Главный научный сотрудник Toyota считает, что гибриды лучше электромобилей
Как и многие в лагере Toyota, Гилл Пратт не считает, что с внедрением электромобилей нужно торопиться.
Позиция Toyota в отношении электромобилей резко контрастирует с мнением других крупных игроков отрасли. Хотя у марки наконец-то появился современный электромобиль bZ4X, она всё ещё очень медленно электрифицирует свой модельный ряд. В прошлом году генеральный директор компании предупредил, что резкий переход на электромобили, с отказом от двигателей внутреннего сгорания, может нанести существенный ущерб экономике Японии, а совсем недавно он заявил, что важно оставить клиентам возможность выбирать между электромобилем и автомобилем с обычным двигателем. И такое направление мыслей характерно не только для генерального директора Toyota. Гилл Пратт, генеральный директор Исследовательского института Toyota, тоже считает, что будущее автомобилей не начнётся и не закончится электромобилями, полагая, что слишком многие поддались электрическому ажиотажу.
Пратт – чрезвычайно умный человек, занимающий позицию главного научного сотрудника Toyota. В своё время он возглавлял отдел робототехники в Агентстве перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. Как и многие, Пратт считает, что климатические изменения представляют серьёзную проблему, но резкий переход на электромобили – не лучшее её решение.
«Литий-ионные аккумуляторы не лишены недостатков» – сказал Пратт в беседе с Autocar. «Их делают с использованием редкоземельных металлов, в отличие от ДВС, изготовленных из более дешёвых и распространённых материалов. К тому же, они слишком много весят. При этом, подключаемые гибриды и полная электрика, по сути, очень близки». Другими словами, в настоящее время он предпочёл бы гибрид. В качестве примера, Пратт использует Tesla своей жены. «Я могу говорить об этом по собственному опыту. Мы с женой купили Tesla Model X, потому что дружим с главным инженером Tesla. Это невероятный автомобиль! Но моя жена использует его, чтобы проезжать около 50-ти километров в день, а это означает, что 90% батареи никогда не используется. Мы просто таскаем с собой весь этот вес, всё это дорогое сырьё. Лучше использовать эти элементы питания в восьми PHEV, таких как Toyota RAV4 Prime, где та же ёмкость способствовала бы гораздо большей экономии топлива и сокращению выбросов».
Хотя Пратт признаёт, что автомобили с нулевым уровнем выбросов крайне важны, он говорит, что «Мир не придёт к этому одновременно... Это не решение для всего мира». Как и другие члены команды Toyota, он видит опасность в том, что компания начнёт выпускать слишком много электромобилей, которые клиенты просто не станут покупать, потому что в их регионе нет полноценной инфраструктуры зарядки. Недавно об этом же говорил генеральный директор Ford Джим Фарли.
Пратт добавил, что в таких странах как Норвегия, да и других частях Северной Европы, достаточно зелёной энергии и зарядной инфраструктуры для работы электромобилей, но так пока не везде. Подводя итог, Пратт говорит, что «нынешнее разнообразие вариантов – это сила, а не слабость. И CO2 – это враг Земли, а не просто тип двигателя». По его мнению, разнообразие отражается и в продолжающемся развитии Toyota водородной энергетики (такие автомобили как Mirai).
Глобальный подход к сокращению выбросов может привести к тому, что в течение следующего десятилетия Toyota продаст меньше электромобилей, чем конкурирующие с ней бренды (например, Volkswagen), но в конечном итоге японский гигант может стать тем, кто создаёт именно те автомобили, которые действительно нужны его клиентам по всему миру.