Невинная прогулка по горам с рюкзаком – трекинг
20 августа 2011
Непал – далекая и таинственная страна, снежные пики которой никогда не оставят в покое путешественников и искателей приключений… Сегодня, кроме покорения вершин, в Непале можно предаться и другим не менее экстремальным развлечениям.
Рафтинг по бурным рекам, прыжки в каньонах – банджи-джампинг, сафари по джунглям на слонах в поисках тигров и носорогов. Здесь есть где почувствовать адреналин в крови и где отдохнуть после этого. Но главное все-таки – горы. Ведь здесь находятся 8 из 14 восьмитысячников мира!
«ШАШЕЧКИ» ИЛИ ЕХАТЬ?
После утомительного перелета с двумя транзитными пересадками в Дубаи и Дели наш самолет наконец пробивает кучевые облака и приземляется в Катманду. Минимум формальностей – визу ставят в аэропорту за 40 долларов на месяц, – и мы попадаем в оживленную столицу. Тут же набрасываются таксисты. Не в силах противостоять натиску поначалу даже соглашаемся на их услуги. Пока не доходим до стоянки, где нас встречают видавшие виды индийские «Марути» размером с «Оку», но при этом пятидверные и годящиеся ей в прабабки. Нет уж, спасибо! Нам для четверых с огромными рюкзаками нужно таких, пожалуй, четыре штуки. Оглядевшись вокруг в поисках достойного транспорта, замечаем настоящего красавца а-ля Jeep Wrangler. Но что-то в нем не то: и размером побольше, и кузов цельнометаллический, да и выглядит как-то поархаичнее. Разговорившись с водителем, который на удивление бодро владел английским, узнаем, что это тоже детище индийского автопрома под названием Mahindra. Внутри все как надо – МКПП, раздаточная коробка, минимум электрики и кнопочек. Спереди диван на троих, сзади на четверых, ну а в багажнике так и вовсе стоят деревянные лавки. Автомобиль, готовый к жесткой эксплуатации. Движение в Непале левостороннее, и это сразу решает вопрос об аренде автомобиля в пользу созерцания красот с пассажирских кресел.
КОНУРА НА КРЫШЕ
Мы специально спланировали посещение Непала в разгар празднования самого грандиозного религиозного фестиваля в году – Дасан, кульминацией которого становится обряд жертвоприношения. На заклание идет священное число животных – 108 козлов и водяных буйволов. Для тех, кто ищет более острых впечатлений, можно порекомендовать индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, откуда в очередной жизненный цикл отправляются души умерших и кремируемых на берегах местного аналога Ганга. А еще стоит побывать на площади Дурбар. Один из ее многоярусных храмов назван Хиппи-тэмпл. В те времена, когда пластинки Beatles занимали верхние строчки чартов, далекий Непал стал местом паломничества детей цветов, облюбовавших ступени этого храма для своих психоделических трипов. Место и по сей день располагает к проникновенному созерцанию. Главные достопримечательности столицы – буддистские и индуистские святыни: самая высокая ступа Непала Боднатх и храмовый комплекс Сваямбунатх, прозванный Обезьяньим храмом. Из-за его беспокойных обитателей почти все окна в Катманду украшены решетками, а на плоских крышах-террасах домов стоят будки с собаками. С наступлением сумерек обезьяны спускаются в город для прокорма, ловко перепрыгивая между соседними строениями. Так что первое время досаждавший собачий лай по ночам, как ни странно, оберегал наш сон.
МУЗЫКА КЛАКСОНОВ
Покинув Катманду, отправляемся навстречу приключениям. Дорога в Покхар пролегает по живописным серпантинам и петляет вдоль рек. Хотя полотно и заасфальтировано, местами оно настолько разбито, что лучше бы твердого покрытия не было вовсе. Короткий по европейским меркам перегон в 200 километров занимает в среднем 5–7 часов. Основу трафика составляют грузовики. Причем, несмотря на плохое качество дорог, непальцы не ездят, а гоняют. Приближаясь к закрытому повороту, они обычно не сбрасывают скорость, а начинают усиленно сигналить. Интересно, слышат ли встречные водители друг друга: в кабинах на полную ревет индийская музыка, заглушаемая собственным клаксоном.
...Наслаждение горными видами было неожиданно прервано. На горной трассе сошел оползень, и мы стали заложниками дорожно-ремонтных работ. С обеих сторон образовалась многокилометровая пробка. По словам нашего гида и водителя, в такой можно простоять и сутки. Однако находчивые непальцы, судя по слаженности действий, давно уже придумали выход из подобных ситуаций. Те, кто не обременен поклажей, преодолевают завал пешком, пересаживаются во встречный, развернувшийся транспорт и продолжают путь. Мы тоже вынуждены распрощаться с надежным индийским «ренглером» и, следуя их примеру, продолжить путешествие на… крыше автобуса. Так веселее, да и больше шансов спастись, если придется падать в пропасть…
НЕПАЛЬСКИЕ МАРШРУТКИ
О местных автобусах стоит рассказать подробнее. На самом деле это перекроенные грузовики. В пути мы видели несколько автобусостроительных артелей. Цикл сборки следующий: с рамы срезают кузов и кабину, а потом без всяких шаблонов, на глаз, начинают наваривать трубчатый каркас, поверх которого крепят обшивку. Важнейшая стадия – покраска. В нее вкладывают всю душу, разбрасывая по бортам надписи вроде King of the road и разбавляя их местными пейзажами. О комфорте, понятное дело, речь не идет.
Особенность местных «пассажирских линий» – неопределенное время старта и финиша. Выехав в 9 часов вместо объявленных 6 утра, автобус начинает нарезать бесконечные круги по кварталам и, меняя одного кондуктора-зазывалу на другого, заполняется людьми. А покинув городскую черту и лишь немного разогнавшись, тут же останавливается. Обед! Щуплые непальцы, оказывается, не выдерживают без перекуса больше 3–4 часов. Довершает картину то, что автобус тормозит в каждом селении – и в итоге набивается пассажирами, как московский «Икарус» в час пик.
Рейсовые автобусы в предгорьях обычно полностью забиты пассажирами и багажом
APPLE PIE TRACK
Среди многообразия предлагаемых Непалом вариантов отдыха мы остановились на трекинге вокруг массива Аннапурны. Он не требует ни высокого уровня физической подготовки, ни автономных ночевок: в деревнях, расположенных на удалении нескольких часов ходьбы друг от друга, достаточно гостевых домов. Наш выбор пал на один из наиболее популярных маршрутов, получивший собственное имя – Apple pie track («Яблочный пирог»). Пересекая несколько климатических зон, он позволяет познакомиться с разнообразием растительности и ландшафтов. А для тех, кто не располагает временем, возможны варианты прохождения трека по частям, воспользовавшись одним или двумя перелетами местных авиалиний или добравшись до верхних деревень на внедорожниках. Двигаться по «яблочному» маршруту можно в обоих направлениях, но легче отправиться против часовой стрелки – набор высоты будет происходить плавно, что лучше скажется на акклиматизации.
По таким необычным знакам можно определять силу и направление ветра
В Покхаре нанимаем портеров (носильщиков) и покупаем горную экипировку. Узнав небольшую хитрость, отовариваемся в магазинах, нацеленных на израильтян, во множестве приезжающих в горы. Цены там уже максимально сбиты, что экономит деньги, время и нервы. Через два дня выезжаем на очередном «джипотакси» в сторону поселка Бесисахар. Дорога идет почти без подъема, со слегка заметными перепадами. К вечеру, форсировав несколько бродов, добираемся до ночевки в деревне Нгади.
НЕПОГОДА В ГОРАХ
Первое настоящее пешеходное утро начинается с высоты 900 метров и сразу преподносит испытание. Внезапно начавшийся ливень превращает реку в полноводный бурлящий поток, передвигающий валуны размером с автомобиль. Подвесные мосты становятся длиннее и уже, а переходы по ним напоминают кадры из «Приключений Индианы Джонса». Дождь не стихает весь день и всю ночь, и на следующее утро приходят дурные вести – мосты спереди и сзади смыло. Мы отрезаны от мира, пока их не починят. Воспользовавшись передышкой, сушим мокрые вещи. В такие моменты начинаешь уважать горы и ценить то, что имеешь. Но стихия все-таки отступает, и очередной день похода радует солнцем и редеющим туманом. Тропа круто взбирается на гору, проходя через рододендровый лес, окутанный облаками. Спускающиеся навстречу трекеры делятся впечатлениями. Оказывается, ливни, задержавшие нас на подъеме, на высоте выпадали обильными снегопадами. Перевал заблокирован, а гестхаусы переполнены.
Характерная черта ландшафта – террасные поля на склонах гор
Переправившись на противоположный берег, можно подняться к Ступе Мира. Оттуда открывается грандиозная панорама высочайших вершин планеты
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ
После деревни Братанг тропа ныряет в еловый лес. Из-за резкой смены ландшафта создается ощущение нереальности происходящего, которое усиливается, когда взору предстает гигантская каменная стена. Ущелье в этом месте поворачивает, и ветра отшлифовали полуторакилометровую скалу до блеска. Чудовищный масштаб угадывается лишь по редким, непонятно как закрепившимся в ее трещинах елям. По пути открываются виды на вершины Аннапурна II и IV. Они лишь немногим недотянули до восьмикилометровой высоты, но от этого не менее грандиозны.
Курьезный случай произошел вечером. Заказав шоколадные батончики к чаю, получаем некие роллы из теста, приготовленные в кипящем масле. На вопрос, где же обещанный шоколад, хозяин после театральной паузы, гордо сообщает: «Сникерс инсайд!» Этот деликатес мы сразу окрестили шедевром непальской кулинарии.
Сезон дождей в Гималаях закончился небывалыми осадками – реки вышли из берегов
ВПЕРЕД И ВВЕРХ!
В деревне под названием Мананг запланирована дневная остановка для акклиматизации. Скоротать время можно в кинозале, представляющем собой телевизор и дюжину лавок, покрытых ячьими шкурами. Особо нетерпеливые трекеры отправляются в двухдневный радиальный поход к самому высокогорному в мире озеру Тиличо (4920 м). До границы с Китаем отсюда всего 30 километров.
Возле селения Як Карка нас настигла снежная пурга – идем почти на ощупь. Комнаты-кельи уже даже не гестхауса, а скорее горного приюта, сложены из камней, свет есть только в общей столовой, где возле буржуйки попеременно греются замерзшие путники и их портеры, до этого столовавшиеся отдельно. Ночью в комнате температура опускается ниже нуля. Везет тем, у кого спальники состегиваются!
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Кроме стандартного набора медикаментов для поездок в Азию, включающего средства от желудочных расстройств, стоит взять эластичные бинты из-за частых растяжений и возможности перетрудить суставы, таблетки для обеззараживания воды, пластыри от мозолей, йод и бинты. В целях профилактики горной болезни необходимо принимать таблетки «Диамакс». Крайне желательно иметь расширенную страховку (6 долларов в сутки), покрывающую необходимую вертолетную эвакуацию, чтобы в случае банального вывиха не спускаться несколько дней на осле до ближайшего госпиталя.
Малоопытным путешественникам стоит задуматься о найме портера (10–15 долларов в сутки) и, может быть, гида (15–20 долларов). Носильщики просто несут поклажу, лишь изредка поясняя что-то на ломаном английском, в то время как в обязанности гидов входит сопровождение, рассказ об интересных фактах и знание труднодоступных достопримечательностей. Для экономии можно взять одного портера на двоих, сложив вещи в один рюкзак, а второй оставить в Покхаре до возвращения.
«Горный интернационал»: возле одной буржуйки греются представители множества стран мира
С утра преодолеваем неприятные отрезки с осыпями – склонами, усеянными камнями всех калибров, которые постоянно движутся, грозя перерасти в оползень. Такие участки хочется проскочить побыстрее, но сил хватает только на то, чтобы медленно ползти. Добравшись до Торнг Педи, крайней стоянки перед подъемом на перевал, узнаем, что мест для ночлега нет. Предложение ночевать в бараке, который, судя по запаху, недавно служил хлевом, энтузиазма не вызывает, но выбора нет. Те, кто пришел позже, и вовсе ночуют в столовой на полу. Заснуть на высоте 4.5 километра практически невозможно, все напряжены и почти у всех симптомы горной болезни.
«Пони-такси» не так уж дешево, но для некоторых это последний шанс завершить трек
БИТВА С СОБОЙ
4 утра, подъем. На перевал нужно выйти как можно раньше, до ветров. Вываливаемся на улицу и замираем. Звезды! Такого близкого неба никто из нас еще не видел. Оторопев от зрелища, глотаем двойную порцию таблеток против «горняшки» – и в бой. Вверх по горе уже тянется вереница огоньков. Стуча палками о замерзшую землю, словно гномы, с налобными фонариками лезем за ними. За шесть километров пути необходимо набрать почти километр высоты. Идем в окружении снегов. Светает. Приправленный головокружением от недостатка кислорода пейзаж кажется иллюзией. Каждый шаг отдается в голове барабанной дробью. Периодически встречаются непальцы с пони, подрабатывающие извозом обессилевших туристов. А таких достаточно. Причем на этой высоте 100 долларов за пару километров не кажутся абсурдными. Наконец за очередным снежником открывается перевал. Разноцветные буддистские флажки полощутся на ветру. Делаем засечку на GPS-навигаторе. Мы на высоте 5416 метров! По напряжению сил и эмоций это похоже на финиш лыжной гонки и высадку на Луну одновременно.
На высоте нужно идти в своем темпе, тогда и сил на подъем хватит, и полюбоваться красотами удастся
СКОРОСТНОЙ СПУСК
Когда зона снегов отступает под натиском палящего солнца, спуск превращается в глинистый склон. Бежим вниз уже второй час, но тропа и не думает заканчиваться. Поселок Муктинат виден издалека. До него всего 1700 метров. Но это по вертикали. Почему у нас нет парашютов?!
Вечером собираемся в столовой. По разнообразию продуктов и ценам ясно, что в Муктинат иногда доезжают машины. И поэтому теперь никто из нас не хочет двигаться дальше пешком. Памятуя о долгом перегоне Катманду–Покхара, желание преодолеть за день более чем 120 километров граничит с безумием. Для осуществления этого необходимо сменить несколько автомобилей. Первым оказывается пикап Tata. В высокогорье из-за сухого климата дорога еще довольно приличного качества, основные испытания начинаются ниже. Пересаживаемся из грузовичка в уже знакомый Mahindra. Дорога представляет собой проложенный с помощью взрывчатки уступ вдоль отвесной скалы, напитанной водами сотен ручейков и водопадов. Очередной оползень вынуждает свернуть на слегка обмелевшее каменистое русло реки самого глубокого в мире ущелья – Кали-Гандаки. Движемся по нему несколько километров, время от времени проваливаясь в глубокие промоины. Натужно ревя на пониженной передаче, машина ползет на грани фола. Страшно подумать, что происходит в такие моменты с трансмиссией. Удивительно, но проезжаем. Можно выдохнуть – впереди нас ждет Покхара. Она лежит на берегу живописного озера Фева у подножия Гималаев, что способствует отдыху. Походы в знаменитый на весь Непал стейкхаус восстанавливают силы и психическое равновесие, которое чуть не пошатнулось от бесконечных вегетарианских дал-батов и лапши. Послеобеденный ветерок и спавшая жара располагают к неспешным прогулкам, и лишь грозные пики вершин на горизонте напоминают о пережитом. О борьбе с горой и с самим собой.
Наша команда на отметке 5416 метров!
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ
Маршрут Apple pie track проходит по заповеднику, для посещения которого необходимо заранее приобрести разрешение – пермит (30 долларов) и регистрационную карточку трекера (бесплатно). Оформить документы можно в Катманду или в Покхаре в офисе TIMS – организации, отвечающей за поддержание трекерской инфраструктуры и безопасность походов. Протяженность трека – 220 км, максимальная высота – 5416 метров (перевал Торунг Ла). Среднее время прохождения – 18 дней с дневными переходами по 10–15 километров. Благоприятное время – октябрь–ноябрь и март–апрель. Летом идут муссонные дожди, а зимой в горах обильные снегопады при критических температурах.