Монмутская шапка

Монмутская шапка

На страницах нашего журнала мы не раз доказывали, что богатая история есть почти у каждого предмета гардероба: от парки до куртки M65. Есть она и у круглой вязаной шапки. И хотя война в этой истории присутствует лишь фрагментарно, это вовсе не значит, что в ней нет никакого насилия

Представьте, что вы живёте в Англии. Представьте, что это Англия XVI века. На престоле Елизавета I, в царствование которой лично вам живётся не так уж и плохо – вы же крестьянин, а при Елизавете земледелие процветало, и у вас на вашем тихом хуторе всё просто замечательно, но есть одна проблема – запрещают ходить без шапки. Не мама и даже не ваша милая английская бабушка, а сама королева. Актом Парламента 1571 года вам запрещено появляться на улице без головного убора по воскресеньям и любым другим официальным праздникам. Более того, вы должны носить шапку совершенно определённого фасона: «Из шерсти, сшитую и надетую в Англии, сделанную в данной области, произведённую и проданную только шапочниками». В противном случае за каждый день без шапки с вас удержат три шиллинга и четыре пенса. И дело заключалось вовсе не в заботе об утеплённости вашей макушки, а в причудливых гримасах английского импортозамещения: в моду стали входить иностранные головные уборы, а отечественный производитель рисковал остаться без заказов и не выдержать конкуренции. Акт отменили в 1597 году как малоэффективный, но это, впрочем, никак не сказалось на популярности простой вязаной шапки, которую вас так долго заставляли носить. Она, в конце концов, была тёплой и удобной, так зачем же от неё отказываться?

 

 

Коричневая монмутская
шапка Ye Olde Cappe, которую можно купить в интернет-магазине Tweed Hat
(tweedhat.ru)

 

Шапка называлась монмутской и под этим именем дожила до наших дней. Название появилось в XV веке и связано с городом Монмут, что на юго-востоке Уэльса. Между прочим, Британский совет по археологии признал его одним из 10 древнейших городов Великобритании. Когда-то здесь стоял римский форт Блестиум, а между II и IV веком в городе активно работали с оружием и металлом, но всемирную известность он получил благодаря более мирному материалу. В начале XIV века к северу от Монмута располагался район под названием Арченфилд. Славился он тем, что именно здесь производили самую качественную в округе шерсть. Получали её от овец, чья порода теперь известна как Райланд. Это одна из древнейших пород, выведенных в Англии. Её на протяжении многих веков разводили монахи в Леоминстере и Херфордшире, отправляя пастись на ржаные поля, – оттуда, к слову, и название породы. Те овцы были чрезвычайно пушисты и длинноноги (да и мясисты, кстати, тоже). Их шерсть идеально подходила для производства войлока, чем монмутские умельцы и пользовались. Правда, кто первым придумал классический тип шапки – с небольшой петелькой на макушке, способную разворачиваться в длинный колпак – доподлинно неизвестно. А дальше в дело вступила география: поскольку Монмут находился на реке Уай, что было идеально для логистики, шапки стали беспрепятственно поступать на рынки. К XV веку в Монмуте сформировалось большое вязальное производство, оно фактически стало индустрией, о чём свидетельствуют многочисленные судебные записи. Надо сказать не только русские фамилии, типа Кузнецов, происходят от рода деятельности предка – та же практика была и у англичан. Поэтому за несколько десятилетий в Монмуте резко возросло количество носителей фамилии Capper – шапочник. При этом, что интересно, вязание шапок считалось исключительно мужским делом. Со временем производство расширилось и переехало из Монмута в другие области (свою роль играли и периодические вспышки чумы), но название «монмутская шапка» крепко пристало к этому головному убору.

 

Факты о монмутской шапке:

1. Для чего, помимо крепления стежков, служила петелька на макушке монмутской шапки — доподлинно неизвестно. По одной версии, для подвешивания, по другой — для крепления шапки к капюшону или шлему.

2. Монмутская шапка всегда вязалась как можно более длинной: её можно было использовать и как колпак с полями, почти полностью закрывающий лицо, и подворачивать до самой макушки,
открывая уши.

3. После того, как шапка была связана, её дополнительно стирали, чтобы овечья шерсть уплотнилась.

4. Некоторые мастера, чтобы шапка была ещё плотнее, утаптывали её ногами.

 

Особенно тёплые вязаные шапки ценили солдаты, моряки и рабочие, но в какой-то момент их стали носить все подряд. К примеру, запись в изданной в 1839 году энциклопедии под названием Penny Cycloapedia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge сообщает, что в XIX веке такие шапки «носила большая часть населения Англии и Уэльса». Да что говорить, упоминание монмутской шапки можно найти даже в произведениях Шекспира. В одной из пьес, которая предположительно написана в 1599 году и посвящена уроженцу Монмута Генриху V, есть такие слова: «Ваше Величество изволили сказать истинную правду. Если Ваше Величество изволите помнить, уэльцы весьма отличились в огороде, где рос порей, а потому украсили свои монмутские шапки пореем; и это, как Вашему Величеству известно, до сих пор считается их знаком отличия. Я надеюсь, что и Ваше Величество не брезгует украшать себя пореем в Давидов день...» О монмутских шапках писал Даниэль Дефо, представляя их как любимый головной убор голландских моряков. Одним из первых наших соотечественников (во всяком случае известных), носивших такую шапку, стал Пётр I. Впервые он примерил её в 1697 году, когда работал в Британской Ост-Индской компании. Если захотите, вы сами можете увидеть шапку Петра в Эрмитаже.

Конечно, нынешние круглые шапки с подворачивающимися краями не так уж похожи на то, что носил царь Пётр. Время меняет технологии, и теперь вязка так просто не распускается, да и кнопка на макушке, сдерживающая стяжки, не очень нужна. Впрочем, любители реконструкций и исторических головных уборов до сих пор выкладывают сотни оригинальных лекал на сайтах вроде Pinterest, а некоторые вяжут их сами, стараясь соблюсти оригинальную монмутскую технологию. Например, в нашей стране умельцы из магазина Tweed Hat, специализирующегося на производстве старинных головных уборов, продают самые настоящие монмутские шапки.

Может сложиться впечатление, что шапка – один из немногих предметов гардероба, который не обязан своим происхождением войне. Парка и куртка M65, о которых мы уже рассказывали, в первую очередь нужны были солдатам и лишь потом с военных складов перекочевали в гражданские магазины, а монмутскую шапку с самого начала носили люди мирных профессий, просто спасавшиеся от холода. Впрочем, если вспомнить законы Елизаветы, в какой-то момент решившей принудительно одевать вверенное ей население, утверждать, что история знаменитых шапок никак не связана с насилием, вряд ли получится.  

 

Текст Григорий Туманов