Джулиан Барнс «Портрет мужчины в красном»

Остроумные зарисовки на тему вечного противостояния Лондона и Парижа
Джулиан Барнс «Портрет мужчины в красном» (издательство «Азбука Аттикус»)

 Новый роман английского писателя Джулиана Барнса стоит прочесть по двум причинам. Во-первых, вы сможете блеснуть в светском обществе: Барнс считается живым классиком и тот факт, что вы успели ознакомиться с его наисвежайшим произведением, значительно повысит ваш рейтинг. Во-вторых, несмотря на обложку и название, это достаточно увлекательное, местами даже весёлое чтиво. Особенно если вы не забыли, что когда-то ездили в Европу.

Формально в центре повествования находится доктор Поцци – тот самый мужчина в красном с картины художника Джона Сингера. Но на самом деле персонажей в книге гораздо больше и перечислять их не имеет особого смысла. По сути, книга представляет собой размышления о природе отношений французов и англичан. Если вы бывали во Франции, то наверняка помните с какой снисходительной брезгливостью смотрят на вас местные официанты, когда вы пытаетесь говорить с ними по-английски. Так вот, это ещё цветочки! Корни взаимной ненависти уходят вглубь веков: «В основном бритты перебирались во Францию для того, чтобы избежать скандала (и продолжить свой скандальный образ жизни): там находили прибежище высокопоставленные банкроты, двоеженцы, шулеры и гомоэротоманы. К нам сюда присылали свергнутых лидеров и опасных бунтарей; мы отправляли туда нашу чванливую шушеру».   

Всё это подкрепляется примерами реальных исторических личностей (например, предположением что если бы Оскар Уайльд бежал в Париж, ему не пришлось бы сидеть в британской тюрьме за гомосексуализм), а так же описаниями светских раутов и интимных подробностей богатой жизни многочисленных персонажей.

В общем, если вас не слишком пугают толстые книги, вы наверняка получите удовольствие. Особенно занятно читать это в период брексита, закрытия границ и отмены авиасообщения. Рассказать персонажам книги — они наверняка повеселились бы. Оскар Уайльд уж точно.

Текст Владислав Ковлейский