Открывая сезон. Что и как ломают снегоходчики?

Открывая сезон. Что и как ломают снегоходчики?
Какие основные травмоопасные ситуации поджидают новичка при езде на снегоходе? Наиболее часто встречающиеся неприятности можно разделить на две категории. Первая, войти в контакт с деревом или каким-либо препятствием, спрятавшимся под снегом. Ну а вторая, получить снегоходом по туловищу или голове, во время совместных кувырканий. Конечно, можно ещё уйти под лёд или попросту замёрзнуть, сломавшись или застряв вдали от цивилизации, но сейчас речь не об этом.

ЧТО ТАМ?

Под снегом может быть всё что угодно: от столбика дождевальной установки до тракторного мотора. Мне, например, однажды посчастливилось найти железнодорожный рельс в голой степи. На замёрзшем водоёме тоже не всё так гладко: там встречаются вмерзшие в лёд брёвна или здоровенные грузовые покрышки. Наезд на препятствие даже на небольшой скорости (20–30 км/ч) почти всегда приводит к полёту через руль или удару об него. Как показывает практика, наиболее легко отделываются те, кто в момент незапланированного контакта не сидел, а стоял. Потому что вылетать птичкой, как и отстёгиваться от кувыркающегося снегохода, из положения стоя намного проще, чем из позы вальяжного расслабона.

Въехать в дерево — рядовая ситуация для новичка. Все они говорят примерно одно и то же: «Я поворачиваю руль, а он едет прямо». Чтобы объяснить почему это произошло, надо учитывать множество факторов, таких как особенности управления техникой с короткой узкой гусеницей и с широкой; состояние снежного покрова, который, например, на полянке в лесу может быть рыхлым подтаявшим, а на теневой стороне овражка с твёрдым настом; наличие пассажира или груза, вносящих весомую лепту в поведение снегохода.

КУВЫРКОМ

Понятно, что кувыркнуться можно, воткнувшись передком снегохода в препятствие. Но есть и другие причины. На льду или хорошо укатанном снегу резкий разгон или торможение, а то и просто сброс газа, чреваты боковым скольжением с последующим переворотом. Достаточно небольшого бугорка или рыбацкой лунки, чтобы процесс что называется пошёл. При этом пилота выбрасывает на твердый как камень лёд, нередко прикладывая головой. Ну а в самых неприятных случаях сверху падает ещё и снегоход. На подъёмах, спусках и косогорах тоже возможны красивые уходы. И тут надо не забывать о компенсировании центра тяжести переносом веса тела: на подъёме — вперёд, на спуске — назад, на косогоре — в сторону, противоположную возможному падению.

Прыжки даже с небольших трамплинчиков, могут преподнести массу неприятных сюрпризов. При одних и тех же, казалось бы, условиях, снегоход может лететь с наклоном то на один, то на другой бок. А то и лыжами вниз. Соответственно, нормальное приземление может и не случиться. Также опасность кроется на гребёнках или волнах разбитых трасс. Лыжи, воткнувшиеся в основание волны, отправят в полёт и пилота, и снегоход. Кроме того, при правильном вроде бы приземлении, есть вероятность получить удар под пятую точку, причём весьма ощутимый, вплоть до компрессионного перелома позвоночника.

При прочих равных, больше шансов остаться целыми у тех, кто не поскупился на экипировку. Шлем обязателен, а жёсткие ботинки, защита коленей и панцирь-черепашка на тело — крайне желательны.

Самый правильный способ научиться ездить по снегу – совместные выезды с опытными товарищами. А вот катание в одиночку сродни русской рулетке, когда в барабане револьвера оставлена половина патронов. Даже при наличии телефона помощь может прийти слишком поздно, потому что вылезти со сломанной ногой из-под снегохода  не всегда возможно. А дедушке Морозу всё равно, он ждать не будет.