков, исходится трелями в черемуховых зарослях неугомонный соловей, не заметивший рассвета, переливистая покойная гладь воды – и вдруг: дерг-дерг! Пару раз нырнув «с головкой», доселе недвижимый поплавок пускается в пляс, сердце колотится в груди, руки дрожат… Нет, друзья мои, ради этого стоит жить! Ну а рыба для настоящего Моцарта – дело второстепенное.

Чуть было не написал: «вам самим решать, какая категория ближе вашей натуре», но вовремя спохватился. Нет, это выше нас, и вовсе не нам решать. Наш тип сокрыт в характере, прошит в генах, а рыбалка просто выявит кто вы – художник или зануда.

А что, вы и правда ни разу не держали удилище в руках? Не стоит этого стесняться, вы далеко не одиноки. Просто преодолейте себя, сделайте первый шаг, и вы поймете, что вы чуть было не потеряли!


 

ОТ ВЕРТЛЮГИ ДО ПОДПАСКА
Вот вы уже и задумались: что это за слова такие? Знаете, я и сам много лет довольно успешно ловил рыбу, совершенно не вникая в значение мудреных обозначений, столь любимых инструкторами-теоретиками. Бездонная копилка подобной терминологической экзотики – нетленная «Жизнь и ловля пресноводной рыбы» патриарха отечественного рыболовства Леонида Павловича Сабанеева. На самом деле многое в бытии и добыче рыбы сегодня видится, мягко выражаясь, в несколько ином свете. Да и стоит ли так уж заморачиваться всей этой теорией? Например, ваш покорный слуга лишь недавно узнал, что всю сознательную жизнь пользовался удочкой, которую специалисты называют «болонской», и с удивлением выяснил, чем она отличается, скажем, от «аглицкой матчевой удочки». Вот как – век живи, век учись! Осмелюсь предположить, что многие удачливые рыболовы до сих пор не отличают «бланк» от «ваглера», а за слово «фидор» и «по щам» дать могут как за оскорбление – хотя на самом деле «фидер»  это всего лишь метод ловли, сочетающий кормушку-грузило с тонкой снастью. И ничего, ловят люди рыбу без тяжкого бремени теории. К слову сказать, «болонкой» оказалась обычная телескопическая удочка с выдвижными коленами. На самом деле это оптимальное решение, поскольку современные композитные материалы позволяют сделать такое удилище очень длинным (лишние колена можно и не выдвигать) и настолько легким, что его можно без особого труда держать одной рукой. Так что всем новичкам рекомендую именно «болонскую удочку».  Сделайте первый шаг, а уже на втором и третьем будете постигать разницу между крючками или поплавками. Кстати, по секрету доложу: мой любимый поплавок, верно прослуживший много лет на горе пресноводной рыбе, являл собой обычную иглу дикобраза, некогда найденную в барханах туркменской пустыни.


 

«УЛОВИСТОЕ МЕСТО»
«Уловистое» или «отловиться» – чисто теоретические термины, так может выразиться только великий знаток, в своей нетленной статье объясняющий неразумному дилетанту, по каким признакам можно определить оптимальное место, где можно успешно «отрыбачиться». Как правило, пишутся эти книги и статьи причудливым языком, являющим собой смесь «технической инструкции к эксплуатации…» и псевдонародного стиля типа «индо взопрели озимые». На самом деле на определение этого самого «уловистого места» могут уйти годы. Мой старинный приятель Паша Михайлов несколько лет подряд упорно искал эффективный способ ловли рыбы у себя на даче, на стрелке Оки и Москвы-реки возле Коломны. И – нашел! На стремнине, там, где сильное течение сбивает с ног, на определенной глубине начинался бешеный клев. Павел в гидрокостюме заходил по грудь в воду, пристегивался к специально оборудованному столбику, чтобы не унесло течением, и даже вырезал секатором ветки ивы над головой, чтобы не задевать их удилищем. Зато крупной рыбы он стал ловить столько, что порой не все мог унести  с собой за один раз.



Впрочем, чаще всего открытие одного рыбака быстро становится достоянием всего местного сообщества. У меня дача на Оке, где все то же быстрое, стремительное течение. В таких реках следует искать «затишки» и «обратки» – где-нибудь возле переката или позади мостового «быка». Именно там поток завихряется, создавая обратное течение. Вот в нем-то и стоит вся голодная рыба, чтобы не тратить даром силы. Сообразительные местные мужики стали отгораживать реку плетнями. Неподалеку от берега, где глубина позволяет, вбивают в дно прочные колья и переплетают ветками. Получаются два параллельных плетня, расположенных перпендикулярно береговой линии. Межу ними создается круговой поток, в котором собирается много рыбы. Самое удачная точка лова – граница между «быстряком» и спокойной водой. Но нужно еще и знать, на что здесь рыба идет! Не один месяц ушел у автора этих строк на то, чтобы выведать великую тайну: большинство местных мужиков насаживают на крючки обычные кукурузные зерна из консервной банки! Хотя, есть, конечно, и  общие рекомендации. Выбирая удачное место клева, попробуйте поставить себя на место рыбы. Если вы видите густые заросли подводной растительности – это значит, что здесь можно найти множество мелкой живности. Лучше всего попытать счастья у самой кромки зарослей или забросить приманку в «окошко». Очень хороший клев случается в небольших ямках, которые можно легко обнаружить с помощью эхолота. Ну и, конечно, классическая рекомендация – вычислить кромку у самого спуска на резкую глубину. Однако многое зависит от сезона, от погоды, от времени суток и массы других факторов. Всего не учтет даже бывалый рыбак.



ВРАГ РЫБАЛКИ
Мы специально не затрагиваем сейчас такие темы, как ловля донками, переметом, нахлыстом, блеснение, кружки, жерлицы и прочие снасти для хищной рыбы. Все это следующие ступени мастерства. Но вот что забавно: мне не раз доводилось наблюдать эволюцию заядлых рыболовов. Один  предпочитает блесну и спиннинг, захватывающие дуэли с щукой или судаком, другой остался верен поплавочным удочкам, третьего явно потянуло в браконьерство… Но частенько я замечал, как, сделав большой круг и поднявшись на вершину мастерства, самые виртуозные рыболовы возвращались к первозданной простоте. Например, признанный мэтр Геннадий Готилов, ведущий телевизионных «Диалогов о рыбалке», признался автору этих строк, что его любимая снасть – обыкновенная маленькая бусинка на крючке, и все – ни поплавка, ни грузила! Играя ею, Геннадий гарантированно берет рыбу в любом водоеме. Но при этом, конечно, нужно знать, как, где и с кем играть такой примитивной снастью, а это уже вершина профессионализма.

Главный враг рыбалки – лень. Если человек медитирует на поплавок и готов часами неподвижно созерцать красоты пейзажа, рыбак из него не получится. Настоящий  рыбак – всегда в поиске, в активной учебе: экспериментирует с привадами и прикормками, меняет наживку, ищет, щупает, изучает… Скажем, пошел такой человек на тривиального карася – он же не сидит на берегу, лениво отгоняя комаров. Нет! Он всегда в работе: замесил прикормку, добавил ароматизатор (подсолнечное маслице, ваниль или карамельную патоку), разбросал «надушенную» подкормку, оснастил две, а то и три удочки: одну зарядил опарышем, другую – тестовым мякишем, третью – крупным озерным мотылем. Карась – великий гурман и привереда, никто не может угадать, что ему сегодня по нраву: аппетитный червячок или вегетарианская диета. Но вот приманка подобрана, пошел клев. Тут уж не зевай, вытянул карасика – подкормил остальных, подбросил еще привады, вытянул – подкормил, вытянул – подкормил…Так можно держать стаю на одном подкормочном пятне довольно долго и вернуться домой с богатым уловом.

В общем, рыбалка – это не праздное баловство, а вечный творческий поиск.



НЕЗНАНИЕ – НЕ ОСВОБОЖДАЕТ!
Смысл этой фразы понятен каждому, кто слыхал о существовании законов и различных кодексов. Однако далеко не каждый рыбак знает, где проходит грань между правильной рыбалкой и браконьерством. Это не нужно учить наизусть, достаточно просто  понять и запомнить. К браконьерским снастям относятся все сети, от бредней и жаберных до «пауков»-подъемников и «телевизоров» – закидных «экранов». Запрещен любой лов рыбы с помощью взрывов или отравы. Противозаконны снасти, которые калечат рыбу и позволяют вылавливать лишь немногих из тех, кого изранил ловец. Это остроги, «самодуры», «дергачи» и так далее. Ну и, конечно, самая варварская, самая страшная браконьерская снасть – «электроудочка». Мощным разрядом поражается все живое, попавшее в электрическое поле. Самому браконьеру удается выловить лишь малую часть добычи, остальная рыба погибает под водой... В общем, если решили заняться даже любительской рыбалкой, то начните с правил: что можно, а что нельзя? Что запрещают временно, а что запрещено категорически. В законодательстве ответы на эти вопросы сформулированы очень точно и недвусмысленно!

И последнее: рыбалка очень напоминает игру в преферанс. Что общего? Такое же удивительно точное соотношение опыта, просчета и везения. Глупым и жадным может быть только браконьер, а настоящий рыбак – благородный философ. Не верите? Присмотритесь хорошенько к своим знакомым.




Иллюстрации:
1. ©Depositphotos/Igor Aleksiuk.
2-3, 8-9. Gil Elvgren.
4. ©Depositphotos/Ugo Ambroggio.
5-6. ©Depositphotos/Nadiya Vlashchenko.
7. ©Depositphotos/Igor Golovniov.
10. Bill Medcalf.
11. ©Depositphotos/Natallia Yaumenenka.