Карпатское бездорожье труднопроходимо, и трудности начинаются уже на границе
Несколько лет назад мы хотели съездить в Сирию и Ливан на машинах, но проект пришлось отменить. потом задумали ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРПАТЫ – история повторилась. перекроив планы до выяснения обстоятельств и дождавшись затишья, мы все-таки отправились к цели…
Думаю, у каждого из нас есть друзья-украинцы – живущие как в России, так и в Украине. События последнего времени привели к довольно печальному расколу не только двух государств, но и народов. И если с государствами дело темное, то вот народам-то определенно делить нечего, в одной песочнице в детстве в куличи играли.
За последний год мне дважды приходили письма от джиперов из Западной Украины с приглашениями приехать в Карпаты. Смотришь телевизор, потом переводишь взгляд на письмо из Тернополя, затем просматриваешь ленту новостей в сети… Нет, что-то не вяжется. Похоже, у меня дежавю: тринадцать лет назад точно так же я не верил своим ушам, когда меня приглашали в гости в Дагестан. Тогда я набрался смелости, взял отпуск, попрощался с родными и близкими и поехал в ядро экстремизма, терроризма и ваххабизма. Спустя несколько лет с такой же настороженностью съездил в практически недоступную Ингушетию, а потом и в Чечню. И замечу, что из всех этих поездок я возвращался не просто живой и здоровый, а с огромным, неистребимым зарядом веры в людей и с обидой на то, что нам всем так тщательно промывают мозг, что мы считаем аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей, осетин не своими согражданами, а чуть ли не врагами. И вот теперь Украина. Ну что нам делить, простому народу? Что делить московским, челябинским, киевским, тернопольским, львовским джиперам? Решено: едем! Только так можно противостоять сталкиванию лбами – надо просто абстрагироваться от него и не замечать, ведь, как известно, паны дерутся – у холопов чубы трещат.
Самый безопасный и беспроблемный путь пересечения границы нашего западного соседа – в объезд неспокойных регионов. Понятное дело, если вы решите проехать через «горячие» районы, шанс нарваться на большие неприятности просто огромный – война есть война. Но Украина большая, и в Чернигове, Киеве, Днепропетровске, Виннице, Одессе, Львове и многих других городах течет совершенно обыкновенная жизнь. Мы с Евгением Шаталовым (Челябинск) и Валентиной Базаровой (Улан-Удэ) решили въезжать в Украину через Республику Беларусь. Так нам рекомендовали знакомые, которые волею судеб постоянно ездят туда и обратно. Но не все так просто.
ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Существует специальная формула для расчета вашей состоятельности, которую полезно знать: ФО = (20×Пmin):30×(КД+5), где ФО – достаточное финансовое обеспечение, Пmin– прожиточный минимум на одно лицо из расчета на месяц (по состоянию на ноябрь 2015 года он составляет 1330 UAH), КД – плановое количество дней пребывания на территории Украины плюс «запасные» пять дней.
С апреля 2014 года пограничная служба Украины существенно ужесточила правила въезда для мужчин – граждан России в возрасте от 16 до 60 лет. В первую очередь ограничения касаются физически крепких мужчин, которые следуют на территорию Украины в одиночку или в составе небольших групп… Но это же буквально наш словесный портрет, честное слово! Картину, правда, немного разбавляло присутствие девушки на борту, но снять подозрения с добрых молодцев она была не в силах.
Неласковое далеко. Памятник заробитчанам (трудовым мигрантам) в Колочаве.
За время существования села более ста человек погибло
на заработках на чужбине
Лесовик. Если ехать в Карпаты осенью,
то можно заготовить полный внедорожник грибов
Для успешного въезда в Украину россиянам требуется иметь с собой оригинал нотариально заверенного приглашения от гражданина Украины, в котором тот выступает поручителем и несет ответственность за все ваши действия. Также требуется подтверждение финансовой состоятельности. Иностранцы обязаны иметь достаточное количество средств для осуществления поездки. На каждый день путешествия потребуется сумма, равная дневному прожиточному минимуму, умноженному на 20 (обратите внимание на точную форму подсчета). На границе вас попросят предъявить либо наличные деньги, либо официальную выписку со счета карты с печатью банка. Именно с выпиской у нас были проблемы. Деньги на карте были, а вот доказать их наличие на погранпереходе Мохро – Дольск нам не удалось. Тут же мы получили по красному штампу в загранпаспорта с формулировкой «Відмовлено у в’їзді в Україну».
Справедливости ради хочу сказать, что все общение на границе было подчеркнуто вежливым и миролюбивым, большая часть сотрудников удивлялась нашей поездке и смотрела на нас уважительно. Когда же нас развернули, штампик ставился со словами «мне очень неприятно это делать, но я вынужден вас не пустить», а тетушка с автоматом, запускающая на территорию перехода, по-матерински пожалела нас и посоветовала ехать через Доманово.
Контрасты.
На равнине идут дожди, а в горах уже выпал первый снег.
Осень, наверное, самое живописное время года в Карпатах
Интернет-сообщество, следившее за нашей поездкой, тут же поставило крест на наших шансах попасть в Украину с формулировкой «поможет только чудо». Мол, с такой меткой нам путь заказан, и не видать нам ни борща, ни сала. Тем не менее на следующий день мы повторили попытку пересечь границу, обналичив требуемую сумму. В этот раз отправились на соседний переход Мокраны – Доманово. Здесь мы тоже столкнулись с проблемами, но уже на белорусской таможне, которая пытается бороться с подпольным топливным бизнесом. По правилам, каждый, кто пересекает белорусскую границу чаще, чем 1 раз в 8 дней, должен иметь в баке не более 10 литров топлива. Чтобы сжечь излишки солярки в нашем 170-литровом баке, нам нужно было бы сделать полный круг по границе Белоруссии, о чем я и заявил таможеннику. Спас нас все тот же штамп с отказом во въезде в Украину. Пришлось написать объяснительную на имя начальника таможни, и тот поставил резолюцию: «пустить».
На украинской стороне нам крайне удивились. Таможенник даже недоуменно спросил: «Вы всерьез рассчитываете с этим штампом въехать в Украину?», на что наше трио синхронно кивнуло. За прошедшие сутки мы выучили «легенду» для пограничников, где предельно четко описывали свои планы: куда и зачем едем, где и кто нас ждет. Ну и наличие «финансового обеспечения», видимо, подействовало. Пограничник при нас позвонил куда-то «наверх», рассказал об обстоятельствах, о вчерашнем штампике, и что теперь все хорошо, и мы получили разрешение на въезд. На все ушли почти сутки.
Карпаты собирают дань за проезд. Вернуться с гор без
поломок и проблем редко кому удается. Разбортированные
или порванные покрышки – обычное дело в горном бездорожье
Въехав в Украину, мы частенько отвечали на удивленные вопросы: «как вам это удалось?» А машин с российскими номерами за неделю пребывания мы видели всего две. Одна нам попалась навстречу через два километра после погранперехода, а вторая – у наших друзей в Виннице.
Во время путешествия мы ни разу не озаботились охраняемой стоянкой или чем-то подобным. Каждую ночь машина стояла или перед отелем, или во дворе жилого дома. Никаких эксцессов не случилось, а уж машина-то у нас очень заметная, в толпе не затеряется. Ни разу нас никто не подрезал, не посигналил и не показал кулак, напротив, люди удивлялись, улыбались, и тянули большой палец вверх.
В Карпатах нас уже заждались три экипажа джиперов – два из Киева и один из Тернополя. Ребята очень увлеченные, опытные. Ни дня на адаптацию и вкатку нам не дали, утром мы выдвинулись в горы, на один из самых тяжелых маршрутов, именуемый «Кордон Плюс», проходящий вдоль старой польско-чехословацкой границы, существовавшей до 1939 года. Здесь пригодились и 35-е колеса, и лебедка, и хорошая геометрическая проходимость, и палатка на крыше. Маршрут занял неполных два дня, работали на износ, вой лебедок не затихал до ночи. Ребята, пригласившие нас в Карпаты, даже извинялись – мол, красоты-то вы так и не увидели, попали на самый off-road… Наслушавшись про великолепие самых выдающихся Карпатских вершин – Говерлы (2060 м), Петроса (2020 м) и Поп-Ивана (2028 м), мы решили побывать и там. Прошли у их подножия, но по усеченному маршруту, так как на высоте тысячи метров над уровнем моря как назло пошел снег, а цепей у нас с собой не было. Горы не прощают чрезмерной самоуверенности и неоправданного риска.
Неприступное зодчество. Крепостей на Подолье в стародавние времена
были даже не десятки, а сотни. Многие из них дошли и до наших дней.
Самая известная – Каменец-Подольская
Хотинская крепость под черновцами всегда была пограничной.
Хотин в разное время был в составе Киевской Руси,
Османской Империи, Речи Посполитой, Молдавии, Румынии,
Российской Империи, СССР
Погода нас выдавила с гор на равнину, и мы отправились сперва по окрестным музеям, а потом с дружескими визитами в Винницу и Киев. Всю дорогу мы были готовы хоть к какой-то напряженности в отношениях с местными, но ее так и не случилось. И с сервисом после карпатской грязи нам помогали, и радиатор по мойкам посреди ночи возили, и сотрудники ДАI, так здесь называется дорожная полиция, вопреки всем ожиданиям, ни разу не вымогали взяток. Даже отпускали за небольшие нарушения. Трижды нас останавливали для проверки документов, и каждый раз корректно, вежливо и без негативных ноток.
Вглубь веков. Хотинская крепость более аутентична, чем Каменец-Подольская,
во многом благодаря меньшей популярности у туристов
Чудо-башни. Для любителей фортификационных памятников
вся западная часть Украины – настоящее сокровище!
В следующем году мы обязательно вновь отправимся в Карпаты. Политика политикой, а нам нужно дружить. Только так можно заставить конфликтующие стороны видеть друг в друге не противников, а людей, братьев по крови, единомышленников, друзей по увлечению. Как говорится, хочешь изменить мир – начни с себя.