Не бросайте друзей! Репортаж из собачьего приюта

Не бросайте друзей! Репортаж из собачьего приюта
Многие из нас хотели бы спасти брошенный автомобиль, грустно ржавеющий во дворе, под гниющим слоем прошлогодней листвы. Потому что нам кажется, что у машины тоже есть душа, и она страдает без присмотра и заботы. Что же должны чувствовать собаки, кошки и другие животные, брошенные хозяевами?

В рамках программы «Внедорожник года. Добрые дела», на нашей LADA Niva Travel мы отправились в центр помощи бездомным животным «Беригиня» (именно так, через «и»), привезли корм, экологичную мойку, электропилу, дрель и зарядные устройства от нашего постоянного и очень отзывчивого партнёра Greenworks, и пообщались с теми, для кого спасение стало делом всей жизни.

Под жарким июльским солнцем мы идём вдоль десятков вольеров, стоящих за высоким забором на окраине села в Наро-Фоминском городском округе Московской области. Их обитатели встречают нас громким, но на удивление беззлобным лаем. Собаки суетятся от радости, виляют хвостами, просовывают мокрые носы сквозь редкую сетку. «Это они вас так приветствуют,» – знакомит с постояльцами приюта директор Ольга Царькова. «Сейчас у нас всего шесть постоянных сотрудников, а питомцев больше трёхсот, и каждому хочется, чтобы на него обратили внимание, хотя бы погладили. Очень помогают волонтёры, которые приезжают по мере возможности». Агрессии в поведении беспризорников действительно не чувствуется, хотя многие оказались здесь из-за человеческой, а иногда и нечеловеческой, жестокости.

«Это Бака» – знакомит нас Ольга, «Её избили палкой, утыканной гвоздями, и нам пришлось её долго лечить. А это Тика – бездомная, мы забрали её прямо с улицы, больную, с инфекцией. Вылечили, и сейчас она вполне здорова. Конечно, на свой возраст, потому что она дама солидного возраста, но от перенесённой болезни остался небольшой тик. А здесь у нас Брат» – Ольга показывает на обаятельного пушистого пса с добродушной мордой. «Когда его друга Бокса сбила машина и он лежал на обочине, Брат выбегал на дорогу и лаял, чтобы привлечь внимание проезжающих. Нам сообщили – мы приехали. Брат от Бокса не отходил, пришлось забрать в приют обоих».

В приюте можно услышать десятки подобных историй, и почти всегда животные в них оказываются человечнее людей. В отдельной комнате, на втором этаже бетонного ангара, который служит карантинным пунктом для передержки собак по программе «Отлов» (стерилизация, вакцинация и возврат в среду обитания), сейчас живут кошки. Грустные события и жестокость не обходят их стороной. Ольга достаёт из бокса Эвону, аккуратно массируя и поглаживая напряжённое тельце. У Эвоны совсем нет лап, она не может полноценно двигаться, чесаться и каждый такой массаж доставляет ей огромное удовольствие. Её нашли зимой, заметив целую стаю кошек, сгрудившихся у замёрзшей лужи. Оказалось, Эвона вмёрзла в лёд и кошки пытались ей помочь, отогреть своими телами. Возможно, её сбила машина, с тупым самовлюблённым идиотом за рулём, а подобрать и отвезти к ветеринару никто не подумал. К сожалению, Эвону нашли слишком поздно – отмороженные лапы пришлось удалить в хирургическом отделении приюта.

Кстати, в «Беригине» работает квалифицированный ветеринарный врач, соучредитель приюта – Алина Юрьева. Она может не только оказать первую помощь, но и провести сложную операцию, вылечить тяжело больное животное. На её счету не одна сотня спасённых. К сожалению, не всех из них удаётся вернуть к нормальной жизни. На стол стационара запрыгивает огромный кот с роскошной шерстью. «Похоже без мейн-куна здесь не обошлось» – улыбается Ольга, но паспорта у него нет. Назвали просто – Кот. Как такое чудо оказалось на улице? «Скорее всего, бросили хозяева. В приюте мы его обследовали и нашли онкологию».

Из больничного отделения вновь выходим на улицу, к будке, вокруг которой в траве натоптана дорожка по длине привязи. Навстречу, балансируя на двух передних лапах, выбегает пёс Онтарио. Задних у него нет, но и на одних передних Онтарио не ковыляет, а уверенно двигается. Обычная история – лапы перебиты на дороге, пса оставили на обочине, в приют попал слишком поздно и ампутации избежать не удалось. Почему на привязи? К людям, несмотря на травму, он относится хорошо, а вот других собак не переносит – лезет в драку, потому и живёт отдельно.

Собак с двумя или тремя лапами, тяжело больных, с искалеченной психикой тут несколько, но даже таким безнадёжным пытаются продлить жизнь. В «Беригине» разработали проект специально оборудованного «дома для особенных животных», в котором таким как Онтарио будет максимально комфортно. Сейчас на него собирают деньги на «Планете».

К сожалению, приют развивается медленнее, чем хотелось бы его организаторам – как всегда не хватает средств. «Беригиня» – некоммерческая организация, существует на пожертвования, а одного только корма для собак и кошек требуется около 100 кг в день, так что здесь ценят любую помощь, а не только финансовую. Связаться с «Беригиней» проще всего через группу «Вконтакте» . Можно приехать и помочь в уборке территории, в ремонте помещений, просто погулять и пообщаться с собаками, кошками, с конём «Нафаней» и ослом «Мишей», которых спасли от живодёрни. И конечно можно взять кого-то домой – большинство питомцев «Беригини» здоровы, не требуют особого ухода и станут вам верными друзьями и попутчиками в любых путешествиях и приключениях. Кстати, помните Пса из «Безумного Макса» – его взяли на роль собаки Мела Гибсона из приюта.

Текст Григория Алёшина, фотографии Егора Власова.