Новое поколение Mercedes-Benz G-класса
В начале 2018 года Mercedes-Benz представил новое поколение G-класса. Внешне легендарный Gelandewagen мало изменился. В глаза бросаются разве что диодные кольца в фарах, остальные отличия не так очевидны: двери стали более округлыми, сместился лючок бензобака, лобовое стекло теперь вклеено… Технически это даже не смена поколений, а очередной рестайлинг W463, производство которого началось ещё в 1990-е
Конечно, самое интересное скрывается внутри, и по сути новый G-класс не имеет ничего общего с предшественником, за исключением разве что нескольких деталей. Невольно возникает вопрос: зачем было запихивать все эти разработки в кузов, дизайн которого в следующем году отметит 40-летний юбилей серийного производства?
Mercedes-Benz Gelandewagen для многих такой же символ,
как и сталинские высотки
Безусловно, G-класс – любимое детище Mercedes-Benz. Далеко не всякий бренд может позволить себе оставлять на конвейере столь долгоиграющий дизайн, тем более штутгартцы любят кардинально менять внешность своих автомобилей от одного поколения к другому. На презентацию G-класса в Детройте не поскупились, арендовав парковку рядом с Detroit Opera House, который в далёком 1926 году, во времена процветания автомобильной столицы Америки, был самым роскошным театром в мире - идеальное место для демонстрации легенды. Вместе с Дитером Цетше, председателем совета директоров Mercedes-Benz, машину представлял сам Арнольд Шварценеггер. Видимо, в компании забыли, что Железный Арни хоть и большой любитель брутальных внедорожников вроде Hummer, но уже давно увлекается экологией, и американские тюнинг-ателье специально для него переделывают пожирателей топлива в электромобили. Не исключено, что то же самое произойдёт и с новым G. Новинка поступит в продажу на территории России летом 2018 года, а базовую версию с дизельным мотором и вовсе придётся ждать до 2019 года. В общем, давайте как следует проводим старый Gelandewagen, тем более что перед началом продаж у дилеров будут хорошие скидки на стоки старых моделей. Так что, возможно, сейчас лучшее время для осуществления своей мечты.
Дизайн G-класса – его визитная карточка, разделяющая автомобильное сообщество на две абсолютно полярные половины. Он словно «Чёрный квадрат» Малевича, в котором одни видят тривиальную геометрическую фигуру, а другие способны разглядеть грандиозное произведение искусства. То же самое и с «Геликом»: кто-то видит в нём лишь машину с аэродинамикой кирпича, а кто-то – величайший из внедорожников. Так или иначе, равнодушных не остаётся. Чтобы понять этот феномен, нужно немного углубиться в историю. В серийное производство Gelandewagen запустили в 1979 году, но задумывали его не общедоступным автомобилем. В конце 1960-х годов иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви, владевшему крупным пакетом акций Mercedes-Benz, потребовался для нужд армии военный внедорожник, созданный с учётом специфических условий эксплуатации в песках Ближнего Востока. Разработка новой машины, унаследовавшей букву G от легендарного шестиколесного Mercedes-Benz G3a, началась в 1972-м. Год спустя был готов деревянный макет, а ещё через год полноценный прототип. В 1977 году построили отдельный павильон предприятия Steyr-Daimler-Puch AG в городе Грац, где начали собирать G-класс и собирают его по сей день. К разработке сразу же подключились военные, которые жёстко регламентировали требования, из-за чего с дизайном особо не заморачивались, поручив работу над стилем «дочке» Mercedes-Benz – тем же Steyr-Daimler-Puch. Кто тогда мог подумать, что этот незатейливый дизайн станет вечным?..
В интерьере нового G-класса из узнаваемого осталось
только близкорасположенное лобовое стекло
К моменту когда представили гражданскую версию, которая, к слову, в некоторых странах продавалась под брендом Puch, в Иране уже вовсю бушевала революция и шаху было не до машин. Гражданские внедорожники предлагались в пяти (!) версиях кузовов: открытый, трёхдверный и пятидверный универсалы, а также короткобазный (2 400 мм) и длиннобазный (2 850 мм) фургоны. Двигателей было всего четыре: два бензиновых (230 G и 280 GE) и два дизельных (240 GD и 300 GD), все комплектовались исключительно четырёхступенчатой механической коробкой передач и подключаемым передним мостом. Спрос как у военных, так и у обычных версий превзошёл все ожидания. Лишь 11 лет спустя в 1990 году появилась нынешняя 463 серия с постоянным полным приводом и фишками типа электронных блокировок, ABS и т. д. Расширили и гамму двигателей, добавив к ним V-образные «шестёрки» и «восьмёрки», появилась AMG-версия – заряженный внедорожник в начале девяностых был не таким рядовым явлением, как сегодня.
Из-за тесноты панели приборов указатель температуры
мотора поместили внутри тахометра
Несмотря на свою компактность, мини-джойстик
селектора передач очень удобен
В новое тысячелетие G-класс вошёл с очередными обновлениями. Салон попытались облагородить, но особой возможности развернуться не было, так что туда просто добавили множество кожаных и деревянных деталей. Вопреки экологическим тенденциям, добившим большинство конкурентов Gelandewagen, вроде того же Hummer H1 и H2, немцы продолжали пихать в свой «квадрат» всё более безумные моторы. В 2005 году появилась версия с компрессорным V8 G 55 AMG мощностью 476 л.с. (позже увеличенной до 507 л.с.) и 700 Нм – самый быстрый на тот момент внедорожник. В какой-то момент до G-класса добрался топовый 12-цилиндровый двигатель G65, и выглядело это так, словно машину заново строили вокруг мотора – других вариантов засунуть его туда просто не было. Не забывали в компании и о нуждах военных – выпуск совершенно «пустой» версии модели с индексом 461 продолжался под названием G Рrofessional.
В итоге у немцев получился невероятно успешный автомобиль, сменивший уже несколько поколений, но сохраняющий популярность и узнаваемый дизайн. При этом в Mercedes-Benz не оставляли попыток осовременить свой «кубик», добавляя внутрь различные элементы других моделей, и G-класс получал все новинки, которые были доступны компании – двигатели, тормоза, электронику, интерьер… Но успешными эти попытки назвать сложно. Зато вместе с ростом культа модели росла и его цена, при том что Gelandewagen нельзя назвать «комфортным Мерседесом». Например, рулевое колесо и приборная панель расположены таким образом, что только люди определённого роста способны наблюдать показания шкал, блок климат-контроля установлен слишком низко, а «планшет», унаследованный от Mercedes-Benz предпоследнего поколения, смотрится здесь совершенно неуместным. Педаль тормоза находится не на своём месте, и вообще к посадке какое-то время придётся привыкать, да и в целом сидеть впритык к лобовому стеклу – сомнительное удовольствие.
В общем, машина, мягко говоря, своеобразная! И дверьми нужно хлопать так сильно, что каждый раз задаёшься вопросом: должен ли он столько стоить? Хотя, вероятно, те, кто всё-таки решился на покупку G-класса, либо не замечают этих «особенностей», либо их терпят. Вопрос лишь в том, зачем, если у немцев есть более комфортные и дешёвые машины, тот же GLS, например. В центре приборной панели находятся кнопки включения блокировок, напоминающие о том, что G – это в первую очередь внедорожник. И его действительно отличают невероятные внедорожные возможности. Даже в случае с версией AMG глубина преодолеваемого брода – 70 см, боковая устойчивость – 70 градусов, углы свеса спереди и сзади – 30,9 и 29,9 градусов соответственно. А уж всевозможные спецверсии с портальными мостами, вроде «4x4 в квадрате» или «6х6», способны покорить любую преграду. Правда, в наше время мало кто использует их по назначению, и большинство всемогущих монстров не видят ничего, кроме московских реагентов и небольших сугробов. Чтобы хоть как-то оправдать их эксплуатацию в городе, появились версии AMG со всеми вытекающими отсюда последствиями: мощный двигатель, доработанная тормозная система и невероятный звук, за который мы так любим заряженные Mercedes-Benz. Всё это и даже больше есть у G63 AMG. Суперкаром он, конечно, не становится, но ездить на нём определённо весело.
Внешне новый внедорожник или копирует предыдущую
модель или заимствует её детали
В нашей стране у Gelandewagen сложился настолько неоднозначный имидж, что когда ты садишься за руль, он начинает менять твой характер. Например, ты вдруг совершенно перестаёшь включать поворотники – зачем, если и так все уступают дорогу. Всё то время пока автомобиль был у нас на тесте, я задавался вопросом: можно ли ездить на «Гелике» и оставаться «хорошим парнем»? Но потом вспомнил, что на этой машине ездит «самый хороший парень» на свете – Папа Римский, и задумался ещё сильней...
Текст Ману Чаподзе
Фотографии Максим Малуев