Охота на лис

30 марта 2015
Охота на лисОсенью традиционно открывается сезон охоты на лис, который длится до самого весеннего гона. Это давняя, мудрая традиция, обусловленная чисто практическими соображениями. Весной и летом лисы занимаются своим потомством, а их свалявшийся и облезлый мех не представляет абсолютно никакой ценности.

К тому же зимой, когда пушнина в идеальном состоянии, лисы наиболее опасны для подворий: голод толкает их на дерзкие набеги и они особенно часто таскают домашнюю птицу. Вот охотники и ступают на тропу даже не с целью добыть трофей, а скорее для того, чтобы найти и обезвредить очередную рыжую воровку. Причем лис не только отстреливают, но и добывают с помощью капканов. Даже отравленные приманки в ход идут. Немудреные методы отстрела и отлова лисы хорошо известны и профессионалам-промысловикам, и любителям, однако редкий охотник (даже опытный) может похвастаться глубокими знаниями в области образа жизни и повадок этого интереснейшего и очень красивого животного.

В любом справочном пособии или охотничьем журнале вы найдете самые подробные рекомендации: как охотиться на лису, как подобрать правильную экипировку, вам предложат сравнительный анализ различного оружия, эксперты убедительно распишут достоинства одного и укажут на недостатки другого, расскажут, какие собаки каких пород нужны для норной охоты, как охотиться на лису с гончими, но… Этого мало. Надо постараться понять лису, предугадать в честном поединке ее очередной ход, научиться смотреть на любую охотничью ситуацию не только своими, но и ее глазами, по ту сторону прицельной планки, и только тогда возможен увлекательный поединок двух умов, двух противников – четвероногого матерого зверя и опытного меткого охотника.




Малыши.
Маленькие лисята очаровательны, но такие же неряхи и
грязнули, как и их взрослые родители

ЛИСЬЯ КОММУНАЛКА
Кто из нас хоть раз в жизни не видел лису? Ее облик знаком любому ребенку, ведь рыжая плутовка – одна из самых популярных сказочных героинь. У всех народов лисы олицетворяют хитрость и вероломство, а у древних китайцев и японцев издревле вызывают смешанные чувства страха и восхищения. Заметьте, ни у одного народа, ни в одной сказке, ни в одной пословице лиса не фигурирует как положительный персонаж. А ведь у лис, особенно у самцов, стоит поучиться благородству и самоотверженности! Самка иной раз рожает до десяти-двенадцати щенков и прокормить такую ораву сама просто не в состоянии. Едва ли не единственным добытчиком и кормильцем становится самец.

С февраля по апрель у лис происходит гон, и самцы довольно ожесточенно дерутся друг с другом за право продлить свой род, оглашая окрестности пронзительными криками и визгами. После спаривания самка ищет подходящую нору и частенько вступает в схватку с конкурентками.


   

Фольклор. Если в европейском фольклоре лиса – всего лишь хитрая плутовка,
дурачащая доверчивых простаков, то в мифологии Юго-Восточной Азии –
это могущественное существо, наделенное высшей мудростью и магической силой


Лисы порой соседствуют с барсуками, их «коммунальные» норы даже соединяются общими ходами. В литературе встречается утверждение о том, что чистюли-барсуки обычно не выдерживают неряшество и вонь своих грязнуль-соседей и уходят обустраивать себе иное жилище куда-нибудь подальше. Что правда – то правда, лисы действительно распространяют очень сильные и неприятные запахи (о чем поговорим ниже) и отличаются изрядным неряшеством в быту. Но барсук вовсе не бежит из дома, брезгливо зажав нос, а убивает или выгоняет вон лису. Норы барсуков – это сложная система длинных и путаных ходов с отнорками и камерами. Иногда они образуют настоящие «барсучьи города», где из поколения в поколение, веками, живут несколько семей одного древнего барсучьего рода. Случается, что беременная лиса занимает какой-нибудь «рукав» такого подземного городка, но в этом случае она тщательно замуровывает проход на барсучью половину. Иначе барсуки непременно проявят агрессию к соседке.

Как только жилище обустроено, самка лисы приступает к своим материнским обязанностям, а самец заботливо кормит и охраняет семейство. Оказывается, самцы дерутся не только за право обладать самкой, но и за почетную возможность добывать пищу и охранять потомство! Причем может случиться так, что покрыл лису один самец, право кормить ее с малышами завоевал другой, а охраняет нору – третий! Сторож отличается такой отчаянной смелостью, что бросается даже на собак и других крупных хищников. Недели три, пока щенки не прозреют и не обретут некоторую самостоятельность, ни одного из самцов (даже родного отца!) близко к детям не подпустят. Мужское дело – охранять и кормить, оставаясь при этом снаружи. И только потом самцу позволят залезать в логово и поиграть с очаровательными малышами. Вот такие нравы царят в лисьем сообществе. Стоит добавить, что если вдруг кормилец погибнет, то любой другой самец сочтет за честь принять его эстафету.




Мышкующая лиса, совершающая невиданные акробатические
прыжки – незабываемое зрелище

ГОРЕ ОТ УМА
То, что лиса умом и сообразительностью превосходит других псовых, – бесспорно. Исключение составляет, пожалуй, только волк. Но он настолько отличается характером и повадками, что никому из этологов не придет в голову сравнивать умственные способности волка с интеллектом его рыжей родственницы. Любопытно, что и лиса, и волк принадлежат к животным, испокон веку считающимся врагами человека. Все народы приписывали им способность привлекать магическую силу для своих злодеяний, с ними связаны легенды об оборотнях. Если в Европе оборотни превращаются почти исключительно в волков (гораздо реже – в медведей), то в Азии этой способностью наделяют именно лис. Сохранилось немало старинных трактатов, содержащих крайне любопытные сведения. Волшебных лис в мифологии много, и все они разные. Например, у древних китайцев и корейцев бытовал культ девятихвостых лис-оборотней Кицсуне, которые могли принимать облик людей, давать мудрые советы, но при случае не брезговали человеческой печенью. Правда, некоторые авторы утверждали, будто девятихвостые лисы злодействуют не по собственной воле, а повинуясь наложенному на них проклятию. Не знаю, легче ли от этого тем, чью печень они сожрали? Мудрость и обаяние Кицсуне были настолько велики, что им ничего не стоило обольстить и погубить любого человека.




Чернобурая лисица. Знаменитая чернобурка – это форма обыкновенной лисицы,
над которой кропотливо потрудились селекционеры


У наших предков Патрикеевна всегда слыла хитроумной воровкой. Хрестоматийная картинка – лиса, прикинувшаяся дохлой, ловит ворон – вовсе не выдумка. Таким простым, но надежным способом лиса умудряется схватить даже ворона, а он гораздо умнее и  осторожнее вороны. Тесты на экстраполяцию, которые решают лисы, могут поставить в тупик даже человека. Внимательно осматривая сетку курятника, рыжая воровка со сноровкой опытного медвежатника без труда находит в конструкции слабое звено: где сгнила доска, где отогнулся гвоздик, где достаточно сунуть морду в сочленение сеток, чтобы раздвинуть их и протиснуться всем телом, а где можно отодвинуть задвижку или открыть крючок. Если рядом будка и собака на цепи надрывается от яростного лая, то лиса даже ухом не поведет, продолжая свое воровское дело. Но если она почувствует реальную опасность, то план спасительного бегства созреет в ее отчаянной голове буквально за одно мгновение. Редкое животное способно так быстро анализировать ситуацию и так быстро принимать правильное решение. Добавьте к этому лисью ловкость. По сетке-рабице лиса карабкается с проворством опытного матроса на вантах, без труда забирается по приставной лестнице на сеновал или чердак, прыгает с головокружительной высоты и даже залезает на деревья. В Америке водятся серые лисы, которых так и называют «древесными»: у них даже когти на лапах способны втягиваться, правда, не до конца, как у кошачьих. Это единственные представители псовых, лазающие по ветвям словно кошки. В Америке самое обычное дело – наблюдать серую лисицу, отдыхающую в большом птичьем гнезде на дереве.




Охотница. Отважная такса мельче лисы, но побеждает ее
не только крепкими клыками, но и силой духа!


Ненависть людей вызывает не только изворотливость, но и неуемная жадность лис. Если никто не мешает, то она может за один визит перерезать всех кур или уток в вольере. В отличие от хорька или ласки, которые от первой же крови впадают в исступленное буйство и просто не могут остановиться, пока не передушат всех жертв, лиса это делает с холодным расчетом. Во-первых, чем меньше останется живых бьющихся и отчаянно квохчущих птиц, тем тише, а значит, безопаснее, никто не прибежит на шум переполоха. Во-вторых, после того как вся добыча будет обездвижена, можно в несколько заходов перетащить ее в укромное место и растянуть трапезу на несколько дней. Автор этих строк не раз расследовал разбойные нападения на курятники и постоянно сталкивался с тем, что лисы поступали именно так.

Недолюбливают рыжих плутовок и другие звери. А что касается крупных хищников (будь то волк или рысь), то они используют любую возможность, чтобы поймать и убить лису, которая для них является прежде всего опасным пищевым конкурентом. Как говорится, «ничего личного». Хотя и лисы не преминут убрать своих конкурентов – ласку, горностая и других мелких куньих.




Лиса частенько встает на задние лапы, чтобы
убедиться, что ей ничто не угрожает


РУЧНЫЕ ЛИСЫ
Лис много, и они повсюду. В зависимости от кормовой базы в одном регионе их плотность выше, в другом – ниже. Мне приходилось встречать лису и в самом центре Берлина, безмятежно сидящую на газоне, и на необитаемом острове посреди соленого озера Маныч-Гудило, на котором нет ни одного дерева, ни одного кустика, зато вдоволь полевок и гадюк. Лисица – очень пластичный вид, приспосабливающийся к любым условиям. Она может питаться чем угодно: любыми мелкими животными, птицами, змеями, насекомыми, рыбой, падалью, ягодами, фруктами, овощами и кореньями… Естественно, там, где на лис не охотятся (например, в некоторых странах Западной Европы), они становятся довольно бесцеремонными и не очень-то опасаются людей. К тому же в большинстве европейских стран нет бездомных собак, составляющих лисам жесткую конкуренцию. Именно собаки не пускают лис в крупные российские города и существенно контролируют их численность в пригородах. Вот почему так спокойно чувствовала себя молодая лисица на берлинском газоне, ничуть не смущаясь близости людей. Правда, ни разу я не видел, чтобы дикие лисы окончательно потеряли осторожность и брали корм из рук, как белки или обезьяны. Другое дело – лисы ручные, выросшие в неволе. Щенки настолько очаровательны, что, когда попадают к людям, первый порыв – непременно оставить их у себя в доме навсегда. Нередко так и поступают. Мне доводилось видеть лис, с которыми гуляли даже без поводка, как с послушной собакой.

Не помню случая, чтобы выросшие в неволе лисята проявляли агрессию. Как правило, они милы и игривы, легко уживаются с котятами и щенками (разумеется, если растут с ними с младых когтей). Но у таких питомцев есть гораздо более серьезные недостатки, нежели рецидивы дикого характера. Во-первых, у лис очень мощный копательный рефлекс. В лучшем случае они начнут копать прямо во дворе или на дачном участке (как правило, в самом нежелательном для вас месте), в худшем – на ковре, на мягкой мебели или на кровати с постельным бельем. Острые когти лисенка легко продерут наволочку, ковровое покрытие или диванную обшивку. Во-вторых, все лисы источают резкий и очень неприятный мускусный запах. Иной раз возле лисьей норы стоит такой «аромат», что хоть святых выноси! Ситуацию усугубляет крайнее лисье неряшество: в туалет они ходят прямо «за порогом», а рядом валяются недоеденные объедки и останки добычи. Даже если своего питомца содержать в идеальной чистоте, постоянно мыть и расчесывать, все равно он будет причинять неудобства всем другим обитателям дома. Стоит зверьку хоть немного испугаться или понервничать, как от него пойдет крепкий характерный дух. А уж если он нагадил на мягкую мебель или кровать, то мебель можно смело выкидывать, поскольку ни одна химчистка не ликвидирует стойкий лисий дух окончательно.






Надо полагать, именно поэтому лиса не стала таким же одомашненным животным, как кошка, кролик или хорек. Хотя еще с 50-х годов прошлого века в Новосибирском институте цитологии и генетики проводится интереснейшая научная программа по одомашниванию лис. Там получили поголовье животных, у которых совершенно устранена антропофобия (боязнь и недоверие к человеку) и атрофированы пахучие железы. В питомнике можно приобрести абсолютно ручных и не источающих неприятный запах лисят – правда, цена на них исчисляется тысячами долларов. Почти таких же гарантированно ручных и не пахучих питомцев продают и в некоторых других зверопитомниках России.


НА ЛИСУ С СОБАКОЙ
Тот, кто видел, как неистово бьется в хозяйских руках и орет от нетерпения такса перед норой на притравочной станции, раз и навсегда поймет, что, если ты завел норную собаку, будь любезен используй ее по назначению! Ценность таксы (любой масти и размера, от карликовой до кроличьей), фокс- или ягдтерьера вовсе не в их внешности, а в рабочем характере неустрашимого, ловкого бойца. На учебном «полигоне» такса, которую хозяин держит одной рукой за уши, другой – подхватывает под живот, почувствовав зверя в норе, рвется в бой с такой яростью, что кажется, будто всю свою собачью жизнь она ждала этого момента. Не охотиться с норной собакой, не участвовать с ней в соревнованиях или хотя бы не тестировать ее рабочие качества, превратив в «диванную» собачонку, – преступление перед теми, кто сотни лет подряд создавал эти уникальные охотничьи породы!

Так что если завел таксу или фокстерьера, будь добр – посещай «полигон». Как проходит учеба? Притравочная нора – это довольно сложное сооружение, имитирующее настоящую нору с камерой и отнорками.  Задача собаки – залезть внутрь, взять лису по месту, заставить отступить назад в более широкую камеру, а там – совершить «размен», то есть развернуться и выволочь добычу наружу. На международных соревнованиях в этом виде охотничьего спорта наши четвероногие спортсмены традиционно занимают призовые места и котируются очень высоко.

Что касается настоящей охоты по лисе в норе, то тут все обстоит несколько иначе, чем на соревнованиях. Во-первых, охотнику предстоит самому найти нору, в которой, возможно, укрылась лиса. Для этого нужно уметь хорошо читать следы и вычислить подходящее место. Зимой любая нора теоретически может служить убежищем любому зверю. Это весной, перед тем как щениться, лисы-самки в жестоких схватках отстаивают право на логово, а зимой ни одна лиса не привязывается к постоянной норе, залезая в ближайшее убежище.

В хорошую погоду лисица устраивает лежку прямо на голой земле или в снегу, там, где широкий обзор и можно издалека почуять опасность. В норе же она прячется либо в сильный мороз (ведь под землей всегда плюсовая температура), либо в сырое ненастье, когда зарядят зимние дожди. И только тогда имеет смысл отправляться на поиски пушной добычи с хорошо обученной норной собакой.

Понятно, что искать нору следует в подходящем месте – там, где ее не подтапливает половодье, и с экспозицией на юг, поскольку щенкам крайне необходимы солнечные лучи. Даже если охотнику повезет и зверь окажется в логове, это вовсе не означает, что добыча будет легкой. Может статься, что собака не сможет вытащить лису, а лишь зафиксирует ее и будет держать на одном месте. Готовы ли вы час-два, а то и все три долбить мерзлую почву, копать землю на лютом морозе или под ледяным дождем? Если нет, то охота на лису с норной собакой – не ваше призвание. В принципе, ходят на лису и с гончими, но… далеко не каждая гончая удержит лису. К тому же лисы не такие предсказуемые, как зайцы, и могут буквально на ходу менять тактику своего спасения. Остаются еще быстроногие борзые. В степных регионах они работают отлично, однако в лесу, где приходится лавировать на пересеченной местности в густом кустарнике и между стволами деревьев, их эффективность резко падает. Однако чем труднее охота, тем острее азарт и сильнее радость победы. А лиса – противник более чем достойный!

Иллюстрации
©Depositphotos: Denis Pepin (с. 52); Mark Duffy (с. 53); Tom Tietz (с. 55); Валерия Мордасова, Василий Фирсов (с. 56);
Сергей Урядников (с. 57); Viktor Cap (с. 58).