Лыжно-гусеничные фантазии от России до Америки

19 марта 2015
Лыжно-гусеничные фантазии от России до АмерикиСейчас снегоходом называют конструкцию с гусеничным движителем и поворотными  лыжами. А вот в былые времена этот тип транспортного средства получал самые разные названия. Моторные салазки, снегокаты, автосани, автомотосани, моторные тобогганы, мотонарты...

Но любые попытки жестко зафиксировать техническую суть нового средства передвижения всегда отставали от полета фантазии создателей лыжно-гусеничного транспорта, придумывавших все новые и новые способы передвижения по тем «серебристым великолепным коврам», о которых писал еще Пушкин.

Писать историю снегоходов трудно прежде всего потому, что этим термином называли самые разнообразные конструкции, способные передвигаться по снегу, – с гребными колесами, шнеками, толкающими костылями. Относилось это название и к аэросаням (см. 4x4 Club № 12’2014). Поэтому, дабы не пытаться объять необъятное, сегодня мы сосредоточимся только на «правильных» снегоходах. Точнее, на тех конструкциях, которые являются вехами в истории этого вида зимнего транспорта.




Легковой автомобиль с «приборами Кегресса» из правительственного
гаража Советской республики (20-е годы)


«ПЕРВОСНЕГОХОДЫ» США
Паровые откатчики бревен Альвина О. Ломбарда – Lombard Steam Log Hauler – имели признаки снегохода: гусеничный движитель, поворот с помощью лыж и тепловой двигатель. Строились серийно в городе Ватервиль штата Мэн с 1901 по 1917 год, было сделано 83 штуки. Весили эти «первоснегоходы» около 20 тонн, нуждались в команде из четырех человек (кочегар, машинист, рулевой и инженер) и расходовали на 1 км пути около 150 кг дров. Но и тянули немало: до десятка саней с бревнами, заменяя 50 лошадей. «Самоходные Ломбарды» перемещались по специальным ледяным дорогам со скоростью около 6 км/ч.

Пионером снегоходостроения на американском континенте стал Карл Элейсон (Eliason) из штата Висконсин. Свой первый снегоход Элейсон построил в 1924 году, использовав лодочный мотор мощностью 2,5 л.с. В 1927 году Элейсон усовершенствовал машину и получил на нее патент, а затем организовал серийное производство. Основу машины составляла длинная и широкая лыжа, в вырезе ее центральной части помещалась гусеница. Подобного вида лыжа напоминала нарты индейцев – тобогганы, и поэтому свои экипажи Элейсон назвал моторными тобогганами. Они выпускались до середины 1950-х, послужив примером для таких именитых компаний, как Polaris и Arctic Cat. Рекламный слоган тех лет гласил: «Идет по любому снегу, или возвращаем деньги!»




Приоритет в постройке снегохода принадлежит Сергею Неждановскому
(на фото – в центре) – его мотосани поехали по снегу уже в 1916 году


РОССИЯ И СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

В 1908 году француз Адольф Кегресс, заведовавший в Царском Селе технической частью императорского гаража Николая II, приспособил один из императорских автомобилей к зимнему бездорожью. Он заменил ведущие колеса гусеничным приспособлением, а к передним прикрепил лыжи. Движитель пришелся кстати в годы Первой мировой войны. Так, в 1916 году на Путиловском заводе для нужд фронта изготовили 30 «приборов Кегресса» для броневых и грузовых автомобилей. В целом же изобретением Кегресса в СССР пользовались вплоть до 40-х годов прошлого века.

Фактически первый снегоход современной концепции построил изобретатель и авиаконструктор Сергей Неждановский. На деревянную раму он установил мотоциклетный полуторасильный мотор,  приводивший ремнями гусеничные хода, размещенные по бокам. Последние представляли собой легкие ажурные цепи со звеньями в форме прямоугольных рамок. Поверх нижней ветви гусеницы помещались опорные лыжи. Во время движения снег проникал сквозь звенья цепи, упирался в лыжу и уплотнялся, позволяя перемещаться по любому снегу. Управление поворотной лыжей осуществлялось при помощи веревок, водитель помещался на велосипедном седле. Скорость движения 265-килограммовых мотосаней по рыхлому снегу составила 12 км/ч. В 1916 году отдел изобретений Московского военно-промышленного комитета выдал изобретателю охранное свидетельство, дав заключение, что его сани «…единственные из выполненных моторных саней, вполне хорошо передвигающиеся по совершенно рыхлому снегу». Вот только за последовавшие почти сто лет построить пригодный для эксплуатации снегоход по принципу Неждановского так и не удалось.




Мотосанки, построенные Николаем Куприяновым в 1927 году,
более всего похожи на «нормальный» снегоход


В первые годы советской власти руководство РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) оценивало различные снегоходные конструкции для своих нужд. Был испытан «ленточный ход» Николая Куприянова к мотоциклу Harley-Davidson (своего мотопрома тогда в стране не было). Дооборудованный подобным приспособлением и двумя лыжами на переднем колесе мотоцикл был положительно отмечен на смотрах РККА. Это подтолкнуло изобретателя к постройке еще двух оригинальных мотосаней. Их компоновка схожа с применяемой на современных снегоходах: две управляемые лыжи и одна гусеница, водитель располагается над гусеницей спереди. Более поздняя модель 1928 года получила капот и ветровой щиток. Мотоциклетный двигатель Jap (5 л.с.) и коробку передач (в то время они выполнялись отдельными агрегатами) Куприянов расположил внутри гусеницы. Гусеничный движитель был подвешен на конце деревянной рамы в двух точках, что позволяло отслеживать неровности. Мотосани углублялись в самый рыхлый снег всего на 3–5 см, показали хорошую поворотливость и надежность – пробег  доходил до 500 км. Однако  серийного воплощения машины не нашли.




Автосани НАМИ-1 Алексея Кузина (1929 год) имели
в основе шасси  и мотор одноименного автомобиля


СНЕГОМОБИЛИ СССР
В 1928 году конструктор Алексей Кузин создал первые отечественные сани-снегомобиль НАМИ-1. Он применил 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения (2900 см3, 20-22 л. с.) от одноименного автомобиля НАМИ. Трансмиссия, по сути, тоже была автомобильная – 3-ступенчатая КПП с реверсом, задний мост с дифференциалом. Ленточный движитель был подобен «приборам  Кегресса», управлялись автосани передними рулевыми лыжами, а кроме поворота руля можно было притормозить одну из гусениц. Вес с водителем, двумя пассажирами и грузом доходил до 700 кг, скорость по рыхлому снегу – до 33 км/ч. Однако неплохие показатели проходимости перечеркивались низкой надежностью, и в серию НАМИ-1 не пошли.

В годы Великой Отечественной войны конструктор НАМИ (в те годы НАТИ) Борис Шишкин спроектировал мотосани для эвакуации раненых с поля боя. На снегоходе была применена независимая подвеска лыж на поперечных рычагах с поперечной листовой рессорой, их малая погрузочная высота и широкая колея придавали машине устойчивость. Оппозитный «воздушник» от мотоцикла М-72 (746 см3, 18 л. с.)  устанавливался внутри гусеничного движителя системы Неждановского – как на мотосанках Куприянова. Критическим недостатком НАТИ-МС-1 был перегрев мотора без дополнительного охлаждения. Доводить машину в военное время не стали.




Прототип снегохода Bombardier  Ж.-А. Бомбардье. 1935 год


КАНАДА

Канадец Жозеф-Арман Бомбардье, энтузиаст снегоходного дела с 1922 года (когда ему было всего 15 лет), в 1936-м выпустил и запатентовал специальную снегоходную машину. Это стало возможным после нескольких лет экспериментов в собственной небольшой компании в Валькурте, штат Онтарио. Снегомобиль (именно так он именовался –  snowmobile) имел 7-местную кабину. «Фордовский» мотор V8 мощностью 85 л. с. позволял разгонять В-7 до 40 км/ч с лишним по любому снегу и преодолевать полуметровые сугробы. Движитель – две гусеницы из резинокордных лент со  стальными поперечными накладками, они приводились в движение ведущими звездочками. Поворот осуществлялся управляемыми лыжами. До 1942 года было выпущено около 150 снегоходов В-7 в разных вариантах и бизнес был успешным, но изобретатель продолжал поиски более простой и легкой конструкции.




Мотосани НАТИ-МС-1 Бориса Шишкина (1942 год) предполагалось
использовать для вывозки раненых с полей Великой Отечественной

РОДОНАЧАЛЬНИК
Этот небольшой и маломощный снегоход Бомбардье, появившийся в 1959 году, перевернул представление о снегоходной технике – теперь стало понятно, что эти машины доступны всем. И тут же грянул взрыв интереса к снегоходам во всем мире. Серийная модель выделялась простотой: две полутораметровые лыжи из березы, мотор – 4-тактный Kohler K-161P мощностью 7 л. с. в передней части и расположенное над гусеницей плоское 2-местное сиденье. Управление – рулем мотоциклетного типа, над мотором – примитивный капот. На первых машинах не было даже световых приборов и ветрового щитка. Тем не менее это был настоящий снегоход, способный перевозить 1–2 человек по любому снегу.

Снегоход позиционировался не как рабочий (такие машины,  весившие около 300 кг, в то время уже выпускали компании США и Канады), а как средство для отдыха и развлечения. Этому способствовали малый вес – всего 135 кг – и простота в управлении за счет автоматической трансмиссии. Именно эта машинка подтолкнула мир к снегоходному буму 70-х, а СССР – к началу производства собственных «снежиков». Но об этом – в следующем номере.




Серийный снегоход Bombardier B-7 канадца Ж.-А. Бомбардье, 1936–1942 годы




Небольшой снегоход Ski-Doo модели SK-60, выпущенный Бомбардье
в 1959 году, перевернул снегоходный мир


Иллюстрации из книги «1942–1992 Bombardier. A dream with international reach»